Лесозаготовка

Лес пилят все активнее

Заготовка может превысить результат 2022 года

Заготовка леса в России постепенно восстанавливается и, согласно прогнозу Рослесинфорга, может за год увеличиться почти на 3%. По итогам января – августа снижение к прошлому году составило 7%, при этом в августе заготовка выросла на 5% к июлю. Спрос крупных холдингов на сырье растет, но негативное влияние на темпы заготовки до сих пор оказывают проблемы с ЛесЕГАИС и повышение себестоимости работ на фоне медленно растущих цен.

Падение объемов лесозаготовки в России замедляется: по данным Рослесинфорга, в январе – августе она снизилась на 7% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года, до 112,9 млн м3. При этом за август производство выросло на 5% по сравнению с уровнем июля. Этот постепенный рост объясняют повышением активности в Сибири, на Северо-Западе и в Поволжье. В целом, объемы заготовки стабильно росли ежемесячно в среднем на 2% с апреля, когда активность заготовки существенно снижается в сравнении с холодными месяцами года. В Рослесинфорге прогнозируют: если в ближайшие месяцы разрыв с прошлогодними показателями будет сокращаться теми же темпами, то к концу года объем заготовки древесины составит около 200 млн м3, то есть на 2,8% выше уровня 2022 года. Председатель комитета по лесопромышленному комплексу заксобрания Архангельской области Александр Дятлов прогнозирует, что лесозаготовка в регионе по итогам года составит 12,7 млн м3, это почти на 10% ниже уровня прошлого года.

По подсчетам Рослесинфорга, около 23% срубленного леса идет на варку целлюлозы, 36% используется для производства фанеры, ДСП и прочих плитных материалов, 22% направляется на пиломатериалы, 13% – на отопление, а из оставшегося объема изготавливаются прочие изделия из дерева.

Россия «может рубить больше, чем сейчас», отметил директор Рослесинфорга Павел Чащин. Он напоминает, что в 2022 году, несмотря на санкции, экспорт древесной массы (полуфабрикат для изготовления бумаги) вырос на 15,2% и вошел в топ-7 российских товаров, продемонстрировавших наибольший экспортный рост в сравнении с 2021 годом.

При этом увеличение заготовки осложняет ряд проблем, одна из которых – нестабильная работа системы электронного оборота леса ЛесЕГАИС. В лесопромышленных компаниях говорят, что сутками невозможно оформить сопроводительные документы (ЭСД). «Система висит уже сутки. За это время мы не смогли отправить поставщикам 150 вагонов леса, а это 9 тыс. м3 древесины. Часть продукции не вывезена с лесосек на нижние склады. Такие срывы поставок увеличивают себестоимость продукции со всеми вытекающими последствиями», – констатирует один лесопромышленник. Другой источник подтверждает, что балансовая система часто работает некорректно, в том числе в офлайн-режиме, когда необходимо отгрузить древесину через промежуточный пункт.

В некоторых компаниях также отмечают, что на объемы лесозаготовки давит низкий спрос на продукцию и повышение себестоимости производства почти на 30% с учетом девальвации и удорожания ГСМ, запчастей и амортизации для техники, а также арендной платы за участки. «Стоимость новых машин, и лесных, и дорожных, даже российского производства, выросла вдвое в рублях», – говорит один из представителей бизнеса. Он отмечает, что цены на круглые лесоматериалы при этом подросли незначительно – на 10–15% в среднем по рынку, а крупные лесопромышленные холдинги немного подняли свои производственные планы и «дают хорошие объемы».

Зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле, президент Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Александр Спиридонов констатирует, что сейчас, в связи с переориентацией поставок с Европы на Азию, основным для лесной промышленности стал внутренний рынок. «Не все российские производители смогли найти потребителей своей продукции на азиатских рынках, не все смогли пройти по цене, что отразилось на объемах потребления сырья и привело к снижению лесозаготовок», – сказал он, напомнив, что правительство стимулирует внутренний спрос за счет программ по деревянному строительству, переходу на древесное топливо, а также на волокнистые материалы для пищевой промышленности. При этом, по мнению господина Спиридонова, в перерабатывающей промышленности сохранятся сложности с необходимым оборудованием, запчастями, расходными материалами, химией и импортозамещением в этих сферах. 

Текст
Ольга Мордюшенко, газета «Коммерсантъ»