«Лесдревмаш» В 2024 году
Рассчитываем на собственные силы
9–12 сентября 2024 года в московском ЦВК «Экспоцентр» уже в двадцатый раз прошла выставка «Лесдревмаш – машины, оборудование и технологии для лесозаготовительной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности». Крупнейший отраслевой смотр существует уже более 50 лет.
Площадь выставки превысила 20 тыс. м2 в павильонах – и на открытой площадке с великолепным видом на Москва-сити, где представили свои услуги продукцию около 200 компаний из Австрии, Бразилии, Германии, Италии, Китая, Республики Беларусь, Словении и, конечно же, России. Особенностью смотра стала демонстрация представляющего всю производственную цепочку ЛПК оборудования в действии, отчего на территории «Лесдревмаш» стоял привычный шум деревообрабатывающего цеха и разносился приятный запах пиленой древесины… Ни много ни мало 1720 т оборудования завезли на площадку выставки экспоненты. Стоит ли удивляться, что павильоны за четыре дня приняли больше 7900 посетителей.
Здесь были…
Среди российских участников «Лесдревмаш-2024» «Автоматика-Вектор», «Акмаш-Холдинг», АМП, «Базис-Центр», Барнаульский завод котельного оборудования, Боровичский завод деревообрабатывающих станков, «Грин Тулс», «Дитек Машиностроение», «Дельта-Техно», «Истконсалт», «Интерловел», «Интервесп», «Ками», «Ковровские котлы», «Комконт», «Консар», «Кронекс», «Лига», «Люфтсервис», «Макил Плюс», «Мастервуд-станки», «Полибиотехник», «Техно-Комплект» («МДМ-Техно»), «Механика-Транс», «Нансинг.ру», «Пролетарская свобода», «Современные фанерные технологии», Слободской машиностроительный завод, «СпецТехУниверсал», «Станки Юга», «СтанкоЛес-Трейд», «Станком», «Станкоцентр Перун», Тверская промышленная компания, «Теплоресурс», «Техпромсервис», «Фаэтон», «Череповецлес», корпорация «Экокарбон», «Эковент», «Элси» и др. С коллективными стендами выступили предприятия Костромской и Курганской областей.
Свою крупногабаритную технику выставили на открытой площадке Stanki.Ru (популярный Krafter), «Алтайлестехмаш», «Станкоцентр Перун», «Термолеспром», «Энерготех». «Амкодор» порадовал парой блестящих свежей зеленой краской компактных лесозаготовительных машин: харвестер FН840 и форвардер FF560 предназначены для рубок ухода, небольшие габариты позволяют им работать без прокладки специальных технологических коридоров. Как и обещали конструкторы компании на выставках прошлых лет, на машинах установлены харвестерный агрегат и гидравлические манипуляторы производства «Амкодор».
Следует отметить, что многие экспоненты впервые принимали участие в выставке (по статистике организаторов, постоянных участников 81%). Отрадно, что, несмотря на большое количество трудностей для международного бизнеса сегодня, на фризах стендов и корпусах станков можно было встретить и хорошо знакомые имена ведущих зарубежных компаний: Ansiberg, Biesse, Cefla, Felder, Inos, Kablitz, Kamozzi, Kleiberit, Ledinek, Leitz, Leuco, Mühlböck Vanicek, Naska, Omeco, Pilana, Secal, Tajfun, Vollmer, Weinig, Wemhoener…
Официальные приветствия участникам и гостям мероприятия адресовали руководители отраслевых ведомств и союзов.
«Выставка позволит участникам ознакомиться с новыми достижениями и разработками предприятий, узнать о трендах предстоящего года. Итоги работы предприятий отрасли, отмеченные на выставке, внесут крупный вклад в исполнение Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, – сказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Oлег Бочаров. – Уверен, что выставка будет способствовать укреплению позиций российских компаний на отечественном и зарубежном рынках, окажет воздействие на поиск эффективных решений для развития бизнеса, направленных на повышение производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции, на оптимизацию и развитие кооперированных связей».
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин подчеркнул, что лесной комплекс имеет большое значение для экономики России. Во многих регионах страны освоение и переработка уникальных по своим масштабам лесных ресурсов является важной составляющей промышленного потенциала и требует постоянного внимания к повышению эффективности работы лесопромышленных предприятий, развитию глубокой переработки древесины, внедрению передовых технологий в производство.
