Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

ЛПК России

Рынок труда по итогам 2023 года

Эксперты крупнейшей в России платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter подвели итоги 2023 года в лесопромышленном комплексе России и выяснили, какие специалисты были наиболее востребованы, насколько высокую зарплату им предлагали и как изменился спрос работодателей на сотрудников.

В конце 2023 года hh.ru провела опрос, в котором приняли участие 529 респондентов из ключевых сфер бизнеса, в том числе лесопромышленного комплекса. Итоги года и планы на будущее представлены ниже.

О позитивном

  • 39% компаний положительно оценивают свое состояние на рынке труда в 2024 году, еще 43% говорят о стабильности;
  • у 22% работодателей 2023 год прошел лучше, чем три предыдущих (2020–2022);
  • в 35% компаний человекоцентричность всегда была в фокусе бизнеса;
  • больше 60% респондентов отметили, что повышали зарплату сотрудникам;
  • 39% компаний добились улучшения условий труда работников;
  • 63% HR-специалистов ожидают повышения окладов и численности персонала в компании в 2024 году;
  • 83% HR-менеджеров заявили, что в 2023 году в их компаниях не было сокращения штатов.

«С одной стороны, можно порадоваться тому, как бизнес в целом закончил 2023 год. С другой –всем без исключения придется столкнуться с перетоком людей между конкурирующими сферами и компаниями, учитывая планы организаций по увеличению численности и текущий дефицит кадров на рынке труда. В роли экономического балансира этого самого дефицита выступят зарплаты. Бизнесу необходимо уяснить мысль: компании продолжают расти в условиях жесткого дефицита кадров, но подобный рост возможен только за счет "каннибализации" людей друг у друга. Некрасиво, но факт. На этом фоне работа над удержанием должна стать ключевым фокусом для любой компании», – говорит Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда.

О негативном

Абсолютное большинство респондентов согласились, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году. Три из четырех компаний заявляли об увеличении сроков найма в 2023 году. Больше чем 70% работодателей стало сложнее искать и нанимать персонал, а у 37% увеличилась текучесть кадров.

В качестве топ-3 внутренних причин дефицита кадров респонденты назвали следующие:

  • неконкурентный уровень зарплаты (49%), который грозит компании стать донором людей для рынка труда;
  • недостаточное развитие бренда работодателя (35%);
  • непривлекательные условия труда (30%).

Все эти факторы влияют и на привлечение, и на удержание персонала. В свою очередь, в тройку внешних причин дефицита кадров вошли политические события (62%), отсутствие на рынке специалистов с требуемыми навыками (52%) и демография (46%).

Спрос и предложение

По итогам 2023 года российские работодатели в лесопромышленной сфере разместили на hh.ru почти 64 тыс. вакансий. В сравнении с зарегистрированным в 2022 году количество таких вакансий выросло на 35%.

В разрезе регионов больше всего вакансий разместили работодатели из Москвы (более 9 тыс., или 15% общего объема предложений о работе в стране за год). Также спрос на персонал на протяжении всего года демонстрировал бизнес из Московской области (12%, или 7,6 тыс. вакансий), Петербурга (5,5 тыс., или 8,7%).

Среди регионов СЗФО в топ-20 по числу вакансий и спросу на работников в 2023 году вошли Петербург, Архангельская и Ленинградская области.

При этом год к году наибольший прирост вакансий в леспроме зафиксирован в Свердловской области (по итогам 2023 года было размещено почти 1,4 тыс. вакансий, это на 79% больше, чем в 2022 году). Также прирост спроса на работников за год сильно выражен в Ленобласти (почти 1,5 тыс. вакансий, на 63% больше потребности в 2022 году), Московской (+56%), Ростовской (+56%), Новосибирской (+53%) областях.

Наиболее высокую зарплату в 2023 году в леспроме предлагали работодатели Москвы (80 460–160 000 руб.), Петербурга (63 218–114 943), Московской области (63 218–103 448), Красноярского края (57 471–103 448), Свердловской (56 400–102 550) и Нижегородской (50 000–100 000) областей.

По итогам года наиболее востребованными специалистами в ЛПК, судя по количеству вакансий, стали клиентские менеджеры (11% вакансий), инженеры-конструкторы (6%), а также целый ряд синих воротничков: токари, слесари, водители, разнорабочие, сварщики, операторы станков, электромонтажники, машинисты и упаковщики.

