Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Материалы

Апокалипсис отменяется

Реалии и реальность рынка клеев для деревообработки

В апреле 2022 года Европейский союз принял пятый по счету пакет санкций, затронувший в первую очередь химическую промышленность России.

В частности, был введен запрет на поставку товаров 35-й и 39-й группы ТН ВЭД, к которым относятся следующие:

  • все сырьевые дисперсии полимеров и их смесей на водной основе;
  • все отвердители всех типов для разных областей применения;
  • все стабилизаторы, используемые при синтезе химических соединений;
  • все базовые химические компоненты;
  • сырьевые изоцианаты для производства полиуретанов широкого спектра.

Запрет пока не затронул готовые клеевые системы, но многие иностранные производители (к примеру, Henkel, Kiilto, Teknos, BASF) предпочли покинуть российский рынок полностью по политическим и репутационным мотивам. Кроме того, в настоящий момент страны G7 и Евросоюза планируют обсудить введение тотального запрета на экспорт в Россию всей продукции.

Первой забила тревогу и включилась в поиск логистических или альтернативных решений химическая промышленность. Как выяснилось, многие химикаты в принципе не производились не только в России, но и на территории бывшего СССР. Это касается как базовых изоцианатов, так и элементарных и востребованных в химии продуктов, таких как муравьиная кислота. Кроме того, быстро выяснилось, что на рынке почти отсутствуют все базовые водные дисперсии полимеров. Для запуска подобного производства необходимо сложное химическое оборудование, поставки которого в Россию тоже оказались под запретом. Более того, под запретом и требуемые комплектующие: электроника, пневматика, гидравлика, – поэтому есть определенные сложности с созданием необходимых видов оборудования и наладкой химического производства востребованных материалов.

Ровно то же можно сказать про оборудование в целом, в том числе для деревообработки и нанесения клеевых систем – оно просто единовременно стало недоступным.

Положение оказалось сложным для всех отраслей. Но деревообработка отличается от других видов промышленности еще и крайней консервативностью. Многолетняя практика показывает, что на деревообрабатывающих предприятиях не готовы вносить изменения в технический процесс, пока не случится полная остановка предприятия. Только тогда начинают судорожно искать какие-то альтернативы. И это касается не только химии, а всего процесса производства, для которого требуется режущий инструмент, станки, прессы и пр.

По данным Росстата, в 2022 году в России выпущено в общей сложности 12 млн т клеев разного назначения. Из них 1,42 млн т смол различных видов. При этом клеев для деревообработки всего 35 тыс. т (без учета фанерных производств). Следует отметить, что в 2022 году еще не было санкций, присутствовали в полном составе все поставщики импортных клеевых материалов... То есть общее потребление клеевых материалов деревообрабатывающей промышленностью (кроме фанерной) было в пределах статистической погрешности! Неудивительно, что выпуск столь специфической продукции совершенно не интересует гигантов химической отрасли.

Также, к примеру, производство клеев для несущих конструкций осложнено необходимостью длительных и дорогостоящих испытаний клеевых систем по ГОСТ 33122–2022, которые проводятся только в двух профильных учреждениях – СПбГАСУ в Санкт-Петербурге и НИЦ «Строительство» (ЦНИИСК им. Кучеренко) в Москве.

Ну и добавим, что процесс изготовления клеев для деревообработки, ввиду специфичных условий применения и свойств, намного сложнее, чем других материалов, и по формулам и по стадиям производства.

На фоне ажиотажного спроса на имеющиеся химические материалы в иных отраслях промышленности деревообработке может не достаться ничего, тем более что участники рынка не стремятся изменить положение.

Рассмотрим подробнее текущую ситуацию на рынке клеев для несущих конструкций по ГОСТ 33122–2022.