«"Лесдревмаш" – профессиональный инструмент содействия модернизации отечественной деревообрабатывающей отрасли. Она дает полную картину новых образцов оборудования, машин и технологий для деревообработки, а также для деревянного домостроения, которое все шире востребовано на внутреннем рынке и призвано, помимо прочего, помогать решению многих первоочередных социальных задач», – заявил глава ТПП.
«Несмотря на все сложности последних лет, отечественные лесопромышленные предприятия не только смогли к ним адаптироваться и перестроить свою работу, но и переходят к активной фазе модернизации производственных процессов, открывают новые участки, активно инвестируют в развитие, – сказал глава ассоциации "Лестех" Александр Тамби. – На российский рынок пришло много новых зарубежных производителей оборудования, активно развиваются отечественные станкостроительные предприятия, расширяя линейки выпускаемых станков, оборудования и систем механизации, стремительно растет IT-сектор. Выставка будет способствовать налаживанию и поддержанию деловых связей, заключению успешных контрактов по оснащению отраслевых предприятий современным оборудованием, позволяющим эффективно перерабатывать весь объем заготавливаемой древесины и выпускать конкурентоспособную продукцию, востребованную на отечественном и зарубежных рынках».
Генеральный директор ассоциации «Древмаш» Владимир Горбенко отметил в приветствии, что «выставка проходит в условиях существенного снижения недружественными странами поставок средств технологического оснащения для лесного сектора и запасных частей к ним». По его мнению, в ближайшее время в Российской Федерации должны быть приняты неотложные и системные меры по развитию производства и импортозамещения технологического оборудования и технологической оснастки для всех отраслей отечественной экономики, использующими леса, занимающимися учетом и маркировкой древесины, охраной, защитой и воспроизводством лесов, лесовосстановлением, лесоразведением, лесоустройством, лесотранспортом, лесопереработкой, осуществлением федерального государственного лесного контроля (надзора) и контролем соблюдения порядков и правил, указанных в Лесном кодексе. «Основной предпосылкой для разработки и реализации таких мер является наличие в составе сектора лесного машиностроения экономики Российской Федерации более 700 производителей продукции (изделий, работ, услуг) в сфере средств технологического оснащения для лесного сектора», – считает Владимир Горбенко.
С необходимостью обеспечить отрасль технологической оснасткой отечественного производства согласился генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов, отметивший, что «Лесдревмаш» – это место возможностей: изучения рынка, расширения бизнеса, увеличения списка новых деловых партнеров и покупателей, повышения престижа компаний. «Оборудование на предприятиях российского ЛПК, к сожалению, в основном импортное, и большая часть поставлялась из недружественных стран. Но надо сказать, что в 2022 году благодаря оперативной работе Минпромторга и Минтранса, проблему поставок удалось решить достаточно быстро, переориентировавшись на другие рынки, – сказал Тимур Иртуганов. – Есть проблемы платежей, но они тоже решаются. Мы не можем сохранять настолько высокую импортозависимость в этой сфере».
Слово бизнесу
На выставке мы с радостью встретили много добрых друзей и старых знакомых. Говорили о разном, порой на самые отвлеченные темы, но больше все-таки о жизни – а для экспонентов это прежде всего работа, дело их жизни. Предлагаем вашему вниманию отзывы некоторых участников, что называется, из первых уст.
Иван Дементьев, генеральный директор Nanxing.ru: «Выставка порадовала хорошей посещаемостью – людей существенно больше, чем на прошлом "Лесдревмаш". Важно и то, что они нацелены на развитие, обсуждают вполне конкретные перспективы, и прежде всего автоматизацию. Это настоящее и будущее, тренд очевиден, уже есть несколько интересных проектов, демонстрирующих все возможные плюсы. Недавно мы пустили в эксплуатацию новую линию на фабрике "Мария" в Саратове – это наиболее автоматизированный проект в России, причем я имею в виду не только наше оборудование, а в сфере деревообработки вообще. Все мебельщики дружно жалуются на дефицит кадров, который иначе как жутким и не назовешь. Причин тому несколько, но последствия одинаковы – производственный персонал не набрать, а тот, что есть, стал стоить значительно дороже, и, значит, вопрос автоматизации оборудования становится более чем актуальным.