Таблица 1. Вакансии в различных регионах России
Таблица 1. Вакансии в различных регионах России
Таблица 2. Наиболее востребованные специалисты
Таблица 2. Наиболее востребованные специалисты

Условия работодателей и запросы кандидатов

Требования к опыту: за год работодатели в лесопромышленном секторе на 2 п. п. увеличили долю вакансий, подходящих соискателям без опыта (в целом по рынку соискателям без какого-либо опыта в профессии доступна каждая пятая вакансия, или 20% вакансий).

Вахтовый метод работы стали предлагать реже: по итогам года число вакансий с вахтовым пребыванием сотрудников достигло 2,7 тыс. Если сравнивать с показателем 2022 года, доля таких предложений упала на 1%. При этом бизнес стал на 8% чаще предлагать форматы частичной занятости.

Требования к уровню образования: спрос на специалистов, имеющих средне-специальное образование, за год вырос на 2 п. п., до 13%. И при этом на 2 п. п., до 28%, снизилась доля вакансий с требованием высшего образования кандидатов.

Запросы по зарплате изменились по всему рынку, и сфера леспрома не исключение: на данный момент соискатели, как правило, запрашивают вознаграждение от 60 000 до 115 000 руб. Это превышает запросы 2022 года в среднем на 10 тыс. рублей.

Кроме того, работники больше не готовы работать исключительно за деньги, им важно видеть ценность и смысл того, на что они тратят силы и время, получать обратную связь, расти и развиваться. И речь идет не только о высококвалифицированных белых воротничках, для которых работа всегда была наполнена определенным смыслом, но и о представителях рабочего и линейного персонала. Все без исключения сотрудники хотят человеческого отношения к себе и своему труду. Это своего рода переход от модели винтика производственного процесса к личности. Несмотря на то что российские HR-стратегии в 2023 году сделали несколько шагов в направлении человекоцентричности, российский бизнес в целом пока в самом начале этого пути. Плюс компании по ИТ- и бизнес-процессам не готовы к поддержке новых форматов работы, на которые есть запрос кандидатов.

 Ответы респондентов на вопрос «В целом как вы оцениваете/ прогнозируете положение вашей компании на рынке в будущем году?»
Ответы респондентов на вопрос «В целом как вы оцениваете/ прогнозируете положение вашей компании на рынке в будущем году?»

Ожидания от 2024 года

Удивительная ситуация: несмотря на не вполне позитивный экономический консенсус-прогноз на 2024 год и сложный контекст рынка труда, почти половина опрошенных сотрудников СЕО оценивают положение компании на рынке в 2024 году крайне позитивно. Причем подобное количество опрошенных отмечается не только в опросах hh.ru, но и в исследованиях консалтинговых компаний.

Для сравнения: в 2021 году только 12% топ-менеджеров оптимистично смотрели в будущий 2022 год, годом позже, в 2022 году, – 14%, а сейчас этот показатель вырос в разы, достигнув 46%.

В оценке перспектив респондентами других уровней отмечается гораздо более сдержанный оптимизм: только треть HRD и HR-менеджеров видят будущее компании так же позитивно, как и СЕО. Подобный дисбаланс как минимум настораживает. Варианта два: либо HR-специалисты не погружены в реалии бизнеса и до конца не понимают планов компании, либо бизнес не очень хорошо понимает, что предстоит делать в полях. Оба сценария ничего хорошего не предвещают.

«Возможно, этот разрыв говорит о защитном оптимизме СЕО, поэтому я бы предложила HR-ме-неджерам, которые примерно понимают, что их ждет, аккуратно мониторить состояние топ-команды и включаться, потому что такой мощный позитив со стороны топ-менеджмента может не просто аффектить подбор, но и создать внезапный кризис совершенно на пустом месте. Важно заземлять бизнес-лидеров на этапе стратегирования и планирования операционной деятельности, поскольку делать все предстоит руками эйчаров», – отмечает Марина Львова, партнер UpScale.

С другой стороны, дефицит кадров, с которым все целевые аудитории респондентов более или менее согласны, останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году и будет главным тормозом экономики в ближайшие несколько лет.

Набрать новых людей быстро и просто в 2024 году не получится, потому что 62% компаний хотят увеличить численность персонала в 2024 году. При этом сдерживать темпы прироста зарплаты в компании представители отрасли тоже не собираются: 78% намерены увеличить оклады сотрудников в 2024 году.

Конкурировать лишь в поле зарплатных предложений – не самая выгодная HR-стратегия, поскольку раздувание зарплатного пузыря всегда приводило к тому, что рано или поздно он лопался. Однако нужно признать: рынок сегодня реагирует на ситуацию максимально рыночно – за дефицитный ресурс всегда приходится платить больше денег. И с этим придется смириться.

Текст
Мария Бузунова, пресс-служба hh.ru Северо-Запад
Инфографика hh.ru