Регион номера

Три головы лучше

К лесному патрулированию привлекают казаков и волонтеров

Борьба с незаконной рубкой лесных насаждений и контрафактной древесиной сейчас ведется по всей стране. При этом совершенно очевидно, что масштабы российских территорий очень сильно осложняют контроль за ситуацией. На помощь федеральному государственному лесному надзору приходят аэрофотосъемка, наблюдение из космоса, видеокамеры.

В Томской области сделали дополнительную ставку на сознательных граждан: к охране лесов привлекают казаков, создан институт общественных лесных инспекторов.

В 2013 году Департамент лесного хозяйства Томской области заключил соглашение с Томским отдельским казачьим обществом Сибирского казачьего войска о взаимодействии, сотрудничестве и пресечении нарушений требований лесного законодательства региона. Казаки помогают патрулировать леса, приходится, кстати, пресекать не только незаконные рубки, но и заготовление кедровых шишек. В действующем Лесном плане региона указано, что сотрудничество с казачьим обществом продолжится в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2017–2020 годах Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года. Правительством РФ утвержден план мероприятий по реализации аналогичной стратегии на 2021–2023 годы, который, в частности, предусматривает участие казаков в мероприятиях по охране и защите лесов от пожаров и иного негативного воздействия, охране объектов животного мира, в других мероприятиях, направленных на обеспечение экологической безопасности, сохранение и восстановление природной среды.

«Сотрудничество и взаимодействие осуществляются на безвозмездной основе и принципах взаимности. В рамках соглашения казачье общество оказывает содействие лесной охране в проведении мероприятий по патрулированию, направленных на выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства», – записано в Лесном плане Томской области.

Общественные лесные инспекторы появились в Томской области в 2017 году. Обучение тогда прошли 113 человек, за первый год работы они приняли участие почти в 600 совместных с лесной охраной рейдах, в ходе которых удалось пресечь 36 незаконных рубок. В охране лесов участвуют не только мужчины, но и женщины. Например, Людмила Жаглина из Верхнекетского района активно помогала лесникам проводить разъяснительную работу с населением в период обработки лесов инсектицидами против сибирского шелкопряда. А житель Томского района Сергей Новиков сначала помогал лесникам на общественных началах, а вскоре перешел работать в Корниловское лесничество. «Конечно, не все вступившие в ряды общественных лесных инспекторов проявляют подобную активность. Кто-то подключается к сотрудничеству сезонно, кто-то вовсе никак не проявляет себя. Институт общественных лесных инспекторов создан прежде всего для того, чтобы дать возможность неравнодушным гражданам реально участвовать в сбережении лесов», – рассказал тогдашний заместитель начальника регионального департамента лесного хозяйства Игорь Смелянцев.

Объем незаконных рубок в Сибирском федеральном округе сокращается, однако все еще большой. Так, согласно официальным данным Рослесхоза, в 2022 году по всей стране подтверждено более двух тысяч нарушений лесного законодательства, выявленных с помощью дистанционного мониторинга, общий объем рубки, имеющей признаки незаконной, примерно 300 тыс. м3.

«В 2021 году в числе нарушителей были регионы Сибири – Иркутская, Томская области и Красноярский край. Систематический мониторинг дал положительные результаты – количество нарушений в этих регионах снизилось на 33%. За последние три года объем незаконных рубок в России по результатам дистанционного мониторинга снизился в три раза, что говорит о его эффективности, – рассказала замруководителя Рослесхоза Анастасия Винокурова. – Больше всего нарушений с помощью дистанционного мониторинга в 2022 году было выявлено в Амурской, Свердловской областях и Республике Бурятия. На их долю пришлось 46,5% фактов рубки, имеющей признаки незаконной».

Тем не менее в Томской области систематически пресекают деятельность «черных лесорубов», причем довольно часто это не местные жители, которые пытаются бесплатно заготовить древесину для собственных нужд, а нечестные бизнесмены. Так, в Парабельском районе житель Новосибирска нанял бригаду местных жителей, заверив работников, что у него есть все разрешительные документы на заготовку древесины. «По предварительным данным, с целью извлечения материальной выгоды от продажи незаконно заготовленной древесины мужчина нанял на работу бригаду лесорубов, состоящую из жителей Томской области, и, введя их в заблуждение о наличии разрешительной документации, произвел на территории Парабельского участкового лесничества незаконную рубку 84 деревьев породы сосна, береза, осина, кедр, пихта, ель до степени прекращения роста, – сообщили в Управлении МВД России по Томской области. – Сумма ущерба, причиненного государственному лесному фонду, составила около 600 тыс. руб.».

Всего на землях лесного фонда Томской области с начала нынешнего года выявлено 16 фактов незаконной заготовки древесины, треть из них были раскрыты совместно с полицией в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

В прошлом году, по данным Сибирского таможенного управления, наибольшее число уголовных дел о контрабанде леса возбуждали Иркутская, Красноярская, Алтайская таможни и служба Кемеровской таможни по Томской области. К примеру, в апреле 2022 года службой Кемеровской таможни по Томской области был отмечен рост числа уголовных дел, связанных с нарушениями при вывозе древесины, – десять против двух, возбужденных за аналогичный период 2021 года. Однако, как свидетельствует практика, зачастую это не связано с изменением геополитической обстановки.

Так, в августе прошлого года служба Кемеровской таможни по Томской области выявила случай незаконного экспорта из Томской области свыше 5 тыс м3 леса стоимостью свыше 30 млн руб., но новосибирская фирма провернула свою комбинацию еще в 2019–2020 годах. А в сентябре прошлого года прокуратура Томской области направила в суд уголовное дело о контрабанде древесины. По версии следствия, в августе 2020 года и феврале 2021 года обвиняемый для незаконного перемещения приобретенных им у неустановленных лиц лесоматериалов заключил фиктивные договоры о покупке древесины у официальных производителей, исполнять которые не намеревался. По подложным документам он переправил через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС около 1000 м3 древесины стоимостью свыше 13 млн рублей. 

Текст Юлия Долганова

Другие статьи рубрики Регион номера: Томская область

Обзоры ЛПК регионов России