Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Лесозаготовительная техника в России

Реальность и перспективы

После начала СВО и введения западными странами односторонних ограничений рынок новой лесозаготовительной техники в России изменился кардинально.

Ушли все поставщики сортиментных машин западного производства – и крупные, и мелкие. Кроме того, прекращены поставки запасных частей для всех машин, в том числе находящихся на гарантийном обслуживании. Прекратились и поставки комплектующих – раздаточных коробок, мостов, манипуляторов, харвестерных агрегатов – для сборочных производств в России.

Остановилось банковское сотрудничество – прямые расчеты с поставщиками машин и запасных частей теперь невозможны. Действуют только обходные пути оплаты через банки нейтральных или дружественных стран, что повышает цены из-за конвертации валют.

Также страны ЕС, основные потребители лесного сектора Северо-Запада России, ввели запрет на покупку всей лесной продукции из РФ.

Рис. 1. Схема механической трансмиссии от NAF, от коробки выбора диапазонов передач до мостов и тормозных цилиндров
Рис. 1. Схема механической трансмиссии от NAF, от коробки выбора диапазонов передач до мостов и тормозных цилиндров

На западных границах России лесному сектору построили непреодолимую преграду. Как в переносном, так и в прямом смысле. Финляндия, где расположены два из трех заводов производителей сортиментных машин, объявила о начале строительства забора на российской границе.

Под запрет попало и сотрудничество в интернете. Производители машин, прекратив сервисную поддержку всех машин, закрыли возможность обновления программ управления техникой, доступ к обновлениям каталогов и регистрацию новых пользователей.

Последним было заблокировано транспортное сообщение, в том числе прямые морские и автомобильные перевозки. Наложенные запреты стали вызовом не только российскому бизнесу, но и иностранным бизнесменам, продолжающим сотрудничать с Россией.

Все это было неожиданно и неприятно, но избавило российские лесозаготовительные предприятия от иллюзий о надежности западных «партнеров».

Что же осталось в Российской Федерации?

Самый ценный на сегодня ресурс отрасли – специалисты, которые обслуживают и ремонтируют машины. Дилеры по большей части сохранили коллективы механиков и инженеров, поддерживая парк стоящей на обслуживании техники. Одни меняют поставщиков машин, другие осторожно поставляют подержанные машины прежних марок. Закрылись в основном головные представительства с квалифицированным персоналом, как бы сигнализируя, что скорого восстановления поставок машин и агрегатов ждать не стоит.

Остались сборочные производства сортиментных машин. Это белорусский «Амкодор» и в перспективе «КамАЗ». К сожалению, конструкции выпускаемых машин и сами производства пока во многом связаны с использованием западных агрегатов и комплектующих. Причем критически важных для машин комплектующих, таких как коробки, мосты, гидравлика, харвестерные агрегаты и компьютерные системы управления.

Есть еще ООО «Трон» с машинами оригинальной конструкции на шинах пониженного давления. Но пока их производство на стадии доводки и НИОКР, нет даже мелких серий.

Рис. 2. Гидростатическая трансмиссия – насос и мотор, работающие в паре, с закрытым контуром перекачки масла
Рис. 2. Гидростатическая трансмиссия – насос и мотор, работающие в паре, с закрытым контуром перекачки масла

Остались производители харвестерных агрегатов – головок, например, АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», выпускающее харвестерные агрегаты Х400, 450, 600, В600. Однако управляющим модулем этих головок служит электронный блок управления (ЭБУ) от Моtomit, а это остановленный импорт.

Сохранились и центры обучения персонала с опытными инструкторами и оснащением, симуляторами. Только в нынешних условиях они вряд ли будут активно востребованы.

Что же ожидает сектор лесозаготовительных машин в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Попробуем рассмотреть ситуацию от печки – от потребности отрасли в лесных машинах.

Официальная статистика оценила падение лесозаготовок в 2022 году в 10% от уровня предыдущего года. Не секрет, что лесозаготовительная и лесоперерабатывающая отрасли в России экспортно ориентированные. Внутренний рынок потребления различной лесной продукции маленький, и при закрытии привычных западных рынков сбыта лесной комплекс испытал шок. Он пройдет, но насколько уменьшиться потребность в лесозаготовках, пока можно только предполагать. Так, телеграм-канал «Лесной комплекс» приводит следующие данные: «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа сообщает, что по итогам апреля 2023 года оборот торгов в секции "Лес и лесоматериалы" составил 361,4 млн руб. Это на 36,5% меньше, чем в марте этого года. По сравнению с апрелем 2022 года также зафиксировано снижение – на 30,4%».

Если взять самый грустный сценарий, при котором лесозаготовка в России снизится на 50%, примерно с 200 млн до 100 млн м3, то и машин для заготовки понадобится вдвое меньше, чем прежде.

