Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

Турция в первой тройке покупателей российских пиломатериалов

Экспорт российских пиломатериалов в Турцию с начала 2024 года вырос в три раза. Рост поставок эксперты объясняют восстановлением турецких городов после землетрясения, но не исключают и реэкспорт в ЕС.

По данным федерального лесо­учетного учреждения «Рослесинфорг», в начале 2024 года Турция впервые вошла в тройку крупнейших покупателей российских пиломатериалов. Поставки пиломатериалов из России в Турцию в январе – марте 2024 года увеличились до 292,2 тыс. м3. Тем самым экспорт в эту страну вырос в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда он оценивался в 89,8 тыс. м3. До 2023 года несколько лет в течение первых кварталов страна и вовсе закупала менее 20 тыс. м3 пиломатериалов.

Причины роста поставок

Увеличение объема экспорта пиломатериалов в Турцию в «Рослесинфорге» объясняют повышением спроса на них на фоне прошлогоднего природного катаклизма – землетрясения. Сейчас для ускорения доставки лесных грузов из России в Турцию прорабатываются новые логистические маршруты.

«Рост спроса на пиломатериалы действительно ощущается, особенно после трагического землетрясения в Турции», – подтверждает вице-президент по коммерческой деятельности Segezha Group Дмитрий Береснев. Об этом же говорит и директор департамента оценки бизнеса и активов консалтинговой компании «НЭО» Елена Варламова.

«Интерес к закупкам пиломатериалов из России обусловлен и строительством масштабных инфраструктурных проектов», – добавляют в «Рослесинфорге». Одновременно, по словам г-на Береснева, растут продажи клееных деревянных конструкций, а также CLT-панелей – они идут на реализацию проектов ИЖС, строительство рекреационных комплексов, гостиниц, кафе, ресторанов.

Есть и другая версия увеличения закупок Турции. В январе-феврале 2024 года, согласно данным Института статистики Турции, экспорт российских пиломатериалов упал на 24,8%, до 11,9 тыс. м3. Стоимость экспорта упала на 34,9%, до $3,1 млн, а средняя цена снизилась на 13,4%, до $258,7 за 1 м3. Турецкая таможня фиксирует объемы, которые пересекли границу страны. Товар же может направляться с таможенного склада Турции в третью страну, предполагает глава Lesprom Network Алексей Богатырев. «В 2023 году эта страна действительно увидела для себя коммерческий интерес в перепродаже пиломатериалов в Европу», – соглашается Елена Варламова. До 2022 года Россия была крупнейшим поставщиком пиломатериалов в Европу. В апреле 2022 года ЕС включил эмбарго на древесину и изделия из нее в пятый пакет антироссийских санкций. Европейская комиссия оценила стоимость лесопромышленной продукции, попавшей под ограничения, в €3,16 млрд, или 2% общего объема импорта российских товаров в страны ЕС. После введения санкций на российскую древесину ЕС переключился на ее закупки в США и Турции.

Кто покупает пиломатериалы из России

В целом экспорт пиломатериалов из России в I квартале 2024 года составил 4,4 млн м3. Крупнейшим импортером стал Китай, который приобрел 2,6 млн м3, как следует из подсчетов «Рослесинфорга». Поднебесная была и остается основным направлением поставок российских пиломатериалов.

Впрочем, в I квартале 2024 года экспорт российских пиломатериалов в Китай снизился на 11,1% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года. За весь 2023 год объем закупок составил 13,08 млн м3. Текущую динамику в «Рослесинфорге» объяснили достаточными запасами на складах и общим снижением импорта Китая.

Второе место по объему поставок, как и в I квартале 2023 года, занял Узбекистан. Но и в эту страну экспорт сократился – с 493,5 тыс. до 375,6 тыс. м3. Такое падение обусловлено снижением внутреннего спроса и перераспределением закупок с пиломатериалов на другие продукты деревообработки, в первую очередь древесные плиты.

В пятерку крупнейших импортеров также вошли Иран (165,7 тыс. м3) и Гонконг (133,1 тыс. м3). Среди крупных покупателей Казахстан (123,3 тыс. м3), Таджикистан (105,4 тыс. м3), Япония (89,7 тыс. м3), Азербайджан (66,6 тыс. м3) и Киргизия (59,7 тыс. м3).

В 2022 году в этом списке были и европейские страны – Эстония и Финляндия, но после введения санкций из основных покупателей российской древесины в 2023 году остались только страны Азии и Иран.

Европейский рынок, безусловно, заместить другими ни по объемам, ни по ценам, ни по маржинальности продаж не удалось, как считает консультант отраслевого аналитического агентства WhatWood Игорь Новоселов. В ЕС из России поставлялось примерно 4,4 млн м3 пиломатериалов.

Влияние на леспром

«До санкций объем экспорта российских пиломатериалов был куда больше, – напоминает управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова. В 2019 году он составлял 33,2 млн м3 – максимум за пять лет. А в 2023 году экспорт упал до минимума – 20,7 млн м3. Но даже при таком экспортном объеме продажа пиломатериалов за рубеж остается перспективной, так как на российскую древесину есть спрос».

