Секреты мастеров
Мебельная конференция Conf-Fu 2023
8 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге в третий раз прошла мебельная конференция Conf-Fu – мероприятие необычного формата, призванное раскачать мебельное сообщество, создать новые связи между его членами, породить новую конкуренцию и тем самым подтолкнуть прогресс в отрасли.
Мебельщики, как все занятые люди, не любят отрываться от насущных дел, ведь каждый день простоя – это убыток. Чтобы мебельщик выбрался из цеха на какое-нибудь мероприятие, оно должно обещать что-то конкретное, полезное и выгодное. Conf-Fu выкладывает сразу несколько козырей: отраслевую выставку, конференцию, мастер-классы, интерактивы, шоу-программу и хедлайнера – известную медийную личность. В прошлом году эта концепция хорошо выстрелила, и организаторы решили не экспериментировать с формой, но добавить красок.
Conf-Fu – это детище компании «В Центре», занимающейся поставками мебельной фурнитуры. Судя по подбору спикеров, конференция делает акцент на небольших и средних мебельных компаниях, у которых уже работают бизнес-процессы, но еще очень много точек роста – от работы с квалифицированными дизайнерами до внедрения послепродажного сервиса. Эта аудитория заинтересована в фурнитуре, однако не закупает ее вагонами, ей нужны станки для мебельного производства, только не все сразу. Зато она гибко и быстро реагирует на изменения запросов рынка, может оперативно внедрять новшества и с разбегу влетать в появившиеся ниши. В общем, потенциально это очень динамичный сегмент рынка, в котором быстро меняются потребности предприятий и их возможности. С другой стороны, мебельный рынок на этом уровне сильно атомизирован и компании не любят создавать коллаборации.
Эволюция мероприятия
В этом году конференция, как и Conf-Fu – 2022, прошла в концертно-спортивном комплексе «МТС Live Холл» (ранее «Тинькофф Арена»). Основной зрительный зал в виде амфитеатра способен вместить до 4500 человек, а его площадь вместе с трехэтажной надстройкой вокруг составляет 12 тыс. м2. Если первую конференцию посетили около 700 человек, вторую – 1684 человека, то третью – уже 2634 человека. Другими словами, при сохранении темпов роста посетителей в следующем году мест в комплексе может не хватить.
В прошлом году в экспозоне было примерно 50 компаний, а в этом – 76. Среди них поставщики мебельной фурнитуры, комплектующих и плитных материалов, производители мебели и разработчики IT-решений. Если бы все желающие разместились в комплексе вместе со стендами и оборудованием, то места для посетителей осталось бы очень мало. Учитывая это, организаторы предоставили участникам часть прилегающей территории у входа в комплекс. К слову, за три года масштаб выставочной зоны увеличился в 6,5 раза.
В 2022 году поставщиков оборудования и инструмента для мебельного производства представляла только компания Liga, а в этом добавились коллеги-конкуренты из «МДМ» и Felder. Вместо ожидаемой «Ками», у которой есть офис в Петербурге, прибыли делегаты под знаменем Nanxing, а компания SCM обошлась без стенда. Присутствовал и питерский производитель инструмента Green Tools. Впрочем, Liga опять оказалась единственной, показавшей на площадке не только инструмент и каталоги, но и действующие станки: сверлильно-присадочный с ЧПУ и кромкооблицовочный.
Повысилась востребованность чат-бота, помогающего обмениваться контактами при сканировании QR-кодов и начисляющего за знакомства баллы. Можно отчасти связать это с тем, что баллы можно было обменять на сувениры, ассортимент которых значительно расширился, или поставить на кон в казино и выиграть, допустим, алкоголь. Как бы там ни было, бот обеспечил 11 856 знакомств (в 2022 году около 7000).
Деловая программа стала насыщеннее. Отдельный конференц-зал принял экспертов по компьютерным технологиям, рассказывавших о конструировании мебели, электронном управлении производством, маркетинге и продвижении в интернете. Расширилась программа мастер-классов – если в прошлом году они были представлены лишь практическими занятиями, то в этом к обработке керамических листов и настройке выдвижных систем добавились семинары по построению отделов продаж, избавлению от кассового разрыва и т. д.
Что касается выступлений на главной сцене, спикеры в основном объясняли свои темы на пальцах, без огромных экранов, заполненных блок-схемами и подписями мелким почерком, то есть подача информации стала проще. И, по ощущениям, на смену экзистенциальному вопросу о доверии, сопровождавшему Conf-Fu – 2022, пришел прагматичный запрос: какие ошибки мебельщики совершают и как их избежать?