Ремонт и замена выработавших ресурс машин будут происходить за счет «каннибализма» – снятия агрегатов с других машин тех же марок и поколений выпуска. И, может быть, ограниченного завоза запасных частей по «серым» схемам. Так еще можно какое-то время поддерживать эксплуатационную готовность парка техники к работе. Хотя это просто отсрочит коллапс отрасли. Какие варианты действий возможны?

Вариант А – начинать производить внутри страны запасные части и агрегаты для существующего парка сортиментных машин. Обратным инжинирингом, собственными разработанными агрегатами, любыми другими способами поддерживать имеющийся парк в ожидании восстановления лесозаготовок и поставок новых машин.

Вариант Б – установить ориентиры и требования к перспективным лесным машинам, научно обосновать и законодательно закрепить эти требования. После этого определить КБ и сроки разработки машин и планировать их производство в России.

Вариант С – наиболее вероятный и наиболее негативный: ничего не предпринимать, ждать, когда «невидимая рука» снова захватит рынок и мы опять попадем в зависимость от иностранных поставщиков. Любых, хоть казахстанских или иранских.

Рассматривать вариант С бессмысленно. При его реализации отрасли лучше не станет, лишь изменится профиль прежней ситуации. Нужны варианты, которые могут исправить положение.

Итак, что необходимо производить для сортиментных машин при варианте А.

  1. Шины и колесные диски, камеры. Шины используемой номенклатуры с многослойным (от 12 до 24 слоев) нейлоновым каркасом размерностей от 600/65-34 до 710/45-26,5 и прочих.
  2. Элементы механической трансмиссии машин, от раздаточных коробок (коробок выбора диапазона) до дифференциалов и мостов, одиночных и тандемных.
  3. Насосы и моторы гидростатической трансмиссии машин с ЭБУ и программой управления. Такая трансмиссия, как и мосты, может использоваться в промышленности для тяжелых машин вроде комбайнов и погрузчиков.
  4. Гидравлический насос/насосы контура рабочей гидравлики с регулировкой потока по обратной связи, означающей зависимость работы насоса от загрузки системы – больше вес поднимаемого груза, больше поток масла от насоса.
  5. Автоматическая система тормозов. Достаточно выбрать направление движения и сигнал от педали «газ», и машина трогается. Аналогично и независимый стояночный тормоз.
  6. Гидравлические манипуляторы с распределителем и регулировками скорости работы под оператора. С вылетом стрел до 11 м, обычные и параллельного типа, с выдвижными участками рукоятей, телескопическими стрелами.
  7. Датчики, устанавливаемые на/в харвестерные агрегаты. Обеспечивающие точность измерения длины бревна – 1 см, а точность замера диаметра – 1 мм.
  8. Управляющие электронные блоки для различных систем управления. Электронный блок – это плата с распайкой элементов, герметично защищенная от влаги и от повреждений.
  9. Программы для программирования ЭБУ.
Рис. 3. Датчики измерения длины и диаметра
Рис. 3. Датчики измерения длины и диаметра

Приведен лишь минимальный перечень. Естественно, в реальности при импортозамещении компонентов всплывет масса неучтенных деталей.

Самый сложный и трудоемкий вариант – вариант Б, требующий переосмысления общего подхода к лесам – начиная от посадки и ухода, заканчивая переработкой в любой вид продукции и экспортом за границу РФ. Лесозаготовительная промышленность встраивается в эту схему как важный, но не определяющий элемент.

В 90-е годы прошлого века в лесозаготовке произошла тихая, почти никем не замеченная революция. В лес «пришел» промышленный компьютер и кардинально изменил вид машин. Во всяком случае в самой тяжелой и опасной фазе работы – валке и раскряжевке леса на бревна. Когда «сумма технологий» объединилась и оформилась в виде харвестерного агрегата (головы машины), наступила новая эра для сортиментной, не хлыстовой, заготовки леса. Появилась возможность легко массово заготавливать самый трудоемкий при ручной заготовке сортимент – балансы, как хвойные, так и березовые. Стало достаточно дешевого сырья, стало выгодно производить много бумаги, потребление ее стало расти, ежегодно объем увеличивается в мире на 5%. Не хочется вспоминать советскую практику переработки пиловочника в щепу для получения целлюлозы.

Также при внедрении сортиментной технологии повысилась производительность труда. В статье ДальНИИЛХ конца 1990-х посчитан ее рост, который составил до 600% уровня хлыстовой заготовки. Поэтому российские предприниматели-лесозаготовители охотно приобретали импортные комплексы для такой заготовки. Ведь разрушение промышленности России в годы «перестроек» не давало шансов исследованиям по конструированию отечественных машин. Еще больше разработкам препятствовало отсутствие четких ориентиров у государства как собственника лесов в планах их использования. А при отсутствии ориентиров никакой ветер кораблю попутным не будет. Нет ориентиров – нет планирования – нет собственного машиностроения – отрасль просто погибла. Попытки энтузиастов сконструировать сортиментные машины были успешно подавлены зарубежными производителями техники и комплектующих. А тотальное разрушение промышленности России только усугубляло ситуацию, потому что производство машин в стране, тем более посредством сборки из импортных машинокомплектов с локализацией агрегатов, оказывалось дороже ее импорта.

