Тема номера: Фанерное производство

Фанерная промышленность РФ

Колосс на фанерных ногах

Фанера традиционно относится к наиболее эффективным видам лесоматериалов, что определяется ее большеформатностью и равнопрочностью, меньшей трудоемкостью обработки, возможностью придания требуемых свойств на основе определенного изменения технологии производства и, прежде всего, способностью заменять во многих конструкциях пиломатериалы.

Фанера является прекрасным строительным материалом и находит широкое применение при производстве столярно-строительных изделий, таких как двери, паркетная доска, при изготовлении мягкой мебели, в качестве черного пола и при облицовке внутренних помещений деревянных домов, в авто-, вагоно- и контейнеростроении, в качестве опалубки и других сферах.

Наиболее интенсивное развитие производства клееной фанеры наблюдалось в период бурного жилищного строительства в России с 1951 по 1965 год. Тогда ее производство выросло практически в 3 раза (рис. 1).

В 1951-1965 годах фанера широко применялась при строительстве индивидуальных домов (в основном деревянных) в качестве материала для внутренней облицовки помещений. За столь недолгий срок населением за свой счет и с помощью кредитов было возведено 277,2 млн м жилых домов, что составляет 40 % всего жилья, введенного в России в этот период. Большие объемы клееной фанеры потреблялись также в производстве мебели.

В 60-е годы ХХ века в России было запущено производство нового строительного материала - древесноволокнистых плит. Этот материал широко применялся для внутренней облицовки жилых помещений - существенно уступая фанере по прочности, он был значительно дешевле. За счет этого стоимость стандартных деревянных домов значительно снизилась. Бурное развитие производства древесноволокнистых плит пришлось на период 1976-1980 годов. Фанера предназначалась преимущественно для экспорта.

В 1990-е годы доля клееной фанеры составляла 1,8 % в общем объеме продукции лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности России и 4 % от объема продукции деревообрабатывающей промышленности.

Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной
фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. м)

Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. кв м)

Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной
фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. м)

Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. кв м)

Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую
из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007
годы ($)

Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007 годы ($)
С началом проведения экономических реформ в 1992 году производство фанеры в России начинает снижаться, и к 1995 году падает более чем на 40 %. Более всего сократилось потребление фанеры на производство мебели - в 3,5-4 раза, в строительстве - в 3-3,5 раза. На эти отрасли народного хозяйства приходилось примерно 75-80 % всего потребления фанеры. Вследствие резкого снижения внутреннего потребления многие фанерные предприятия стали искать выход на внешние рынки. В 1990 году экспорт клееной фанеры из России составлял 20,3 % от ее производства, или 324 тыс. м (без учета ее потребления в бывших союзных республиках). В 1995 году уровень экспорта достиг 71,4 % и в абсолютном значении вырос более чем вдвое - до 678 тыс. м . В 1996 и 1997 годах экспорт фанеры из России несколько сократился (табл. 1). Влияние на этот процесс оказали заниженный курс доллара и последствия высокой инфляции в России: в период 1992-1995 годов она составляла 3500 %.

За 7 лет (с 1991 по 1997 год) производство фанеры клееной в России сократилось на 41 %, экспорт вырос практически в 2 раза, внутреннее потребление сократилось в 3,1 раза.

В 1998 году после августовского финансового кризиса в России произошла девальвация рубля. В 1999 году по отношению к 1998 му курс доллара вырос в 2,5 раза. Средние цены на фанеру в промышленности выросли тогда с 2242 рублей в январе 1998 года до 3328 рублей в январе 1999 го, то есть примерно в 1,5 раза, но в долларовом выражении они упали с $374 до $152, примерно в 2,5 раза. В отрасли начался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на российскую фанеру на внешнем рынке. Производство фанеры в стране стало расти высокими темпами. За 8 лет (1998-2006 годы) производство фанеры в России выросло почти в 2,4 раза, среднегодовой темп прироста составил 11,3 %. Внушительный рост наблюдался и в экспорте фанеры, за этот период он вырос в 2,5 раза (табл. 2).

Доля экспорта в производстве фанеры по-прежнему остается высокой: в первом полугодии 2007 года она составила 58,7 %. Однако после экономического подъема доля российского экспорта клееной фанеры постоянно снижалась. Так, за 7,5 лет она сократилась с 69 % в 1999 году до 58,7 %, то есть более чем на 10 %.

