Лесозаготовка

«Амкодор-Онего» – еще один год поступательного развития в сложных условиях

В мае 2022 года, по любезному приглашению руководства ООО «Амкодор-Онего», нам удалось посетить производство в г. Петрозаводске и ознакомиться с текущим положением дел и планами развития компании*. Безусловно, было весьма интересно, что из задуманного компанией получилось, какие планы пришлось отложить или скорректировать. И вот в мае 2023 года мы получили очередное приглашение посетить завод и пообщаться с руководством компании.

Игорь Дроздов
Игорь Дроздов

О текущем положении дел, проблемах и перспективах дальнейшего развития нам рассказал генеральный директор ООО «Амкодор-Онего» Игорь Владимирович Дроздов.

Прежде всего отметим, что действительность немного подкорректировала планы компании. Но это и неудивительно в текущей санкционной ситуации. В прошлом году завод немного «просел» по объемам выпуска машин – на 20% от производственного плана. На сегодня ситуация нормализовалась: завод собирает 5–7 машин в месяц при последующем увеличении объема до 10 машин.

География продаж – Урал, Поволжье, Сибирь, Северо-Запад и центр России, в этом году добавился Дальний Восток. За этот год научно-техническому центру холдинга «Амкодор» удалось завершить разработку, испытания и поставить на производство манипуляторы для форвардеров и харвестеров, а также тандемные мосты. С гидравликой работа идет, и пока компания заместила западные комплектующие гидросистем производимыми китайской компанией Hengli. Эта гидравлика неплохо себя показала в эксплуатации. Уже с декабря месяца завод получает из Белоруссии машинокомплекты в новой комплектации.

В планах «Амкодор-Онего» также освоение серийного выпуска этих манипуляторов и мостов, но немного позже. В настоящее время заводу прежде всего необходимо завершить все строительно-монтажные работы, провести полную реконструкцию производства, закупить запланированный перечень оборудования.

Компания по-прежнему развивает дилерскую сеть. По возможности там, где удается договориться, использует площади и наработки дилеров ушедших с российского рынка компаний – производителей лесных машин (Ponsse, Komatsu и др.). В частности, по Карелии заключено партнерское соглашение с компанией, которая раньше представляла фирму Ponsse, и ведется работа по продвижению техники.

Год назад на заводе были полупустые цеха, активно шел ремонт. В настоящее время залиты полы на 70% площади, вставлены все окна, полностью покрыта крыша, введены в эксплуатацию обрабатывающие токарные и фрезерные центры с ЧПУ, ленточно-пильный станок. Завершен монтаж окрасочно-сушильной камеры. Сейчас компания работает над завершением газификации предприятия, иначе будет сложно использовать эту камеру по полному функционалу. Что касается дополнительного оборудования, то завершен монтаж, подстанции, кстати, производства местной, карельской, компании ООО «ТТК "Энергомаш"». В этом году уже прибыла на завод и смонтирована, готовится к вводу в эксплуатацию дробеструйная камера. Кроме этого, восстановлено несколько старых станков, производство понемногу оснащается инструментом.

Пока слесарный инструмент и оборудование в основном импортные, и в основном производства компаний из недружественных стран. Окрасочно-сушильная камера, трубогиб, которым можно гнуть трубы, – немецкие, дробеструйная камера из Словении, часть станков из Японии.

С началом санкционной войны возникла проблема с частично предоплаченным оборудованием, предприятия-производители сослались на санкции, связанный с ними форс-мажор и отказались поставлять оборудование.

В настоящее время компания прорабатывает возможные альтернативы приобретения оборудования из дружественных стран, но пока этот процесс идет с трудом. В Китае очень сильно выросли цены. Если раньше лазерная установка стоила на половину меньше аналогичной бельгийского производства, то сейчас стала дороже оригинала. Видимо, китайские друзья пользуются, моментом. И сроки поставки оборудования до санкций были 3–5 месяцев, а сейчас – от года до полутора лет.

Удалось решить проблему с джойстиками, их заменили продукцией китайского производства. Также успешно решена проблема с бронированными стеклами для кабин харвестеров.

Постепенно реализуется план перехода на оснащение машин двигателями производства Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Пока машины собираются с двигателями Минского моторного завода. Но работа с Ярославским заводом ведется. И уже в конце 2023 года можно ожидать первые образцы машин с двигателями ЯМЗ.

Самые большие проблемы завода сегодня – харвестерные головки. Пока с другими производителями договориться не удается. Сейчас проходят испытания головки производства компании «Амкодор» в Минске. Причем с собственным программным обеспечением. На заводе в Петрозаводске ожидают результатов этих испытаний.

Очень большой проблемой компании является отсутствие квалифицированных кадров, особенно станочников, слесарей. Есть практика приглашения специалистов из других городов. Например, совсем недавно на завод пришел новый технический директор из Беларуси. Но далеко не все соглашаются на переезд в Петрозаводск.

Компания имеет действующие соглашения о сотрудничестве с двумя техникумами в Петрозаводске – лесотехническим и автотранспортным, а также с Петрозаводским госуниверситетом. Студенты, получающие образование по востребованным в лесной отрасли профессиям, могут пройти производственную практику на предприятии с возможностью дальнейшего трудоустройства. На сегодня в компании уже работают два молодых конструктора из университета, одновременно продолжающие обучение в вузе. Для студентов это отличная перспектива.