Ошибки мебельщиков
Первая и главная ошибка мебельщиков – незнание своей аудитории. С этого тезиса начал предприниматель Юрий Архипенков. На его взгляд, мебельщики не знают, чего хотят женщины, а ведь именно они основные клиенты мебельного бизнеса. Отсюда автоматически возникают ошибки в позиционировании компании. К примеру, не все владельцы компаний и маркетологи учитывают, что потребитель меняется и уже на собственном опыте знает, что «хорошо не бывает быстро». Поэтому распространенный слоган «короткие сроки» ассоциируется с низким качеством мебели.
Как заключил спикер, «размытые смыслы, завышенные обещания и неявные выгоды – это те проколы на этапе касания с нашей аудиторией, исключив которые, мы достигнем роста минимум на 15%».
К этому выводу обратился выступивший под конец мероприятия хедлайнер конференции – дизайнер Артемий Лебедев. Его первый тезис заключался в том, что мебельная индустрия России представляет собой полное недоразумение. Тем не менее господин Лебедев рассказал мебельщикам, как разработать что-то новое, востребованное и полезное. «Если бы я планировал производство какой-то мебели, то начинал бы с того, как себя чувствую с ней. По необъяснимой причине, если мебель неудобна, то практически никто не может сказать об этом вслух, предпочитая терпеть неудобство.
Как только в основу цепочки производства мы положим личные ощущения дизайнера, который пропускает через себя то, что он на самом деле чувствует: где ему комфортно, где ему жмет, где у него какие есть потребности, – это будет первый шаг к созданию чего-то нового», – заверил дизайнер.
Артемий Лебедев заметил, что существуют понятия «французская мебель», «скандинавская мебель», «японская мебель», даже «белорусская мебель», но пока нет понятия «русская мебель». Возможно, когда какой-нибудь дизайнер глубоко погрузится в тему, он найдет концепцию, которая удовлетворит многих клиентов и станет популярной во всем мире.
Вторая ошибка мебельщиков – непродуманный подход к делу.
По оценке управляющего партнера «DREVO-консалт» Романа Захарова, не все мебельщики представляют, что делать, после того как закуплено оборудование, арендовано помещение и наняты люди. Иными словами, причина неустойчивости бизнеса в том, что у него нет фундамента.
«У компаний не получается расти, потому что у них нет цели, нет вектора и нет системы, – посетовал спикер. – Мы открываем четыре магазина, для того чтобы открыть четыре магазина, а не для того чтобы заработать денег. Все знают, что нужно ставить цель, но мало кто это делает. 80% мебельщиков не умеют работать с этим».
О том, как повысить эффективность производства с помощью внедрения lean-менеджмента, говорили Денис Макушенко, основатель компании «Евростиль», и Никита Кулейкин, директор по развитию. Если выполнять текущую работу с меньшими затратами материальных, интеллектуальных, временных ресурсов, это позволит либо повысить качество товара при неизменной цене, либо снизить цену при исходном качестве. Поскольку условия, в которых работает компания, постоянно меняются, нужно регулярно проводить «переоценку ценностей».
Третья ошибка – игнорирование интернета. По данным компании «Авито», которую представляли на конференции Любовь Мархотко и Никита Ткачев, в прошлом году в интернете было осуществлено 13% всех продаж. По мебельной отрасли показатели немного выше, чем в среднем по рынку, – 17%, в прошлом году мебельщики продали онлайн 2,9 млн стульев, 2 млн шкафов и 1,5 млн диванов.
С 2021 года число покупателей в категории «Мебель» на сервисе «Авито» увеличилось на 58%, сейчас там каждый месяц публикуется 25,3 млн объявлений для 21 млн посетителей. Отдельно стоит отметить, что в 2022 году доля новых вещей в разделе «Мебель» составляла 67%, а в этом году выросла до 83%. Можно предположить, что на площадке увеличилось число продавцов/производителей, а также появились более интересные предложения по относительно низким ценам.
Другими словами, интернет по-прежнему позволяет компаниям расти, если правильно использовать его возможности.
