«Леса России»: поиск правильного пути
Технологический суверенитет и актуальная стратегия
24–26 мая 2023 года в Санкт-Петербурге прошла VIII Всероссийская научно-техническая конференция «Леса России: промышленность, наука, образование». В ежегодном мероприятии участвовали представители органов власти, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций, научные работники, преподаватели и аспиранты лесных вузов России.
Основной площадкой конференции стал Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, отмечавший в эти дни 220-летие. Собственно, российская лесная наука родилась, когда по указу императора Александра I в 1803 году было создано первое лесное образовательное учреждение в Российской империи.
Цели и задачи конференции задала ректор университета Ирина Мельничук: «Основной целью является выработка предложений и рекомендаций для органов государственной власти и широкого круга лесопользователей на основе всестороннего анализа результатов научных исследований и практики, что должно способствовать совершенствованию лесных отношений, установлению баланса интересов государства и лесного бизнеса».
Программа конференции включала пленарное заседание и 15 секций, в работе приняли участие больше 200 ученых и специалистов.
Лесопромышленники об ЛПК
В каком состоянии лесной комплекс России, как он к этому пришел и каковы его перспективы рассказал президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирон Тацюн. По его мнению, прежде всего нужно доработать Стратегию развития лесного комплекса, обеспечить контроль нормативно-правового законотворчества и сформировать технологический суверенитет России.
Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года в момент утверждения в 2021 году не была документом, который мог бы изменить ситуацию к лучшему, как отметил спикер, поскольку промышленность и бизнес пытались записать в него конкретные вещи, а чиновники – общие рассуждения. Однако было принято решение до 31 марта 2024 года актуализировать этот документ, и представители Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России постараются прописать в нем определенные цели, задачи и пути их решения.
Три года назад президент России принял решение, согласно которому все принимаемые нормативно-правые акты должны подвергаться «регуляторной гильотине». Рабочая группа по лесному хозяйству принимает участие в доработке документов, но, чем больше экспертов будет привлечено, тем лучше.
«За два с половиной года в этой регуляторной группе было рассмотрено 180 документов, в 122 документа внесены замечания, – сказал Мирон Тацюн. – Приведу пару примеров. Если бы документы проходили без "регуляторной гильотины", то на сегодня лесозаготовители полностью отвечали бы за тушение лесных пожаров. Также не были пропущены изменения в Кодекс административных правонарушений, предусматривающие необоснованно высокие санкции за нарушение требований об учете древесины».
Вопросы отраслевого машиностроения – еще одна трудная задача. Если перед распадом СССР лесозаготовки и лесное хозяйство полностью работали на отечественном оборудовании, которое не уступало мировым аналогам, то сегодня машины в основном импортные. Союз ставит перед Минпромторгом вопрос о создании специальной федеральной программы по развитию отраслевого машиностроения. Это позволит в короткий срок воссоздать производство оборудования для лесной промышленности и лесного хозяйства страны.
Развитие отраслевой науки и образования является одним из ключевых факторов эффективного развития лесного комплекса. Поскольку от 30 отраслевых научных организаций мало что осталось, а число научных сотрудников, по оценке спикера, уменьшилось за последние 20 лет больше чем в 50 раз, стоит использовать потенциал лесных вузов – создавать при них инжиниринговые центры, развивать центры компетенций и, возможно, организовать целевую подготовку специалистов.
В финале выступления президент Союза первым поднял тему, которая неоднократно затрагивалась другими докладчиками. «Единственный здравый путь изменить ситуацию к лучшему – создать Министерство лесного комплекса. Мы за это боролись и продолжим борьбу дальше», – сказал Мирон Тацюн.
Взгляд государства
Начальник Департамента лесного хозяйства по СЗФО Сергей Штрахов рассказал, что происходит с лесным комплексом, с точки зрения органов власти.
В первую очередь обновилось законодательство. С марта 2023 года действует новый подход к отводу и таксации лесосек. Основная идея в том, чтобы лесопользователи при отводе и подаче лесной декларации не копировали данные государственного лесного реестра, а показывали объективную ситуацию на делянке. Контроль за оборотом древесины начинается с делянки, и нужны корректные данные. При этом в законодательстве серьезно ограничена возможность административного давления на бизнес, и указано основание для проверок таксационных описаний лесосек.
Ряд поправок был внесен в лесное законодательство еще в 2022 году. 600-ФЗ наделил Рослесхоз полномочиями предоставлять лесные участки в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также упростил процедуры продажи древесины гражданам для отопления и закупки ее государственными учреждениями.
Финансирование субвенций на 2023 год сохранили в размере 36,4 млрд руб. (с 2007 года полномочия по управлению лесами переданы субъектам и осуществляются за счет субвенций, выделенных из Федерального фонда). Поступления в федеральный бюджет от использования лесов составили в 2022 году 46,6 млрд руб., при этом СЗФО лидирует по объему дохода среди федеральных округов.
По итогам 2022 года было заготовлено 195 млн м3 древесины, на 13,5% меньше, чем в 2021 году. Для поддержки лесопромышленников органы власти снизили административную нагрузку на бизнес: сократили сроки проведения госэкспертизы проектов освоения лесов и продлили лесные декларации по заготовке древесины.
Ситуация с лесными пожарами в 2022 году была непростой, но площадь, пройденная огнем, сократилась в три раза по сравнению со среднегодовыми показателями и составила 3,3 млн га. При этом планового сокращения площади лесных пожаров достигли 59 регионов.
