Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

И вместе тесно, и врозь никак

Два региона вместе решают общие проблемы

Санкт-Петербург и Ленинградскую область все чаще называют агломерацией. Исторически это было единое административное образование – сначала, в составе Российской империи, Санкт-Петербургская губерния, которая включала часть территории современной Новгородской и Псковской областей, с едиными органами власти в столице. Затем – Ленинградская область, ее административным центром был Ленинград.

И только после распада СССР город и область стали разными субъектами РФ. Сегодня это создает немало проблем, отсюда регулярно возникающие слухи об объединении двух регионов в единое целое. Официально такая информация опровергается, на деле Ленобласть и Северная столица давно живут «одной семьей».

Транспорт

Самая сложная система, которую власти двух регионов регулярно отлаживают буквально в ручном режиме, – транспортная. Согласно официальным данным, в Санкт-Петербурге сегодня работает 400–600 тысяч жителей Ленинградской области, то есть массив так называемой ежедневной маятниковой миграции огромный. А часть петербуржцев перебираются жить в пригороды, строят дома для постоянного проживания на дачных участках и в СНТ, покупают недвижимость в новых коттеджных поселках. Поэтому почти на всех магистралях, связывающих эти регионы, в час пик утром и вечером скапливаются громадные автомобильные пробки. Возможности для развития транспортной сети на границе города и области сегодня исчерпаны, как и пропускная способность Кольцевой автомобильной дороги (КАД), которая в основном проходит по этой границе. Сегодня на федеральном уровне принято решение о строительстве КАД-2. Как рассчитывают власти Петербурга, она станет четвертым важным элементом транспортного каркаса Санкт-Петербургской агломерации после КАД-1, Западного скоростного диаметра и Широтной магистрали скоростного движения. Дальний обход Петербурга – КАД-2 обеспечит транзитное сообщение портов Балтийского моря и Мурманска с сетью скоростных автомобильных дорог России. В первую очередь речь идет об участке от примыкания к трассе М-11 «Нева» до 52-го км А-181 «Скандинавия». В этом году планируется завершить технико-экономическое обоснование будущей магистрали.

Вторая сложность в организации движения между двумя регионами – общественный транспорт. У субъектов Федерации разные бюджеты, вместе с тем жители Ленобласти работают в мегаполисе, а жители Петербурга, к примеру, ездят летом на дачи. И огромное количество граждан льготных категорий – студенты, школьники, пенсионеры – пользуются автобусами и метро, невзирая на границы субъектов РФ. Поэтому Санкт-Петербург и Ленинградская область вынуждены регулярно подписывать соглашение по перевозке жителей города и области по единым тарифам для всех «льготников». В действующем документе прописаны 282 муниципальных автобусных маршрута, 83 смежных межрегиональных автобусных маршрута, 46 троллейбусных маршрутов, 42 трамвайных маршрута.

Кстати, еще одну серьезную транспортную проблему с социальным уклоном может создать переезд органов исполнительной и законодательной власти Ленинградской области из Санкт-Петербурга в Гатчину. Де-факто Северная столица до сих пор является административным центром соседнего субъекта РФ, де-юре столицей Ленинградской области недавно объявили Гатчину. Однако добираться туда будет неудобно, особенно жителям отдаленных Бокситорогского и Подпорожского районов – минимум на час дольше плюс дополнительные расходы.

Промышленность

Традиционно промышленность Санкт-Петербурга «селилась» вдоль Невы, которая до появления железных дорог и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания была главной транспортной артерией региона. До сих пор на исторических местах остаются корабельные верфи. Однако в период строительного бума конца 1990-х – начала 2000-х годов территории многих предприятий были проданы под жилищное строительство. Это объяснялось прежде всего модернизацией производства. В XIX–ХХ веках, когда фабрики и заводы активно создавались, в производстве была довольно высокой доля ручного труда. Сегодняшние автоматизированные линии обходятся значительно меньшими числом сотрудников и полезной площадью.

Вторым немаловажным фактором был постоянно растущий спрос на жилье и, соответственно, на землю: в Петербурге застроены бывшие территории десятков предприятий: «Электросилы», «Петрохолода», кондитерской фабрики «Рот-Фронт», масокомбината «Самсон» и других. Однако совсем недавно власти Петербурга осознали, что вместе с промышленными площадками из города уходят деньги – налоги и плата за технологическое присоединение к инженерным сетям, кроме того, понижается социальная ответственность бизнеса, тогда как он способствует развитию территорий своего присутствия в соседнем регионе.

И это притом что в Ленинградской области существует несколько особых экономических зон промышленно-производственного типа, в том числе ОЭЗ «Усть-Луга» рядом с глубоководным портом – колоссальным преимуществом в новых экономических условиях, помимо налаженной инфраструктуры, минимизации административных барьеров, налоговых льгот и таможенных преференций. На территории ОЭЗ планировалось создать более 5,6 тыс. рабочих мест.

Недавно Смольный объявил об изменении промышленной политики. «Новый Генплан остановит сжатие промышленных территорий, начавшееся после распада Советского Союза. Это необходимо для сохранения и приумножения производственного потенциала Северной столицы и для решения задач, поставленных президентом по импортозамещению и достижению технологического суверенитета», – заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.


Кстати

Прокуратура не нашла Лесной план Петербурга

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку соблюдения федерального законодательства. В результате проверки было выяснено, что городской Комитет по благоустройству, деятельность которого курирует вице-губернатор Евгений Разумишкин, не выполнил требование по разработке Лесного плана. Этот документ определяет цели и задачи лесного планирования на территории Петербурга. В связи с этим природоохранный прокурор подал иск в суд, требуя от комитета разработать такой план. Иск был удовлетворен, и теперь природоохранная прокуратура контролирует исполнение решения суда.

Источник информации: интернет-газета Neva.Today от 03.11.2023.


Экология

Еще один камень преткновения в отношениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области – решение накопленных экологических проблем. И возникающих новых. Речь идет в первую очередь о политике обращения с твердыми бытовыми отходами – попросту говоря, с мусором, который продуцирует каждый человек в процессе жизнедеятельности. Заложенные в советское время мусорные полигоны полностью исчерпали свои возможности и теперь негативно воздействуют на окружающую среду: от неприятного запаха, на который регулярно жалуются жители Гатчинского района (источник – полигон ТКО «Новый Свет», где были выявлены проблемы в системе дегазации) до проникновения вредных веществ в почву и водоемы с талыми и дождевыми водами.

Петербург и Ленинградская область решили совместно строить мусороперерабатывающие заводы, и так, чтобы «плечо» работы мусоровозов было не слишком большим, то есть поблизости от Петербурга. При этом землю под них выделяет, разумеется, Ленобласть. Однако эти территории пользуются большим спросом у желающих жить на природе. И власти Ленобласти уже столкнулись с активными протестами жителей. Тем не менее заводы, скорее всего, будут построены. В первую очередь на территории Островского карьера в Выборгском районе, на месте выработанного карьера «Дубровка» во Всеволожском районе, а также на месте карьера «Брандовка» в Оржицком поселении Ломоносовского района. 

Текст Юлия Долганова

Другие статьи рубрики Регион номера: Ленинградская область

Обзоры ЛПК регионов России