На разных уровнях
Ряд вопросов лесного хозяйства может решить регион, для других необходимо госрегулирование
В конце мая в Тверской области одобрен перевод в лесной фонд еще свыше 130 га земель сельхозназначения – в Весьегонском округе, заросшие лесной растительностью, не пригодные для иной хозяйственной деятельности. Переводом неиспользуемых земельных участков в лесной фонд и их своевременной постановкой на кадастровый учет в регионе занимаются постоянно, и в ручном режиме.
Так, в январе Межведомственная комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям одобрила перевод шести участков общей площадью около 268,1 га в Нелидовском городском округе из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, а также участка площадью около 69,6 га в Максатихинском районе. В 2018–2022 годах в Тверской области, согласно официальным данным, 57,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения переведено в земли лесного фонда.
«Перевод земельных участков в состав лесфонда – это одно из важнейших условий выполнения задачи развития лесного комплекса, поставленной президентом России, – отмечает губернатор Тверской области Игорь Руденя. – Сельхозучастки, покрытые лесом, вовлекаются в работу, предоставляются лесопользователям. Таким образом мы обеспечиваем сырьем деревообрабатывающие предприятия, предотвращаем незаконные рубки».
Подобные вопросы регион решает самостоятельно, перевод земель в иную категорию может инициировать даже муниципалитет. В то же время некоторые правовые проблемы следует урегулировать на государственном уровне. Поэтому Тверская область поддержала ряд законопроектов, направленных на рассмотрение в Государственную думу и касающихся совершенствования работы лесного комплекса в целом.
К примеру, от имени Законодательного собрания Респуб¬лики Карелия к заместителю председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко, депутатам и сенаторам направлено обращение по вопросу внесения в Государственную думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину».
О том, что процесс реализации древесины, покалеченной в ходе строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, водохранилищ, гидротехнических сооружений, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры крайне сложный и длительный, говорили уже не раз. В результате за время прохождения всех административно-бюрократических процедур спиленные деревья превращаются в неликвид. Как рассказали в региональном парламенте, Министерство природных ресурсов и экологии РФ разработало проект федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину, который предусматривает приобретение лицами, использующими леса в соответствии со статьями 36, 38–47 Лесного кодекса РФ, права собственности на древесину, полученную при использовании лесов в соответствии с указанными статьями, на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Однако указанный проект федерального закона до настоящего времени не внесен в Государственную думу.
Тверская область присоединилась к просьбе Карелии ускорить принятие этого закона.
Еще одно обращение связано с низкой зарплатой сотрудников лесничеств – его тоже инициировала Карелия. Федеральный бюджет выделяет слишком мало средств на оплату труда работников, исполняющих полномочия в области лесных отношений. Отсюда проблема укомплектованности лесничеств государственными инспекторами по охране леса. Так, по данным наиболее распространенных рекрутинговых сайтов, в настоящее время в Тверской области помощнику лесничего обещают в месяц от 15 тыс. руб., а лесничему (старшему государственному инспектору по охране леса) – не более 26 тыс. руб. В Тверском лесничестве Минобороны РФ указано: «оклад 11 217 руб., надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы 100%, надбавка за выслугу лет МО РФ, премия в месяц».
«Из-за невысокого размера заработной платы работа в центральных лесничествах не привлекает молодых специалистов, происходит отток квалифицированных кадров. Учитывая актуальность проблемы для Тверской области, постоянный комитет принял решение поддержать данное обращение», – говорится в материалах тверского парламента.
Кадры для лесной промышленности в регионе готовят несколько образовательных учреждений, в том числе Тверской госуниверситет. Игорь Руденя отметил необходимость закрепления студентов за определенными муниципалитетами области для прохождения практики. Соответствующее соглашение в марте текущего года губернатор поручил заключить Министерству лесного комплекса и вузу. Пока идет проработка документа.
Кадровая проблема, с свою очередь, сказывается на охране лесов и ситуации с незаконными рубками, хотя в целом в Тверской области с этим довольно благополучно. Так, по данным прокуратуры региона, с начала этого года зафиксировано всего два случая, оба с ущербом на сумму около 1,5 млн руб. Один, кстати, произошел как раз на землях сельхозназначения в Вышневолоцком районе в конце мая. По версии следствия, как сообщили в прокуратуре, обвиняемый, находясь на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не имея разрешительных документов и используя неосведомленных о незаконной рубке лесных насаждений граждан, предоставил последним в распоряжение специальную технику, после чего произвел незаконную рубку 42 деревьев хвойных и лиственных пород.
Второй случай произошел раньше – на землях лесного фонда в особо охраняемой природной территории, «жертвами» стали пять спиленных елей. Их оценили дороже как раз из-за статуса земли. Напомним, что статья 260 УК РФ предусматривает за незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере не только штраф до 3 млн руб., но и реальное лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере 300–500 тыс. рублей.
Текст Юлия Долганова
Другие статьи рубрики Регион номера: Тверская область