Если раньше средства для решения этой проблемы могли предложить только крупные европейские производители, то теперь с ними достойно конкурируют заводы Китая, а с учетом действующих санкций и тому подобного это фактически единственный доступный нам вариант. Но и тут, как обычно, есть нюансы.
Машиностроителей в Китае много, но компаний с хорошим инжинирингом, которые способны качественно подготовить проект, продумать всю "обвязку" и предложить оптимальное готовое решение для каждой индивидуальной ситуации, – единицы. С гордостью могу сказать, что Nanxing как раз из тех предприятий, которые могут реализовать любую схему автоматизации производства, Причем на базе не только собственного оборудования, но и техники других производителей.
Такой опыт есть у нас и в России: у клиента дорогостоящие немецкие станки, и он не готов их менять, поскольку его устраивают качество и мощность, но для полноценного использования их возможностей необходимы средства автоматизации. Собственник обратился к нам, мы подготовили проект, и, думаю, к концу года он уже будет реализован.
Еще один тренд в индустриальной деревообработке – переход, причем достаточно резкий, от серийного к малосерийному производству. И более того, фабрики, построенные для массового выпуска изделий, постепенно переходят к индивидуальным заказам. Как следствие этого отмечаем повышенный интерес к станкам с ЧПУ – проявляется он и в запросах посетителей нашей экспозиции.
Наконец, третий тренд, все активней внедряющийся у нас вслед за европейскими и азиатскими странами, – полное оснащение жилых помещений предметами мебели и интерьера уже при строительстве дома. Тут мебельная индустрия шагает в ногу со строительной, а производители вынуждены задумываться о том, чтобы вместо сотен и тысяч одинаковых изделий перейти к выпуску их расширяющегося ассортимента, поспевая за потребностью в комплексном обустройстве квартир. Мы постепенно перенимаем передовой зарубежный опыт, и, на мой взгляд, это здорово».
«Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать, как дела в леспроме, я бы ответил: "интересно"! А если немного шире раскрыть эту мысль, то нет смысла отрицать наличие ряда объективных сложностей, но, с другой стороны, когда их не было? – руководитель ООО "Тайфун СТС" Деян Редья никогда не терял оптимизма. – А наряду со сложностями есть и возможности. Мы продолжаем работать в обычном режиме, никуда с российского рынка уходить не собираемся, понимая и его важность, и свою ответственность перед клиентами здесь. И даже с учетом внешнеполитических моментов, безусловно влияющих и на экономику, считаю, что все неплохо.
В продажах относительно простого оборудования, вроде лебедок или дровокольных станков, особых изменений нет, чуть сложнее с гидроманипуляторами, некоторая часть продукции под санкциями, но нам удается находить решения в вопросах поставок и оплаты за них – есть взаимопонимание с партнерами. Мне кажется, постепенно все противоборствующие стороны в Европе осознают, что жизнь идет дальше и бизнес идет дальше. Остановить его нельзя, да и не нужно. В стороне от политических конфликтов мы все так похожи: здесь рабочие люди, там рабочие люди… Как бы ни складывались обстоятельства, будем помогать друг другу».
Руководитель обособленного подразделения компании Polybiotechnik Евгений Панов: «Санкции коснулись всех, кто представлял западных поставщиков. В том числе и компания Polytechnik приостановила сотрудничество с Россией, но мы, как представители интересов ее клиентов, свою деятельность в стране не прекращаем. Больше того, мы стараемся если не заменить австрийскую компанию, то компенсировать ее отсутствие в РФ. И сразу после введения запретительных санкций, когда отрасль пребывала в некотором шоке, обзвонили и объездили всех партнеров, чтобы успокоить их и убедить, что будем продолжать поддерживать потребителей. Мы сделали акцент на сервисной составляющей деятельности, но, помимо этого, имея серьезные наработки в производстве оборудования, вывели на российский рынок технику под брендом Polybiotechnik. Это оборудование частично производится на заводе в Китае, а частично уже и в нашей стране (см. подробнее: "ЛесПромИнформ", 2024, №5. – Прим. ред.). Заканчиваем укомплектовывать и оснащать производственную базу близ Санкт-Петербурга, полный комплекс – от металлообрабатывающих станков до покрасочных камер.
