Декларация о намерениях
Можно ли помочь развитию экономики в отдельно взятом регионе
Томская область, согласно данным регионального Лесного плана, расположена в таежной лесорастительной зоне и характеризуется максимальной в Западно-Сибирском регионе лесистостью – 61,4%. Запасы древесины оцениваются в 2,8 млрд м3, из которых 1,6 млрд м3 в хвойных лесах.
Регион расположен в юго-восточной части Западной Сибири и граничит с Тюменской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областями, Ханты-Мансийским автономным округом и Красноярским краем. Входит в состав Сибирского федерального округа.
История в цифрах
Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова как военная крепость, это один из форпостов освоения Сибири. Спустя 200 лет, в 1804 году, бывшее военное укрепление стало центром огромной Томской губернии, простиравшейся от островов Северной Земли на севере до Семипалатинска на юге. В губернию входили восемь уездов (позднее – округов): Бийский, Енисейский, Каинский, Красноярский, Кузнецкий, Нарымский, Томский и Туруханский. Это нынешние территории Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Восточно-Казахстанской, Томской областей и часть Красноярского края.
В результате изменений административного деления страны, введенных советской властью, Томск сначала перестал быть административным центром, а в 1944 году был объявлен столицей Томской области.
Сегодня Томская область включает четыре городских округа, 16 муниципальных районов, три городских поселения и 112 сельских, 577 населенных пунктов. В регионе шесть городов: Томск, Северск, Асино, Колпашево, Стрежевой и Кедровый.
В регионе проживает около миллиона человек. Самый густонаселенный Томский район с плотностью населения 8,1 чел./км2. Самый малонаселенный Каргасокский район, 0,2 чел./км2, он же занимает самую большую площадь – 86,9 тыс. км2, или 27,4% территории Томской области.
Расстояние от Томска до Москвы составляет около 3000 км: 3603 км по трассе, 2878 км по прямой – это 4 часа на самолете или 50 часов поездом.
Транспорт
Транспортное сообщение Томской области нельзя назвать даже достаточным. Согласно данным Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года, на момент ее принятия в 2021 году из-за недофинансирования транспортного комплекса из федерального бюджета так и не началась реализация крупных инфраструктурных проектов – Северной широтной автомобильной дороги (СШАД), автомобильной дороги Томск – Тайга и строительства газопровода «Сила Сибири – 2». Кроме того, доля населенных пунктов, не обеспеченных регулярным транспортным сообщением, в 2020 году составила 35,5% вместо 33,8% по плану.
Однако есть и хорошие новости. Глава Томской области Владимир Мазур и глава Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова в середине апреля наконец заявили о начале реализации проекта строительства СШАД, которая соединит Томск, Стрежевой (север Томской области), Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Пермь.
«Проект нужный, надо делать! Для нашего региона это прямое транспортное сообщение между Томском и Стрежевым, создание круглогодичной дороги в левобережной части Каргасокского района, – написал Владимир Мазур в своем Telegram-канале. – Рассчитываем на федеральную поддержку, потому что новая дорога полностью соответствует стратегической линии государства, поможет освоить арктические территории и переориентировать экономику на Восток. А в нашей области поможет построить около 250 км дороги между Стрежевым и Каргаском, 24 моста и реконструировать 280 км от Каргаска до Томска».
Сейчас областной центр и город Стрежевой на севере связаны только авиасообщением. В холодное время года между ними также регулярно прокладывают зимник (трассу по замерзшим таежным болотам), однако автомобильное сообщение возможно всего несколько месяцев в году и нередко осложняется сильными морозами и метелями.
Природные ресурсы и экономика
В Томской области весьма значительные запасы углеводородного сырья, поэтому у сектора добычи полезных ископаемых наибольший удельный вес в экономике. Как следствие остальные отрасли развиваются едва ли не по остаточному принципу. Хотя попытки изменить ситуацию есть: в качестве приоритетных направлений в рамках создания новых инновационных отраслей названы диверсификация топливного-энергетического комплекса, развитие глубокой переработки ресурсов (в малотоннажной химии, нефтехимии и фторидных технологиях, лесопромышленном комплексе и кластере инновационных продуктов в сфере функционального и здорового питания), а также развитие новых промышленных кластеров в высокотехнологичном инжиниринге, микро- и наноэлектронике, точном машиностроении и производстве новейшего оборудования.
В сентябре прошлого года в регионе был разработан Прогноз социально-экономического развития Томской области на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов, учитывающий геополитическую обстановку. Из него следует, что региональные власти рассчитывают на поддержку федерального центра. «Рост экономики будет основан на реализации инвестиционных проектов крупных вертикально-интегрированных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области, за счет разработки и внедрения новых технологий, оптимизации производства, а также реализации национальных проектов», – указано в документе.
При этом, как отмечают эксперты, большая часть месторождений нефти и газа находятся на поздней стадии разработки, и «вовлекаемые в разработку запасы углеводородного сырья не позволяют компенсировать сокращение добычи вследствие выработки высокопродуктивных зон».
Что касается обработки древесины и производства изделий из дерева, то, согласно прогнозу, индекс промышленного производства в 2023–2025 годах в этом секторе должен составить 106,1–106,4% по базовому варианту в результате развития производств глубокой переработки древесины, включая древесные отходы и низкотоварную древесину. Однако уже сейчас предприятия сокращают производство ввиду затоваренности рынка.
Инвестиционные возможности
В конце марта нынешнего года была подписана Инвестиционная декларация, разработанная «в целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в Томской области». «Главными целями инвестиционного развития Томской области являются достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал (в качестве вклада в достижение национальной цели развития) – не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в качестве вклада в достижение национальной цели развития – "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство"», – записано в декларации.
По сути, эта декларация, как и большинство подобных документов, рамочного характера, хотя и содержит перечень показателей, достижение которых будет свидетельствовать о развитии экономики. Однако по факту это всего лишь перечисление возможностей региона и обещание поддержки в так называемом ручном режиме: «Нарушение принципов взаимодействия инвесторов с органами власти Томской области, указанных в настоящей инвестиционной декларации Томской области, нарушение сроков и процедур, установленных сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения в Инвестиционный комитет Томской области, к функциям которого относится оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Томской области, в досудебном порядке».
Текст Юлия Долганова
Другие статьи рубрики Регион номера: Томская область