Фанерная промышленность РФ
Колосс на фанерных ногах
Фанера традиционно относится к наиболее эффективным видам лесоматериалов, что определяется ее большеформатностью и равнопрочностью, меньшей трудоемкостью обработки, возможностью придания требуемых свойств на основе определенного изменения технологии производства и, прежде всего, способностью заменять во многих конструкциях пиломатериалы.
Фанера является прекрасным строительным материалом и находит широкое применение при производстве столярно-строительных изделий, таких как двери, паркетная доска, при изготовлении мягкой мебели, в качестве черного пола и при облицовке внутренних помещений деревянных домов, в авто-, вагоно- и контейнеростроении, в качестве опалубки и других сферах.
Наиболее интенсивное развитие производства клееной фанеры наблюдалось в период бурного жилищного строительства в России с 1951 по 1965 год. Тогда ее производство выросло практически в 3 раза (рис. 1).
В 1951-1965 годах фанера широко применялась при строительстве индивидуальных домов (в основном деревянных) в качестве материала для внутренней облицовки помещений. За столь недолгий срок населением за свой счет и с помощью кредитов было возведено 277,2 млн м жилых домов, что составляет 40 % всего жилья, введенного в России в этот период. Большие объемы клееной фанеры потреблялись также в производстве мебели.
В 60-е годы ХХ века в России было запущено производство нового строительного материала - древесноволокнистых плит. Этот материал широко применялся для внутренней облицовки жилых помещений - существенно уступая фанере по прочности, он был значительно дешевле. За счет этого стоимость стандартных деревянных домов значительно снизилась. Бурное развитие производства древесноволокнистых плит пришлось на период 1976-1980 годов. Фанера предназначалась преимущественно для экспорта.
В 1990-е годы доля клееной фанеры составляла 1,8 % в общем объеме продукции лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности России и 4 % от объема продукции деревообрабатывающей промышленности.
Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной
фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. м)
![Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. кв м) Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. кв м)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_1.png)
Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной
фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. м)
![Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. кв м) Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. кв м)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_2.png)
Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую
из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007
годы ($)
![Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007 годы ($) Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007 годы ($)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_3.png)
С началом проведения экономических реформ в 1992 году производство фанеры в России начинает снижаться, и к 1995 году падает более чем на 40 %. Более всего сократилось потребление фанеры на производство мебели - в 3,5-4 раза, в строительстве - в 3-3,5 раза. На эти отрасли народного хозяйства приходилось примерно 75-80 % всего потребления фанеры. Вследствие резкого снижения внутреннего потребления многие фанерные предприятия стали искать выход на внешние рынки. В 1990 году экспорт клееной фанеры из России составлял 20,3 % от ее производства, или 324 тыс. м (без учета ее потребления в бывших союзных республиках). В 1995 году уровень экспорта достиг 71,4 % и в абсолютном значении вырос более чем вдвое - до 678 тыс. м . В 1996 и 1997 годах экспорт фанеры из России несколько сократился (табл. 1). Влияние на этот процесс оказали заниженный курс доллара и последствия высокой инфляции в России: в период 1992-1995 годов она составляла 3500 %.фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. м)
![Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. кв м) Таблица 1. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1990–1998 годах (тыс. кв м)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_1.png)
Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной
фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. м)
![Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. кв м) Таблица 2. Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фанеры в России в 1997–2007 годах (тыс. кв м)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_2.png)
Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую
из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007
годы ($)
![Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007 годы ($) Таблица 3. Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998–2007 годы ($)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-22_3.png)
За 7 лет (с 1991 по 1997 год) производство фанеры клееной в России сократилось на 41 %, экспорт вырос практически в 2 раза, внутреннее потребление сократилось в 3,1 раза.
В 1998 году после августовского финансового кризиса в России произошла девальвация рубля. В 1999 году по отношению к 1998 му курс доллара вырос в 2,5 раза. Средние цены на фанеру в промышленности выросли тогда с 2242 рублей в январе 1998 года до 3328 рублей в январе 1999 го, то есть примерно в 1,5 раза, но в долларовом выражении они упали с $374 до $152, примерно в 2,5 раза. В отрасли начался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на российскую фанеру на внешнем рынке. Производство фанеры в стране стало расти высокими темпами. За 8 лет (1998-2006 годы) производство фанеры в России выросло почти в 2,4 раза, среднегодовой темп прироста составил 11,3 %. Внушительный рост наблюдался и в экспорте фанеры, за этот период он вырос в 2,5 раза (табл. 2).
Доля экспорта в производстве фанеры по-прежнему остается высокой: в первом полугодии 2007 года она составила 58,7 %. Однако после экономического подъема доля российского экспорта клееной фанеры постоянно снижалась. Так, за 7,5 лет она сократилась с 69 % в 1999 году до 58,7 %, то есть более чем на 10 %.
Внутреннее потребление фанеры в России в этот период росло поступательными темпами: за 8 лет (1999-2006 годы) оно увеличилось в 2,7 раза и практически достигло уровня 1990 года. Для понимания сути этих тенденций необходимо проанализировать уровень цен на фанеру клееную (табл. 3).