ЭПИ (эмульсия полимер-изоцианата) и ПУР (полиуретан) клеи могут поставляться из-за границы только в виде готового состава. Как отдельные компоненты – под санкциями. Из-за отсутствия производства необходимых компонентов себестоимость их выпуска в России выше стоимости поставки готового клея из Азиатского региона. При этом в производстве ЭПИ-клей наиболее простой клеевой материал, требующий лишь перемешивания необходимых компонентов (до 40% состава – импортные дисперсии), отвердитель же в России не производится и поставляется из-за рубежа только готовым. Полиуретан производится несложным синтезом, в его составе 80% импортных компонентов. Для выпуска необходимых изоцианатных компонентов в России нет производственных комплексов. Большая часть европейских поставщиков ушли с российского рынка по репутационным мотивам.

ММФ (мочевино-меламиноформальдегидные, аминопластовые) и ФРФ (фенол-резорцин-формальдегидные) клеи – импорт отвердителей под санкциями, короткий срок годности ограничивает параллельный импорт, поставки азиатских компонентов невозможны из-за коротких сроков годности. При этом именно эти клеи на 80% могут состоять из российских компонентов, но по технологии необходима муравьиная кислота, которую в России не производят в принципе. Процесс изготовления этих смол довольно сложный, требуется специальное оборудование. Некоторые иностранные производители покинули Россию по репутационным мотивам.

ПВА Д4 (этот клей не предназначен для производства несущих конструкций, однако его нельзя обойти вниманием, поскольку исторически его применяют довольно широко). Готовый клей активно поставляется в Россию параллельным импортом, хотя поставки не запрещены пакетами санкций. Правда, некоторые компании не поставляют его по репутационным соображениям. Изготавливается на основе специфичной дисперсии поливинилацетата, смешиванием, а подобные дисперсии производятся исключительно в Евросоюзе, то есть это стопроцентный импорт. Из-за наложенных санкций производство в России невозможно без серьезных исследований в этой области.

Подводя итог, можно констатировать, что ни в одной группе клеев для несущих деревянных конструкций нет простых решений по импортозамещению. Более того, объем потребления этих видов химической продукции в пределах статистической погрешности.

Что предлагает «Профи»

Компания «Профи» исторически работает на рынке поставок клеевых систем для несущих конструкций, хорошо знает специфику этой области применения клеевых систем и изучила потребности клиентов, самостоятельно поставляет зарубежные химические компоненты и материалы как из дружественных стран, так и по параллельному импорту, разработала оригинальную рецептуру клеевых систем и располагает собственными производственными мощностями. Каждая партия клеевых систем обязательно проходит многоуровневый лабораторный химический контроль, кроме того, производятся тестовые лабораторные запрессовки с контролем физических параметров клеевых швов по влагостойкости и механической прочности. Оформляется паспорт качества партии с отражением полученных результатов.

Постоянно в наличии следующая продукция:

  • ProtoColl D4 – ПВА Д4, страна происхождения Германия (параллельный импорт);
  • ProtoCollEPI – ЭПИ-клей, собственное производство в России. Отвердитель китайского производства;
  • ProtoPUR D и D extra – однокомпонентный полиуретан, страна происхождения Германия (параллельный импорт). Сертифицирован в НИЦ «Строительство» (ЦНИИСК им. Кучеренко) по ГОСТ 33122;
  • ProtoMin – двухкомпонентный меламиноформальдегидный клей (аминопласт), собственное производство в России. Сертифицирован в СПБГАСУ по ГОСТ 33122;
  • ProtoRez – двухкомпонентный смесевой резорцин-формальдегид, собственное производство в России. Разработан, проходит стадию промышленных испытаний;
  • оборудование – ручные полуавтоматические машины для нанесения полиуретанов, автоматические машины «старт-стоп» для полиуретанов и ЭПИ-систем, автоматические машины для раздельного нанесения меламиноформальдегидных клеев. Собственная разработка и производство в России.

«Профи» осуществляет техническое и технологическое сопровождение клиентов. 

Подробная информация на сайте www.proto-profi.ru и по телефону +7(499) 322-86-46

Текст
Михаил Тарасенко, ООО «Профи»