На своем выставочном стенде мы рады приветствовать постоянных клиентов, с которыми давно и успешно сотрудничаем. Нам важно заявить о своем присутствии, иметь возможность рассказать о текущих и планируемых проектах, и в этом плане "Лесдревмаш" прежде всего имиджевое мероприятие.
Конечно, репутация, наработанная за многие годы, это не пустой звук, поэтому есть среди посетителей и представители новых для нас компаний, но знакомых с качеством техники Polytechnik, их сегодня интересуют в первую очередь сервисные моменты, возможные перспективы. Охотно делимся информацией, и даже закоренелые скептики соглашаются, что за период работы с 2016 года ООО "Полибиотехник" достигло определенных успехов в нашей стране.
Мы работаем открыто и честно. Рынок велик, и места хватит всем, пусть потребитель сам делает выбор. Это как с автомобилями: кто-то предпочитает Mercedes, а кому-то нужна "Лада Гранта".
Самое главное, что люди перестали сидеть и ждать у моря погоды. Если применительно к нашему отраслевому сегменту, видим, что некоторые лесопереработчики, столкнувшись с бесперспективностью выпуска пеллет как способа решения вопроса с утилизацией древесных отходов своих производств, стали искать другие варианты, и в том числе оснащение оборудованием для электрогенерации. Только наша компания за последнее время реализовала пару таких проектов. Думаю, тенденция со временем будет только усиливаться».
«Мы постарались сделать стенд компании уникальным – вся команда трудилась, чтобы площадка российского производителя инструмента получилась не только информативной, но и визуально привлекательной. По словам посетителей, нам это удалось, – с обоснованной гордостью поделился генеральный директор компании GT Дмитрий Соколов. – Но главное все же – это наглядная демонстрация всех наших возможностей. Показали широкий спектр твердосплавного и алмазного инструмента. Интерес неподдельный. Гостей впечатляет, что фактически полный ассортимент режущего инструмента для деревообрабатывающей и мебельной промышленности производится в России, на нашем заводе в Петербурге. Мы можем делать не только стандартные изделия, но и выполнять индивидуальные заказы разной степени сложности – от дисковых пил до самых сложных фрез. Как разработчикам и проектировщикам нам интересно решать порой технологически весьма непростые задачи, возникающие у клиентов.
В ближайших планах внедрение на производстве автоматизированной линии для непрерывного производства лесопильного инструмента, которое позволит закрыть потребности рынка в дисковых пилах. Оборудование еще в пути, но площадка для него уже полностью подготовлена. С реализацией этого проекта потенциал компании станет еще внушительней. Мы делом стараемся убедить лесопромышленников в том, что в области инструмента реально все производить внутри страны, – вот, пожалуй, основной посыл нашего участия в выставке».
Компания LIGA пригласила гостей в обособленное инновационное пространство «Технопарк» площадью больше 2700 м2, где было представлено все необходимое для развития мебельного производства. В интерактивном формате посетители активно участвовали в тест-драйвах мировых премьер оборудования и инжиниринговых решений для индивидуального производства мебели и высокоэффективной обработки деревянного массива. Большой интерес вызвала «Территория развития малого бизнеса», на которой демонстрировалось, как оптимально разместить промышленное оборудование на ограниченной площади, быстро обучить кадры работе на станках с ЧПУ и повысить производительность.
«Мы представили широкий спектр технологий и оборудования KDT для создания качественной мебели дизайна любой сложности, посетители высоко оценили их функциональность и производительность, и часть станков прямо с выставки уехали на фабрики, – поделился директор департамента управления продуктами и категориями LIGA Александр Есипов. – Кроме того, на отдельной площадке 250 м2 показали в работе автоматизированное деревообрабатывающее производство Jangja – готовое решение от вырезки дефектов до производства высококачественной погонажной продукции. Для работы линии требуется всего четыре оператора, производительность около 15,5 км продукции в смену. По итогам выставки мы отметили значительный интерес посетителей к предлагаемым технологиям и решениям, укрепили ценные контакты с партнерами и клиентами, а также собрали важную обратную связь».
Официальный представитель компании Secal на территории РФ и стран СНГ Мария Акимова: «Выставка наглядно продемонстрировала, что в этом году интерес к сушильному оборудованию европейского производства в России не угас. Наоборот, мы отметили для себя много новых перспективных фабрик, которые хотят выпускать продукцию из древесины и оснастить свое производство качественным европейским оборудованием.