В 1999 году с началом подъема российской экономики рентабельность экспортной фанеры в сравнении с фанерой внутреннего рынка резко выросла - на 43 %. Однако постоянный рост инфляции в России, а также продолжающееся с 2003 года устойчивое укрепление российского рубля содействовали сближению уровня цен на экспортную фанеру и фанеру внутреннего рынка, и к 2005 году эти цены сравнялись. Таким образом, возможности экономического развития, полученные отраслью в результате девальвации рубля в августе 1998 года, оказались исчерпаны.
С 2000 года, когда экспортные цены на российскую фанеру были самыми низкими, и по первое полугодие 2007 года они выросли почти в 2 раза, а отпускные цены заводов (в долларовом эквиваленте) выросли за этот период примерно в 2,6 раза.
За 2006 год цена 1 м российской экспортной фанеры достигла уровня $354, цена фанеры на российских заводах (в долларовом выражении) - $371, что на $17, или на 4,8 %, больше.
Рост внутренних цен на фанеру за 2006 год составил 106,9 %, из них рост за счет инфляции - 102,8 %, тогда как рост цен из-за тенденции укрепления российского рубля составил 104 %. Высокие темпы стабилизации российского рубля снижают конкурентоспособность российской фанеры на внешних рынках.
Из-за высоких цен рост потребления фанеры в 2006 году полностью прекратился. В первом полугодии 2007 года активно повышается цена экспортной клееной фанеры (124,3 %), а также фанеры внутреннего рынка (118,1 %). Однако уровень цен внутреннего рынка оказался ниже, поэтому в 2007 году можно ожидать рост внутреннего потребления фанеры примерно на 8-9 %.
Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007
годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без
НДС в долларовом выражении)
![Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007 годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без НДС в долларовом выражении) Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007 годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без НДС в долларовом выражении)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_1.png)
Одной из причин роста цен на продукцию отрасли стал значительный рост цен на сырье (в себестоимости клееной фанеры доля сырья составляет 40-45 %). Росстат не ведет статистики цен на фанерное сырье, но тенденции роста можно проследить на примере березового пиловочника (табл. 4).годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без
НДС в долларовом выражении)
![Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007 годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без НДС в долларовом выражении) Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 4. Цены на круглые лесоматериалы в России в 2000–2007 годах (отпускные цены лесозаготовительных предприятий без НДС в долларовом выражении)](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_1.png)
В 2001-2007 годах цены на круглые лесоматериалы значительно увеличились: на хвойный пиловочник они выросли в 3,6 раза, на березовый пиловочник - в 4 раза. Только за первое полугодие 2007 года цены на березовый пиловочник выросли на 65 %.
Однако цены на клееную фанеру на российских заводах увеличились лишь в 2,4 раза, что говорит о постоянном усилении давления сырьевой составляющей на затраты производства.
Столь активное повышение стоимости фанерного сырья вызвано в основном тем, что оно является наиболее дефицитным из всех сортиментов, востребованных в настоящее время в лесном комплексе. Доступные запасы фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, увеличивается также расстояние доставки сырья на заводы. Для производства фанеры требуется сырье только первого и второго сорта и, в зависимости от формата фанеры, диаметром от 16 см для фанеры форматом 1525х1525 мм и от 18 см для большеформатной фанеры, то есть наиболее качественное и крупное сырье, которое встречается в лесонасаждениях в ограниченном количестве. Серьезным фактором роста цен являлось также и то обстоятельство, что фанерное сырье до 1 июля 2007 года в значительных объемах экспортировалось за границу. Это привело к тому, что крупнейшие страны - импортеры клееной фанеры - Япония, Китай и Республика Корея - не закупали фанеру в России. В 2006 году Китай импортировал из России 19,1 млн м хвойного круглого леса и 3,2 млн м березового, Япония и Республика Корея - соответственно 5,1 млн и 2 млн м круглых хвойных лесоматериалов. Благодаря импортируемому из России круглому лесу Китай сделался одним из ведущих экспортеров хвойной фанеры на мировом рынке.
Развитие производства клееной фанеры особенно важно в свете принятия Президентом и Правительством РФ в качестве приоритетного общероссийского национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Ввод жилых домов за 5 лет, в соответствии с данным национальным проектом, к 2010 году должен вырасти более чем в 1,8 раза и достичь 80 млн м .
В настоящее время наблюдается тенденция роста удельного веса деревянных домов в общем вводе жилья в России. При этом до сих пор круг материалов, безопасных для проживания и применяемых при производстве деревянных домов, весьма ограничен. Основными из таких материалов по-прежнему являются пиломатериалы и клееная фанера.
По данным НП «Ассоциация деревянного домостроения», переход на строительство домов из дерева позволит снизить себестоимость продукции как минимум на 40 % и сократить сроки строительства не менее чем в 1,5 раза. При этом приведенная экономия топливно-энергетических ресурсов составит 15-20 % за счет сокращения затрат на производство цемента, бетонных и железобетонных конструкций.