Но все это касается импортных машин, рассчитанных и построенных для эксплуатации в Финляндии, Швеции, Норвегии и других странах. Нигде не выпускались машины предназначенные для работы в России, где леса Приполярного Урала кардинально отличаются от дубрав Воронежской области, а торфяники Западной Двины от сопок Дальнего Востока и гор Кавказа.

Спор приверженцев гусениц и приверженцев колес считаю непродуктивным. Трансмиссия лесозаготовительной машины должна минимально повреждать корни и не ломать верхушки и кроны оставшихся после выборочных рубок деревьев. А будет она передвигаться в лесу на гусеницах, колесах или использовать антигравитацию – дело десятое.

В связи с этим первым этапом «варианта бис» должно стать научное обоснование допустимого вреда, причиняемого трансмиссией машин лесам всех зон роста – от приполярных до субтропиков Сочи. Малонарушенные леса, не подвергавшиеся лесной мелиорации, это золотой фонд следующих поколений. «Лес держит воду» – не дает мелеть рекам. И чем больше мы сохраним таких неповрежденных лесов, тем лучше будет нашим детям.

Второй этап – законодательное закрепление стандартов производства таких лесозаготовительных машин и запрещение эксплуатации в зонах лесов машин, предназначенных для других условий. Если в болотах требуется шина низкого давления, то нужно использовать только такие машины, на таком типе движителя. Попытка применять там гусеничные машины должна наказываться в уголовном порядке.

Третий этап – определение потребности рынков, внутренних и внешних, с тем чтобы лесозаготовки приносили не максимальную прибыль, а максимальную пользу для роста лесов и удовлетворения внутреннего спроса. А уже во вторую очередь при планировании рубок определять потребности внешних рынков в продуктах переработки российских лесов. И не иначе. Экспортировать Россия должна только продукты переработки леса при сохранении максимальных цен. Так поступает картель ОПЕК+, поддерживающий продажные цены нефти за счет ограничения предложения.

Четвертый этап – выявление КБ, способных проектировать сортиментные машины согласно вышеприведенным условиям. Проектанты могут быть как российскими, так и зарубежными. Лесная машина должна работать так, чтобы лес после нее рос лучше. Себестоимость заготовленного новой машиной кубометра должна быть ниже, чем заготовленного прежними машинами.

Машина должна быть собрана из агрегатов, выпускаемых в России, и использовать российское программное обеспечение. Для работы по сортиментной технологии необходимы четыре слагаемых:

  1. Форвардер как трелевочно-сортировочно-измеряющая вывезенный объем и штабелевочная машина.
  2. Харвестер как валочно-раскряжевочная машина, измеряющая заготовленные объемы.
  3. Система измерения как средство измерения и управления харвестерным агрегатом, базовой машиной со вспомогательными программами позиционирования, учета расхода топлива и прочими.
  4. Харвестерный агрегат как орудиедля обработки стволов деревьев.

При интенсивном лесопользовании необходимы форвардеры трех типоразмеров: легкий – до 8 т, средний – 8–15 т и тяжелый – от 15 т. В качестве легких машин можно использовать прицепные тракторные тележки с манипуляторами.

Харвестеры могут быть двух типоразмеров, отличающихся по вылету манипулятора и мощности и объему двигателя, но под три размера харвестерного агрегата с вылетом стрелы до 11 м: легкий – 0–30 см рубки, средний – 0–50 см рубки, тяжелый – 0–100 см. Базовая машина служит гораздо дольше, чем харвестерный агрегат, который за срок эксплуатации меняется 2–3 раза.

Легкие машины предназначены для рубок ухода, их должно быть больше 70%, а средние и тяжелые – для сплошных рубок и работы в тайге.

Пятый этап – производство новых машин при одновременной планируемой модернизации для повышения производительности труда.

Шестой этап – создание дилерской сети для технической поддержки и ремонта машин с параллельным созданием учебных центров полного профиля, с лесными участками, машинами, аудиториями и мастерскими.

Седьмой этап – создание или восстановление научно-исследовательских институтов, которые будут отслеживать состояние лесов в каждом регионе. Эти институты будет отвечать за улучшение лесов, увеличение их кадастровой стоимости, за создание объектов туризма и охотничьих хозяйств и перспективных предприятий.

Конечно, может показаться, что развитие по вариантам А и тем более Б – из разряда ненаучной фантастики. Однако сложившаяся сегодня ситуация в мировой экономике дает лесозаготовительной отрасли Российской Федерации уникальный шанс «перезагрузить» лесную промышленность и оставить детям и внукам в наследство леса высокого качества и большей доступности. Надеюсь, с этим никто спорить не станет. 

Текст
Владислав Колесников, лесной инженер