Россияне меняют обстановку
Продажи мебели растут рекордными темпами
Объемы производства мебели, по данным представителей отрасли, в прошлом году выросли на треть. При этом производственные мощности многих крупных предприятий недозагружены. За счет чего же растет рынок?
По оценке Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР), после спада 2022 года производство мебели в стране восстанавливается.
«За 2023 год объемы производства в стоимостном выражении, по нашим прогнозам, превзойдут показатели аналогичного периода 2022 года на 23%, достигнув отметки в 438 млрд руб. Это рекордная сумма за всю историю наших наблюдений. В натуральном же выражении объем производства за год вырос по сравнению с 2022-м на 33%, до 66,7 млн штук, что также является рекордом как минимум с 2019 года», – заявил президент АМДПР и генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. По его оценке, отечественные производители мебели удовлетворяют потребности покупателей даже с учетом недозагруженных мощностей, а рост спроса на мебель связан с активным строительством жилья, запросом застройщиков на комплексную меблировку квартир и восстановлением корпоративного сектора.
«У производителей нет трудностей с удовлетворением спроса, но есть проблемы с себестоимостью производства. По итогам 2023 года она выросла более чем на 15%. Цены на сырье на протяжении большей части года оставались стабильными, однако с осени началась волна подорожаний на 7–10%. Конечно, мы стараемся заключать долгосрочные контракты с поставщиками, чтобы зафиксировать стоимость. Но избежать подорожания мебели в 2024 году вряд ли удастся», – комментирует генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров. По его словам, крупные мебельные ритейлеры стараются как можно дольше удерживать цены на прежнем уровне, регулярно запускают акции и скидки для покупателей розничной сети и интернет-магазинов.
К основным трудностям отрасли относят рекордное снижение маржинальности фабрик и заявляют, что предприятия работают с низким уровнем рентабельности в связи с постепенным уменьшением среднего чека «семейного» комплекта мебели. Такая тенденция прослеживается последние два года. Отраслевые эксперты также отмечают, что производственные мощности многих крупных мебельных предприятий задействованы не полностью, поэтому мебельщики надеются «на принятие закона, который позволит включать мебель в ипотечные кредиты», что даст возможность предприятиям наладить новые каналы сбыта продукции, а новоселам – экономить до 50% стоимости комплекта мебели.
Дело в деталях
Уход иностранных производителей почти не повлиял на ситуацию в отрасли. «У нас в стране более 20 тысяч мебельных фабрик, которые никуда не исчезли и продолжают производить для внутреннего рынка. При этом, например, доля IKEA составляла всего 2–3%, а практически вся мебель, представленная в ее магазинах, выпускалась на отечественных предприятиях. То есть вся эта продукция осталась на рынке, а ниши ушедших брендов заполнились отечественными игроками», – так оценивает ситуацию Александр Шестаков. По мнению эксперта, мебельная отрасль в 2022–2023 годах не столкнулась с дефицитом зарубежных комплектующих, поскольку еще до введения санкций производители налаживали связи с заводами Китая и Турции. После возникновения проблемы с логистикой российские мебельные фабрики «просто-напросто переориентировались на поставки с Востока».
«Многие отечественные фабрики используют импортную фурнитуру, поскольку в стране пока нет крупных производителей многих важных комплектующих», – поясняет Денис Егоров. Вопрос с новыми логическими правилами игры калининградский Lazurit решил за счет строительства крупного логистического комплекса в Подмосковье.
Еще одной проблемой мебельщики считают дефицит кадров, актуальный и для других отраслей.
«Производственные процессы на современных предприятиях автоматизированы, поэтому есть потребность в высококвалифицированных специалистах, способных оперативно настраивать и отлаживать оборудование и программное обеспечение. К сожалению, образовательные учреждения пока не в полной мере обеспечивают подготовку специалистов, обладающих навыками работы на современном производственном оборудовании и соответствующим программным обеспечением. Поэтому мы вынужденно занимаемся подготовкой специалистов на рабочих местах, так как найти на рынке труда полностью готового к работе сотрудника крайне сложно», – говорят в АМДПР.
Курс на компактность
Среди значимых тенденций мебельного рынка – освоение онлайн-каналов продажи мебели. Например, по данным маркетплейса «Мегамаркет», эти категория продемонстрировала годовой рост по обороту 641%.
Производители отмечают, что спрос на классическую мебель падает, вместо этого потребители отдают предпочтение современной, функциональной и практичной обстановке. На Первой мебельной приводят в пример модульную систему, позволяющую самостоятельно спроектировать и собрать кухню из 30 разных блоков. Суммарные продажи представленной в конце 2022 года новинки составили за прошлый год около 350 млн рублей.
В Lazurit к новым модным тенденциям относят навесную мебель, например, навесные прикроватные тумбы, а также воздушные стеллажи без задней стенки и приставные столики.
Источник: amedoro.com
Текст по материалам ko.ru