По оценкам ассоциации, к 2010 году объемы ввода деревянных домов заводского изготовления могут вырасти до 10-12 млн м , то есть в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом.
Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по
группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации
за 2005 год
![Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации за 2005 год Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации за 2005 год](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_2.png)
В связи с исчерпанием отраслью возможностей, полученных от девальвации рубля в августе 1998 года, фанерным предприятиям необходимо повышать эффективность производства за счет внутренних резервов. Ниже приводятся основные технико-экономические показатели производства по группам ведущих фанерных предприятий России (табл. 5).группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации
за 2005 год
![Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации за 2005 год Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 5. Основные технико-экономические показатели по группам ведущих фанерных предприятий Российской Федерации за 2005 год](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_2.png)
По представленным данным показатели работы отрасли далеки от благополучных. Прибыль по группе из 35 предприятий при средней концентрации 67 тыс. м на одно предприятие составляет всего 10 копеек на рубль оборота, что соответствует 11 % рентабельности. Даже в I группе предприятий, где концентрация составляет 133 тыс. м на один завод, рентабельность не превышает 15 %.
В 1999 году, когда в стране начался экономический подъем, прибыль в отрасли при средней концентрации 39 тыс. м на один завод составляла 28,3 копеейки на 1 рубль продукции, что соответствовало 40 % рентабельности. Чтобы существенно повысить эффективность производства, предприятиям необходимо обеспечить значительный рост производительности труда и существенно поднять уровень концентрации производства. Ниже приводятся показатели годовой выработки на одного работающего по предприятиям, имеющим наивысшую производительность труда в отрасли в 2005 году:
• ЗАО «Чудово - RWS» (Новгородская область) - 2247 тыс. рублей.
• ООО «Сыктывкарский фанерный завод» (Республика Коми) - 1602 тыс. рублей.
• ООО «Пермский фанерный комбинат» (Пермская область) - 1219 тыс. рублей.
• ОАО «Фанплит» (Костромская область) - 1146 тыс. рублей.
При этом весьма любопытны данные, характеризующие объемы производства клееной фанеры на указанных выше предприятиях:
• ОАО «Фанплит» - 193,5 тыс. м
• ООО «Пермский фанерный комбинат» - 178,8 тыс. м .
• ООО «Сыктывкарский фанерный завод» - 163,8 тыс. м .
• ЗАО «Чудово - RWS» - 73,9 тыс. м .
ЗАО «Чудово - RWS» в 2005 году занимало по производству клееной фанеры лишь 15 е место в России среди всех фанерных предприятий. Отсюда можно сделать вывод, что резервы по повышению эффективности производства в отрасли огромны.
Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России,
вырабатывавших свыше 10 тыс. м фанеры в 2005 году
![Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России, вырабатывавших свыше 10 тыс. кв м фанеры в 2005 году Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России, вырабатывавших свыше 10 тыс. кв м фанеры в 2005 году](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_3.png)
В 2005 году фанеру в России вырабатывали 62 предприятия. Примерно 40 % из них производили от нескольких сотен до нескольких тысяч кубометров фанеры в год. Фанерных предприятий, вырабатывавших свыше 10 тыс. м фанеры в год, в России было 39. За 2005 год они произвели 2455,6 тыс. м , или 96,1 % всей российской фанеры, эти же предприятия вырабатывают почти всю экспортную фанеру. Средняя концентрация на одно предприятие, производящее более 10 тыс. м фанеры в год, составляла 63 тыс. м . Эти предприятия объединены в 4 группы (табл. 6).вырабатывавших свыше 10 тыс. м фанеры в 2005 году
![Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России, вырабатывавших свыше 10 тыс. кв м фанеры в 2005 году Таблица 6. Группировка фанерных предприятий России, вырабатывавших свыше 10 тыс. кв м фанеры в 2005 году](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi47/tb_47-23_3.png)
20 фанерных предприятий России (от 50 тыс.м в год) вырабатывали в 2005 году 2000 тыс. м клееной фанеры, или 78 % всей российской фанеры, в 2006 году таких предприятий было уже 21, и произвели они 2088 тыс. м , или свыше 80 % всей выработанной в России фанеры.
В период с 2007 по 2010 год концентрация производства в отрасли должна заметно увеличиться.
Ожидается увеличение со 120 тыс. до 200 тыс. м мощностей на ЗАО «Фанком», со 100 тыс. до 160 тыс. м на ОАО «Парфинский ФК», будет введен в действие Нововятский фанерный завод мощностью 93 тыс. м в год. В Красноярском крае строится крупнейший в стране фанерный завод мощностью 350 тыс. м клееной фанеры в год.
Валентин ПЕШКОВ,
заведующий сектором деревообрабатывающей промышленности ОАО «НИПИЭИлеспром»
заведующий сектором деревообрабатывающей промышленности ОАО «НИПИЭИлеспром»