Одна из ключевых задач лесовосстановления – добиться к 2024 году стопроцентного баланса воспроизводства и выбытия лесов. «Многие профессионалы скажут: посадить не фокус, фокус – вырастить, – сказал Сергей Штрахов. – Но и первый шаг надо делать, соблюдая основной принцип: спилил — посади». В планах на 2023 год восстановить более 1,4 млн га лесов. В 2021 году были приняты поправки, касающиеся компенсационного лесовосстановления, которое, по согласованию с Рослесхозом, теперь можно проводить на территории других субъектов и на землях иных категорий. Кроме того, при проведении компенсационного лесовосстановления обязательными стали агротехнические уходы за лесными культурами до трех лет.
Цифровизация лесной отрасли становится интенсивнее. На портал госуслуг выведено 10 услуг, рассмотрено более 1,3 млн обращений. Введен электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины, сформировано больше 10 млн ЭСД на суммарный объем древесины свыше 400 млн м3. Таким образом, выстраивается понятная государству логистическая цепь от леса до конечного потребителя, осуществляется переход к балансовой модели.
Важный аспект цифровизации – ведение Государственного лесного реестра РФ. Его основой станет ФГИС ЛК, которую в 2023 году планируют запустить в пилотном режиме в Архангельской, Московской и Ульяновской областях. Федеральный закон предусматривает переход на ФГИС ЛК до 1 января 2025 года, но, по мнению Сергея Штрахова, запуск может состояться на год раньше.
В 2022 году функции лесоустройства были переданы на федеральный уровень. Объем работ теперь определяется федеральным планом по лесоустройству. Установлены границы лесничеств на землях лесного фонда – около 1,5 тыс. лесничеств больше чем на 1,1 млрд га. Правительство четко определило приоритеты отбора территорий для лесоустройства, которое в первую очередь проводится там, где активно ведется лесозаготовка, то есть где это принесет дополнительный доход государству.
Продолжается декриминализация лесной отрасли, в ЛесЕГАИС учтено больше 629 тысяч складов и больше 65 тысяч производств. В 2023 году площадь дистанционного мониторинга достигнет 250 млн га. Будет внедрена автофиксация лесовозов с использованием искусственного интеллекта после успешного эксперимента в Пермском крае. По результатам дистанционного мониторинга, за последние три года объем незаконных рубок снизился в три раза.
Полемика
Тезисы докладов пленарного заседания обсуждали на секциях.
Так, говорили о приоритетных инвестиционных проектах. За счет них с 2007 года было построено больше сотни предприятий, которые поддержали уровень промышленного производства, а валютная выручка за этот период увеличилась с $9,4 млрд до $16,4 млрд.
Старший научный сотрудник ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми Максим Шишелов заметил, что большая часть предприятий, которые подали документы на получение статуса приоритетного инвестпроекта, рассчитывали прежде всего на выделение дополнительной лесосеки и увеличение мощностей по производству пиломатериалов, а не на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. По его данным, эффективность использования древесины за этот период повысилась всего в 1,6 раза.
Пока собственники предприятий при высокой рентабельности получали сверхприбыли, реализуя пиломатериалы на европейском рынке, у государства не было законных оснований заставить их сменить парадигму и увеличить долю выпуска продукции глубокой переработки древесины. Однако сейчас, с изменением внешних политических и экономических условий, предприятия наращивают объемы производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Обсуждали и стратегические вопросы: в каком направлении должны двигаться лесная отрасль и страна. К примеру, заслуженный деятель науки РФ Анатолий Петров считает, что государству следует возвратить текущее и перспективное планирование на федеральном, отраслевом и региональном уровне, поскольку Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации не способна справиться с отраслевым планированием.
«Экономическая система в новой парадигме развития должна сохранить рыночное ценообразование и представить ценам еще большие полномочия в части свободы предпринимательства. Отраслевое планирование изменит полномочия органов федеральной власти и органов власти субъектов России в управлении лесами в сторону централизации», – заявил спикер.
Иначе считает заместитель директора ФБУ ВНИИЛМ Михайл Клинов. «Я думаю, что Госплан – это решение более высокого уровня, он относится не только к лесному хозяйству, а в целом к Российской Федерации. Но уже есть Министерство экономического развития, есть Министерство финансов. Может быть, надо говорить не о создании новой структуры, а о расширении полномочий этих ведомств, которые смогут что-то реализовывать в рамках централизованного государственного планирования?» – озадачил аудиторию спикер.
Заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ Владимир Петров полагает, что к решению задачи управления лесным комплексом нужно подходить с другой стороны. В первую очередь нужно сформулировать основополагающую идею, на базе которой уже сформируется идеология, затем стратегия развития, лесное законодательство и только потом реализуется государственное управление лесами. А на сегодня нет определенности с тем, кому принадлежит лес – государству или арендатору, значительная часть нормативных документов, регулирующих рыночные отношения, взяты из практики СССР. В целом спикер считает, что нужно переходить от экономики продаж к экономике производства, глубокой переработке древесины.
***
Многие вопросы еще слишком «горячие», чтобы обсуждать их отстраненно, еще слишком высока неопределенность на внешнем периметре и внутри страны, слишком много неучтенных переменных, чтобы вносить изменения в законодательство. Это касается, например, Стратегии развития лесного комплекса РФ, вопросов лесной сертификации, возможности создания Министерства лесного комплекса РФ, да и государственной идеологии вообще.
Тем не менее профессиональное сообщество пробует эти и другие актуальные темы на зуб, формулирует замечания и предложения, «обкатывает» их в интенсивных дискуссиях и возвращает в законодательную практику в виде рекомендаций. На таких мероприятиях, как конференция, можно услышать о том, что скоро станет реальностью, и понять перспективы лесной отрасли на ближайшие годы.