Снижение поставок, по мнению эксперта, может быть временным. Более того, помимо Китая, много других рынков сбыта, которые могут демонстрировать рост спроса, и в мультипликативном результате это не даст просесть экспорту российской продукции в целом. Среди таких рынков Анастасия Владимирова называет Киргизию, Южную Корею, Египет, Казахстан, Гонконг, ОАЭ.

«Тот факт, что Турция значительно нарастила объем закупок и вошла в тройку лидеров, указывает лишь на то, что турецкие покупатели видят в этом “свою определенную выгоду”, – поясняет эксперт. – Тренд выявлен не впервые, в прошлом году экспорт в эту страну тоже бил рекорды, а поставки выросли до 254 тыс. м3. То есть Турция закрепила свои позиции».

Вместе с тем значительным ударом для экспортно ориентированных лесозаготовщиков стала цена на пиломатериалы, которая зависела и от логистики, и от спроса. Это, в свою очередь, создало некомфортные условия для экспортеров, и поставки на экспорт зачастую балансировали на грани маржинальности. «Впрочем, за счет мер господдержки отрасли частично удалось компенсировать эти потери», – резюмирует эксперт.

Говорят лесопромышленники

В число крупнейших экспортеров пиломатериалов, по данным «Рослесинфорга», входят Segezha Group, группы «УЛК», «Титан», «Вологодские лесопромышленники», «Лузалес». После введения санкций в 2022 году российские лесопромышленники заявляли о тотальном нарушении логистических цепочек. Согласно исследованию лесопромышленников, проводившемуся Strategy Partners в середине 2023 года, больше половины компаний ожидали снижения выручки, а 33% предполагали, что оно составит 10–20%. Каждая пятая компания заявила о заморозке инвестпрограмм, каждая третья – о сокращении инвестиций больше чем на 30%.

На фоне «структурной трансформации рынков сбыта» в I квартале 2023 года выручка Segezha Group снизилась на 42%, до 18,7 млрд руб., OIBDA – на 91%, до 1,1 млрд руб., а рентабельность упала с 37 до 6%. Во второй половине 2023 года ситуация с логистикой начала налаживаться – сообщалось, что Segezha Group договорилась с транспортной группой FESCO о мультимодальных контейнерных перевозках лесных грузов по внутрироссийским направлениям и на экспорт. Соглашение касалось перевозки из Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Сибирского регионов в страны Юго-Восточной Азии, Средиземного моря, Турцию, Индию и Китай. Из-за санкций Евросоюза Segezha Group пришлось перенаправить свои экспортные поставки.

В ГК «Вологодские лесопромышленники» в июле 2023 года сообщали, что рынок восстанавливается, направляя экспортный вектор на восток. «Ситуация на рынке постепенно стабилизируется. Если во второй половине 2022 года логистические потоки были нарушены и предприятия отгружали продукцию по очень высоким ценам, которые делали продукцию нерентабельной, то в 2023 году постепенно отлаживаются новые потоки. Сегодня грузим много продукции на восток по новым маршрутам. Политическая ситуация заставила нас пересмотреть рынки сбыта, с еще большим рвением осваивать новые», – рассказывал председатель совета директоров «ВЛП» Александр Чуркин.

В 2022 году отгрузки этой группы в европейские страны составляли 22% общего объема (во втором полугодии они прекратились из-за санкций, но в первом поставки пиломатериалов в европейские страны составили 40% всего отгруженного за тот период объема). По итогам 2022 года, общий объем отгруженных пиломатериалов достиг 319,1 тыс. м3.

Но уже в 2023 году объем экспорта «ВЛП» увеличился до 409,9 тыс. м3. «Для этого мы на протяжении всего года активно презентовали свою продукцию на международных площадках, работали в новых странах и самостоятельно, и совместно с российским и региональными экспортными центрами. С рабочими визитами посетили Египет, Вьетнам, Иран, Турцию, ОАЭ, Индию, Узбекистан, Белоруссию…» – пояснил представитель компании. В 2023 году 68% пиломатериалов «ВЛП» отгружали в Китай, 19% – в другие страны, 13% пришлись на долю внутреннего рынка. В середине года первые партии пиломатериалов ушли на новые для компании рынки Индии, Узбекистана и Вьетнама.

За девять месяцев 2023 года общее снижение экспорта хвойных пиломатериалов из России составило 12% год к году, как говорится в отчете Segezha Group по итогам III квартала. Наблюдалось сокращение экспорта в Японию (-37%), MENA (-22%), СНГ (-4%). Увеличивались поставки прежде всего в Китай (рост 2%). Определяющим восстановление объемов экспортных отгрузок стало улучшение ситуации на рынке Китая в августе-сентябре 2023 года, когда наблюдалось снижение уровня складских запасов (с рекордных 1,7 млн м3 в порту Тайцан в I квартале 2023 года до 1 млн м3 в конце сентября), активизация спроса и восходящий ценовой тренд. Реализация пиломатериалов на рынок Египта в III квартале 2023 года для российских компаний не претерпела изменений – крупные заводы по-прежнему отгружали продукцию в регион по остаточному принципу. 

Текст по материалам rbc.ru