В настоящее время «Амкодор-Онего» закупает машинокомплекты в Беларуси, диски – в Польше и Турции, шины покупает российские, щиты и коники производит самостоятельно. В этом году впервые сварены передняя и задняя полурамы.

Согласно изначальному проекту завод должен выйти на 90% локализации производства. В настоящее время достигнуты 12–17% по стоимости машины.

Год назад завод «Амкодор-Онего» выпускал четыре модели лесных машин – два вида форвардеров, шести- и восьмиколесные, и харвестеры с двумя видами харвестерных головок. В ближайших планах компании расширение линейки продукции. В 2025 году планируются к выпуску новые модели форвардеров и харвестеров, а также колесный фронтальный лесопогрузчик. Самоходных рубительных машин и скиддеров, которые выпускаются на головном производстве «Амкодор» в Беларуси, в планах «Амкодор-Онего» пока нет.

Как и ведущие компании – производители машин и оборудования лесного комплекса, «Амкодор-Онего» постоянно поддерживает обратную связь с клиентами. Это позволяет вести непрерывную работу по совершенствованию конструкции машин, повышению культуры производства, поиск поставщиков наиболее качественных комплектующих.

Обратную связь получают также с помощью дилеров. Конечно, компании надо еще много над чем поработать, чтобы привести свой продукт к тому уровню, к которому российских лесозаготовителей приучили топовые бренды. Но главное, что в компании знают и понимают свои проблемы. И прикладывают все усилия, для того чтобы выпускать добротные машины. В компании понимают, что предстоит еще достаточно серьезный объем работы. Во многом это связано с тем, что в России другой подход к эксплуатации машин, отличный от подхода в Белоруссии. Например, отвал на форвардерах в Белоруссии – это хорошо, а в России не работает. Это якорь в большинстве случаев. Также в России большинство крупных заготовителей работают в режиме нон-стоп, а в Беларуси таких предприятий немного. Конструкторы компании «Амкодор» ищут оптимальные решения, в первую очередь ориентируясь на потребности заказчика.

Достаточно подробно Игорь Владимирович Дроздов рассказал о текущих проблемах завода, помимо оснащения производственной линии, существенного кадрового голода, поиска поставщиков комплектующих, это необходимость дополнительной поддержки федеральных властей.

Например, иностранные компании – производители лесных машин, Ponsse, Кomatsu и другие, громко заявили об уходе с российского рынка. Однако техника их производства по-прежнему завозится в Российскую Федерацию по схеме параллельного импорта. Хотя цены на эти машины серьезно увеличились – примерно на 60–80% прежней стоимости. Причем для не новых машин, но с небольшим пробегом утилизационный сбор равен нулю. И если обычно у машин перед продажей скручивают пробег, то у ввозимых лесных машин, наоборот, накручивают, примерно 300–500 часов. Это существенно снижает фискальные платежи. И на заводе предлагают перекрыть такую серую схему, ведь получается, что продукция компаний из недружественных стран создает ненужную сейчас конкуренцию машинам отечественного производства.

Была отмечена реальная поддержка компании органами власти Республики Карелия. Однако надо учитывать, что сроки и, соответственно, стоимость реализации проекта увеличились.

При этом громко озвучивается поддержка властями проекта выпуска лесных машин компанией «КамАЗ». И в компании не видят в этом никакого смысла. Ведь не только иностранные производители лесных машин ушли с российского рынка, но и производители грузовых машин – Sisu, Volvo, Mercedes и другие. В связи с этим у российских лесозаготовителей возникают проблемы не только на стадии лесосечных работ, но и при вывозке заготовленной древесины.

КамАЗ делает автомобили. КамАЗ нужно поддержать, чтобы он сделал хорошие автолесовозы, а «Амкодор» следует поддержать в области производства лесных машин. И это вопрос прежде всего рационального распределения ресурсов.

В профильном комитете Госдумы РФ по лесу Игорь Владимирович Дроздов предлагал поддерживать КамАЗ в качестве производителя лесовозов, а «Амкодор» – в части лесозаготовительной техники. Да, со временем и среди российских машиностроительных компаний начнет развиваться конкуренция. Но сегодня необходимо закрыть потребность лесозаготовительного производства. Лесные машины – сложная техническая продукция. Нужно продумывать такие машины от А до Я, изложить концепцию, спроектировать. Причем изменения в проекте могут быть на любом этапе. Это процесс, который занимает не один год до постановки на производство. Поэтому проект производства лесных машин на КамАЗе в настоящее время просто отвлечет ресурсы, которые необходимы для завершения проекта «Амкодор-Онего». И вместо одного завершенного, хорошо работающего производства лесных машин Российская Федерация получит два незавершенных, не решающих острую проблему импортозамещения лесных машин. 

Текст:
Игорь Григорьев, д-р техн. наук, профессор кафедры ТОЛК, АГАТУ
Ольга Григорьева, канд. с.-х. наук, доцент кафедры лесоводства СПбГЛТУ