Но не все пользуются этими возможностями – к такому выводу пришел в своем докладе «Почему девять из десяти мебельщиков завтра уйдут в историю» блогер Дмитрий Дмитриев. «Фатальная ошибка многих в том, что они надеются на то, что в будущем все будет так же, как и прежде. И категорически отрицают свою причастность к интернету. Основная причина – "мужики не поймут"», – сказал спикер. Но современные реалии, по оценке господина Дмитриева, просто вынуждают мебельщиков рассказывать о себе, о своей компании и своем продукте. Те, кто этого не делает, уйдут с рынка.
Особого внимания заслуживает выступление основателя и руководителя столярно-реставрационной мастерской «Чувство дома» Тимофея Пронькина. Он не давал советов, как решать те или иные проблемы, а просто рассказал, как интересно работать с антиквариатом. Пожалуй, это было самое наглядное, самое яркое выступление. Кроме эмоций, были представлены факты, например, спикер объяснил различия между раритетом, винтажом и антиквариатом.
В России популярная, модная и интересная мебель не старше 50 лет относится к винтажу, а та, что старше, – к антиквариату. В Англии, например, эта граница сдвинута к 100 годам, а в США антиквариатом считается только то, что выпущено до 1830 года. А раритет – это, дословно, «редкость». Например, «константиновские» рубли 1825 года – антиквариат и раритет, их на планете осталось всего восемь штук. А знаменитые венские стулья, которых, по словам спикера, с 1859 по 1900 год было изготовлено около 45 млн штук, несомненно, антиквариат, но никак не раритет.
Ложка дегтя
Конференция ежегодно прибавляет в размерах, и, хотя организаторы выстроили красивую матрицу событий, они столкнулись с проблемами роста на уровне ячеек этой матрицы.
Основная сложность связана с тем, что всю деловую программу укладывают в один день, в результате на посетителя обрушивается огромный объем информации из разных областей. Аудитория начинает сдавать уже к обеду, и до 19 часов, до выступления хедлайнера, дотягивают, мягко говоря, не все. Кроме того, ограниченные временем эксперты, выступая, освещают глубокие и важные вопросы весьма поверхностно, причем некоторым спикерам удается удержаться на грани экспертизы и саморекламы, а иные скатываются в неудержимое восхваление себя и своих результатов.
Одно из следствий – мастер-классам не хватало модерации. В тот момент, когда спикера заносит в самопиар или активный слушатель переключает внимание на свою проблему (возможно, не связанную с темой выступления), необходим человек, управляющий ходом дискуссии. Конечно, часть полезной информации до слушателей дошла, но результаты не полностью совпали с ожидаемыми.
Путаница форматов и целевой аудитории привела к тому, что люди, пришедшие за конкретными советами, остались с ощущением, что им чего-то недосказали. А те, кто нацелен был лишь познакомиться, сделали это очень быстро, и предпочитали казино спикерам.
Также к проблемам роста относятся и техническое обеспечение, так, не у всех чат-бот работал корректно, периодически тормозил и отказывался сканировать QR-коды, поскольку было слишком много запросов одновременно.
Ввиду масштабности мероприятия эти проблемы не кажутся серьезными, хотя в будущем организаторам стоит их устранить.
Итоги
Conf-Fu – неформальное и неформатное мероприятие, это event, публичное мероприятие развлекательного характера, рассчитанное на эмоциональный отклик участников. Деловая программа в таком случае вторична, хотя и помогает понять, что происходит в мебельной и смежных отраслях. Организаторы подбирали в первую очередь узнаваемых спикеров, а они сами решали, чем поделиться с аудиторией.
За год масштаб мероприятия увеличился больше чем наполовину: на трех площадках выступили свыше 40 спикеров, в экспозоне на 52% больше компаний представили стенды, увеличилось на 56% число посетителей и выросло на 70% количество знакомств через чат-бот. То, что прошло мимо чат-бота, подсчетам не поддается. Организаторы масштабировали рабочие схемы, но поскольку в них встраивались творческие люди, появились и проблемы роста, которые стоит учесть.
Conf-Fu помогает компаниям лучше понять, что происходит на мебельном рынке, призывает выяснять потребности покупателя и улучшать сервис, работать на качественном оборудовании и выстраивать оргструктуру.
Для мебельного рынка это полезное мероприятие, поскольку мебельщики не очень любят налаживать контакты друг с другом, а конференция подталкивает их к позитивной конкуренции, то есть к веселой состязательности, а не к угрюмому озлоблению.
И наконец о будущем: следующая конференция пройдет 6 сентября 2024 года.
Текст Роман Иванов