Внутреннее потребление фанеры в России в этот период росло поступательными темпами: за 8 лет (1999-2006 годы) оно увеличилось в 2,7 раза и практически достигло уровня 1990 года. Для понимания сути этих тенденций необходимо проанализировать уровень цен на фанеру клееную (табл. 3).

В 1999 году с началом подъема российской экономики рентабельность экспортной фанеры в сравнении с фанерой внутреннего рынка резко выросла - на 43 %. Однако постоянный рост инфляции в России, а также продолжающееся с 2003 года устойчивое укрепление российского рубля содействовали сближению уровня цен на экспортную фанеру и фанеру внутреннего рынка, и к 2005 году эти цены сравнялись. Таким образом, возможности экономического развития, полученные отраслью в результате девальвации рубля в августе 1998 года, оказались исчерпаны.

С 2000 года, когда экспортные цены на российскую фанеру были самыми низкими, и по первое полугодие 2007 года они выросли почти в 2 раза, а отпускные цены заводов (в долларовом эквиваленте) выросли за этот период примерно в 2,6 раза.

За 2006 год цена 1 м российской экспортной фанеры достигла уровня $354, цена фанеры на российских заводах (в долларовом выражении) - $371, что на $17, или на 4,8 %, больше.

Рост внутренних цен на фанеру за 2006 год составил 106,9 %, из них рост за счет инфляции - 102,8 %, тогда как рост цен из-за тенденции укрепления российского рубля составил 104 %. Высокие темпы стабилизации российского рубля снижают конкурентоспособность российской фанеры на внешних рынках.

Из-за высоких цен рост потребления фанеры в 2006 году полностью прекратился. В первом полугодии 2007 года активно повышается цена экспортной клееной фанеры (124,3 %), а также фанеры внутреннего рынка (118,1 %). Однако уровень цен внутреннего рынка оказался ниже, поэтому в 2007 году можно ожидать рост внутреннего потребления фанеры примерно на 8-9 %.

Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007
годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без
НДС в долларовом выражении)

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007 годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без НДС в долларовом выражении)
Одной из причин роста цен на продукцию отрасли стал значительный рост цен на сырье (в себестоимости клееной фанеры доля сырья составляет 40-45 %). Росстат не ведет статистики цен на фанерное сырье, но тенденции роста можно проследить на примере березового пиловочника (табл. 4).

В 2001-2007 годах цены на круглые лесоматериалы значительно увеличились: на хвойный пиловочник они выросли в 3,6 раза, на березовый пиловочник - в 4 раза. Только за первое полугодие 2007 года цены на березовый пиловочник выросли на 65 %.

Однако цены на клееную фанеру на российских заводах увеличились лишь в 2,4 раза, что говорит о постоянном усилении давления сырьевой составляющей на затраты производства.

Столь активное повышение стоимости фанерного сырья вызвано в основном тем, что оно является наиболее дефицитным из всех сортиментов, востребованных в настоящее время в лесном комплексе. Доступные запасы фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, увеличивается также расстояние доставки сырья на заводы. Для производства фанеры требуется сырье только первого и второго сорта и, в зависимости от формата фанеры, диаметром от 16 см для фанеры форматом 1525х1525 мм и от 18 см для большеформатной фанеры, то есть наиболее качественное и крупное сырье, которое встречается в лесонасаждениях в ограниченном количестве. Серьезным фактором роста цен являлось также и то обстоятельство, что фанерное сырье до 1 июля 2007 года в значительных объемах экспортировалось за границу. Это привело к тому, что крупнейшие страны - импортеры клееной фанеры - Япония, Китай и Республика Корея - не закупали фанеру в России. В 2006 году Китай импортировал из России 19,1 млн м хвойного круглого леса и 3,2 млн м березового, Япония и Республика Корея - соответственно 5,1 млн и 2 млн м круглых хвойных лесоматериалов. Благодаря импортируемому из России круглому лесу Китай сделался одним из ведущих экспортеров хвойной фанеры на мировом рынке.

Развитие производства клееной фанеры особенно важно в свете принятия Президентом и Правительством РФ в качестве приоритетного общероссийского национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Ввод жилых домов за 5 лет, в соответствии с данным национальным проектом, к 2010 году должен вырасти более чем в 1,8 раза и достичь 80 млн м .

В настоящее время наблюдается тенденция роста удельного веса деревянных домов в общем вводе жилья в России. При этом до сих пор круг материалов, безопасных для проживания и применяемых при производстве деревянных домов, весьма ограничен. Основными из таких материалов по-прежнему являются пиломатериалы и клееная фанера.