Сушильные установки не попали в список оборудования, ввоз которого ограничен пакетами санкций недружественных стран. Это дает нам возможность полноценно работать – поставки сушильных камер в Россию, монтажные и пусконаладочные работы продолжаются. Так, на сегодня проводятся монтажные работы на производстве ООО "Магистраль Транзит" в п. Магистральный Иркутской области.
Хочу выразить благодарность соотечественникам за поддержку и проявленный интерес к нашему оборудованию».
Антон Куликов, директор по продажам смазочных материалов eastconsult group:
«Все прошло в соответствии с нашими ожиданиями: увиделись с рядом китайских партнеров, с которыми прежде общались только удаленно, встретились со всеми нынешними и потенциальными клиентами, как планировали. Возникло несколько новых интересных возможностей по развитию.
Стоит отметить несколько особенно плодотворных встреч с перспективными клиентами. В основном речь шла о проектах по строительству, созданию новых производственных линий или по обновлению оборудования, а также по нашей "химической составляющей" – смазочным материалам. Конкретной информацией об этом, наверное, делиться рано, пока есть только два или даже три потенциальных контракта, каждый может вылиться потом в довольно крупный проект».
Павел Кучин, генеральный директор ООО «Ковровские котлы»:
«Выставка, как всегда, проведена на самом высоком уровне, спасибо организаторам за возможность принять участие. Довольно много экспонентов в такое трудное для отрасли время нас удивило. Посещение подобных мероприятий – это всегда возможность не только заключить новые контракты, но и познакомится с интересными людьми, встретиться с клиентами, получить отзыв о своей продукции и работе, установить полезные деловые знакомства с потенциальными покупателями и с поставщиками… Да и просто встретиться со старыми друзьями и коллегами! В общем, только положительные эмоции от участия в "Лесдревмаш-2024"».
Компания НПФ «Техпромсервис» представила на выставке лесопильное и деревообрабатывающее оборудование собственного производства. «Мы готовились к этому мероприятию, чтобы максимально эффективно презентовать свою продукцию, – сказал генеральный директор Дмитрий Ярушкин. – Нам удалось не только представить наше оборудование потенциальным заказчикам, но и провести продуктивные встречи с нашими постоянными партнерами, обсудить текущие проекты и планы на будущее. По результатам деловых переговоров назначены визиты, с которыми наши специалисты отдела продаж уже отправились к заказчикам. Выражаем искреннюю благодарность организаторам выставки за высокий уровень проведения мероприятия и его значимость для развития лесной отрасли!»
Под новым для гостей выставки именем ООО «Сервис-Проект» выступила хорошо знакомая рынку компания «Вайниг Рус». «В наше нестабильное время все меняется. К сожалению, санкции не позволили сохранить дочернее предприятие Weinig в России, но мы приложили максимум усилий, чтобы сохранить коллектив специалистов, и создали новую компанию, ведь мы не можем пропасть с рынка, после того как проделано столько работы. На нас рассчитывают постоянные клиенты. Мы, как и прежде, продолжаем работать с пользователями Weinig и Holz-Her, привозим запасные части и оборудование, оказываем техническую поддержку и консультируем», – отметила генеральный директор ООО «Сервис-Проект» Ирина Мартынова в приуроченном к «Лесдревмаш» обращении.
Главный инженер ООО «Современные фанерные технологии» Дмитрий Кожевников: «С 2024 года "СФТ" представляет на российском рынке интересы производителя теплоэнергетического оборудования Maxxtec, Германия-Индонезия, и к выставке "Лесдревмаш" в этом году мы готовились вместе. Основные цели участия в выставке две: познакомить посетителей с командой и технологиями Maxxtec – ведь, несмотря на сотни реализованных проектов и большой мировой вес компании, российский рынок она серьезно не изучала и прежде не рассматривала всерьез – и увидеться с представителями фанерных производств, наших партнеров по прошлым, текущим и будущим проектам. Ну и, кроме того, донести до российского рынка информацию о возможностях поставки в условиях санкций оборудования японской фирмы Hashimoto Denki для лущения, сушки и ребросклеивания шпона.