По данным НП «Ассоциация деревянного домостроения», переход на строительство домов из дерева позволит снизить себестоимость продукции как минимум на 40 % и сократить сроки строительства не менее чем в 1,5 раза. При этом приведенная экономия топливно-энергетических ресурсов составит 15-20 % за счет сокращения затрат на производство цемента, бетонных и железобетонных конструкций.

По оценкам ассоциации, к 2010 году объемы ввода деревянных домов заводского изготовления могут вырасти до 10-12 млн м , то есть в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом.

Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по
группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации
за 2005 год

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации за 2005 год
В связи с исчерпанием отраслью возможностей, полученных от девальвации рубля в августе 1998 года, фанерным предприятиям необходимо повышать эффективность производства за счет внутренних резервов. Ниже приводятся основные технико-экономические показатели производства по группам ведущих фанерных предприятий России (табл. 5).

По представленным данным показатели работы отрасли далеки от благополучных. Прибыль по группе из 35 предприятий при средней концентрации 67 тыс. м на одно предприятие составляет всего 10 копеек на рубль оборота, что соответствует 11 % рентабельности. Даже в I группе предприятий, где концентрация составляет 133 тыс. м на один завод, рентабельность не превышает 15 %.

В 1999 году, когда в стране начался экономический подъем, прибыль в отрасли при средней концентрации 39 тыс. м на один завод составляла 28,3 копеейки на 1 рубль продукции, что соответствовало 40 % рентабельности. Чтобы существенно повысить эффективность производства, предприятиям необходимо обеспечить значительный рост производительности труда и существенно поднять уровень концентрации производства. Ниже приводятся показатели годовой выработки на одного работающего по предприятиям, имеющим наивысшую производительность труда в отрасли в 2005 году:
• ЗАО «Чудово - RWS» (Новгородская область) - 2247 тыс. рублей.
• ООО «Сыктывкарский фанерный завод» (Республика Коми) - 1602 тыс. рублей.
• ООО «Пермский фанерный комбинат» (Пермская область) - 1219 тыс. рублей.
• ОАО «Фанплит» (Костромская область) - 1146 тыс. рублей.

При этом весьма любопытны данные, характеризующие объемы производства клееной фанеры на указанных выше предприятиях:
• ОАО «Фанплит» - 193,5 тыс. м
• ООО «Пермский фанерный комбинат» - 178,8 тыс. м .
• ООО «Сыктывкарский фанерный завод» - 163,8 тыс. м .
• ЗАО «Чудово - RWS» - 73,9 тыс. м .

ЗАО «Чудово - RWS» в 2005 году занимало по производству клееной фанеры лишь 15 е место в России среди всех фанерных предприятий. Отсюда можно сделать вывод, что резервы по повышению эффективности производства в отрасли огромны.

Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России,
вырабатывавших свыше 10 тыс. м фанеры в 2005 году

Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России, вырабатывавших свыше 10 тыс. кв м фанеры в 2005 году
В 2005 году фанеру в России вырабатывали 62 предприятия. Примерно 40 % из них производили от нескольких сотен до нескольких тысяч кубометров фанеры в год. Фанерных предприятий, вырабатывавших свыше 10 тыс. м фанеры в год, в России было 39. За 2005 год они произвели 2455,6 тыс. м , или 96,1 % всей российской фанеры, эти же предприятия вырабатывают почти всю экспортную фанеру. Средняя концентрация на одно предприятие, производящее более 10 тыс. м фанеры в год, составляла 63 тыс. м . Эти предприятия объединены в 4 группы (табл. 6).

20 фанерных предприятий России (от 50 тыс.м в год) вырабатывали в 2005 году 2000 тыс. м клееной фанеры, или 78 % всей российской фанеры, в 2006 году таких предприятий было уже 21, и произвели они 2088 тыс. м , или свыше 80 % всей выработанной в России фанеры.

В период с 2007 по 2010 год концентрация производства в отрасли должна заметно увеличиться.

Ожидается увеличение со 120 тыс. до 200 тыс. м мощностей на ЗАО «Фанком», со 100 тыс. до 160 тыс. м на ОАО «Парфинский ФК», будет введен в действие Нововятский фанерный завод мощностью 93 тыс. м в год. В Красноярском крае строится крупнейший в стране фанерный завод мощностью 350 тыс. м клееной фанеры в год.

Валентин ПЕШКОВ,
заведующий сектором деревообрабатывающей промышленности ОАО «НИПИЭИлеспром»