По итогам выставки могу сказать, что обе поставленные цели были достигнуты: встретились и пообщались с большинством наших заказчиков, познакомились с новыми. И, конечно, мы были рады увидеть неподдельный интерес на российском рынке к новому игроку в сфере энергетики ЛПК – нашему партнеру, компании Maxxtec. На нашем стенде был продемонстрирован широкий спектр продукции, разработанной по немецким технологиям и произведенной в соответствии с европейскими стандартами качества. Немаловажно, что Россия и дружественная Индонезия сотрудничают без санкционных ограничений.
Посетителей было довольно много, все четыре дня прошли в активном общении с гостями. И это несмотря на то, что часть представителей крупных компаний оттянуло на себя проходившее в те же дни мероприятие аналогичного профиля в Китае. Со своей стороны, команда PT Maxxtec Teknologi Indonesia сделала соответствующие выводы и планирует активно участвовать в следующих выставочных проектах в России.
Отдельно хочу отметить, что в рамках выставки ООО "СФТ" заключило соглашение о постоянном сотрудничестве с известной китайской компанией Zeus – производителем высококачественного инструмента, в частности лущильных ножей».
Об участии в выставках генеральный директор компании «Теплоресурс» Дмитрий Мажаров высказался вполне определенно: «Зачем участвовать в выставках? Все просто: нужно показывать рынку, что в довольно непростых условиях вы не только продолжаете работать, но и ориентированы на дальнейшее развитие. Здесь к вам обращаются и прежние заказчики, и совершенно новые, которые только знакомятся с тем, что вы можете им предложить, – анализируют, сравнивают, делают выбор, исходя в том числе из того, насколько полные и убедительные данные предоставил экспонент.
Ситуация в лесопромышленном комплексе непростая, но многочисленные поездки на предприятия отрасли показывают, что ничего не остановилось, просто масштабы стали поменьше. Судя по всему, дно мы уже преодолели, теперь вопрос в том, насколько быстро и эффективно отрасль будет выходить из кризиса. Полагаю, в ближайшие два-три года каких-то всплесков ожидать не стоит, но это не повод впадать в пессимизм – будем продолжать работать.
Наш 20-летний опыт позволяет как строить энергетические установки с нуля, так и модернизировать существующие, в том числе зарубежные, поставленные компаниями, которые ушли с нашего рынка и перестали оказывать поддержку клиентам. Пока запаса прочности такого котельного оборудования хватает, но уже есть звоночки того, что такое направление деятельности может оказаться востребованным. Будем стараться помочь, чем можем, в каждом случае.
Так или иначе всем предприятиям ЛПК, ранее ориентированным на зарубежное оборудование, приходится чаще "смотреть внутрь" и искать все необходимое на российском рынке – альтернативы нет. В нашей сфере даже Китай не вариант, а попытки ввозить оборудование/запчасти/комплектующие через третьи страны возможны лишь как разовые акции, а постоянные и надежные поставки едва ли возможны. Чем раньше люди это поймут, тем лучше.
С другой стороны, приезжая на заводы заказчиков и знакомясь там с зарубежной техникой, доступа к которой у нас раньше не было, мы приобретаем новые знания и навыки, перенимаем опыт и учимся, а значит, сможем делать собственные установки все лучше и лучше. Во всем есть позитив».
Проблемы и решения
Пожалуй, никогда еще конгрессные события «Лесдревмаш» не были настолько ориентированы на практику, как теперь: вместо далеко идущих планов и вдохновляющих перспектив эксперты предлагали решения конкретных проблем, а их, надо признать, в современном ЛПК более чем достаточно. Кроме того, заметно, что промышленники постепенно перестают уповать на какую-либо стороннюю помощь и стараются преодолевать сложности собственными силами. Зачастую обращаясь к опыту отраслевых объединений.
Основными темами деловой программы выставки стали: развитие бизнеса и оснащение предприятий технологическим оборудованием в современных условиях, импортозамещение в лесопромышленной отрасли, логистика и системы добровольной лесной сертификации, автоматизация производств и вопросы подготовки кадров для ЛПК.
Остановимся подробнее на некоторых знаковых выступлениях трехдневного форума WoodWorld.
Программа мероприятия состояла из трех блоков. На вступительной сессии было рассмотрено общее состояние ЛПК России. Второй блок форума представлял собой анализ рынков лесопродукции в России и крупнейших регионах потребления в мире (среди них сегодня ключевыми для России являются страны Ближнего Востока и Северной Африки). А третий блок был посвящен производству и продажам древесных плит и фанеры с акцентом на использование в мебельной промышленности. Рынки постсоветских стран остаются своего рода продолжением российского рынка, важность работы в связке с мебельной отраслью этих регионов трудно переоценить, поэтому к участию в мероприятии пригласили руководителей отраслевых ассоциаций среднеазиатских стран.
Остановимся подробнее на некоторых знаковых выступлениях на форуме.
Генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ) Виталий Липский посвятил свое выступление тенденциям развития рынков лесопродукции. Характеризуя ситуацию на рынке круглого леса, докладчик сказал: «Зимний сезон, декабрь 2023 – март 2024 года, прошел хуже аналогичного зимнего периода годом ранее – снижение 3,4%, то есть 58,42 млн м3 против 60,48 млн м3. Наблюдается падение интереса лесозаготовителей к работе в лесу на фоне снижения спроса на фанерное сырье и отчасти на пиловочник. Отсутствие экспорта технологической щепы с лесопильных предприятий привело к падению цен на балансы и технологические дрова. Существует серьезная угроза дальнейшего падения объемов заготовки из-за выхода из строя действующей лесозаготовительной техники и отсутствия полноценной замены ей».
Докладчик перечислил тренды в лесопилении:
- сокращение производства пилопродукции в I полугодии 2024 года относительно уровня II полугодия 2023 года на 1,8%. Падение наблюдается и месяц к месяцу прошлого года. Крупные лесопильные предприятия пытаются адаптироваться на внутренних рынках и выдавливают малые лесопильные предприятия, терпящие банкротства;
- отсутствие полноценного сбыта топливных гранул и технологической щепы, ведущее к падению маржинальности отрасли;
- критическая зависимость Северо-Запада РФ от транспортной субсидии;
- стагнация и возможный спад китайского строительного сектора, не позволяющие надеяться на рост экспорта в среднесрочной перспективе; • некоторые растущие рынки недоступны для России из-за опасения потенциальных покупателей применения вторичных санкций: достаточно вспомнить отсутствие поставок пилопродукции в ОАЭ и Саудовскую Аравию в 2023–2024 годах (при этом, как ни странно, сохраняются закупки пилопродукции, например, японскими компаниями – 5,3% всего экспорта в 2023 году);
- остановка льготной ипотеки, ведущая к существенному падению спроса на пилопродукцию на внутреннем рынке.
Среди трендов на рынке древесно-стружечных плит Виталий Липский отметил следующие:
- рынок ДСтП и OSB вырос (+3,4%) в первом полугодии 2024 года относительно уровня второго полугодия 2023 года. При этом рынок OSB сейчас в стагнации, основные производственные мощности простаивают;
- рынок ориентировано-стружечных плит существенно сократился (в том числе из-за проблем ООО «СТОД» и ООО «ДОК Калевала»);
- конкуренцию OSB составляет фанера, цены на которую на минимально возможном уровне;
- ожидается дальнейший рост предложения на рынке ДСтП после пуска мощностей ООО «Ультра Декор Рус»;
- продолжается рост спроса на ДСтП на фоне повышенного спроса на мебель. Повышенный спрос на мебель в ближайшее время сохранится на фоне меблировки жилья, построенного в рамках льготных ипотечных программ;
- рост цен на ДСтП продолжится на фоне высокого спроса на мебель;
- основными экспортными рынками ДСтП и OSB остаются страны СНГ (85,4%).
На рынке древесно-волокнистых плит:
- падение производства ДВП в I полугодии 2024 года на 24,9% относительно уровня II полугодия 2023 года;
- рынок ДВП – самый динамичный в российском ЛПК, он рос опережающими темпами, а текущее падение объемов производства является адаптацией и коррекцией рынка.
Тренды рынка фанеры:
- прирост производства фанеры в I полугодии 2024 года на 6,1% относительно уровня II полугодия 2023 года;
- рынок фанеры постепенно восстанавливается, но перспективы неочевидны. Цены на фанеру находятся на историческом дне. Адаптация к новым рынкам минимальная;
- ряд производителей фанеры вынужденно вышли на мировой рынок с предложением березового шпона и тем самым привели к закрытию независимых производителей березового шпона;
- основным экспортным рынком является Египет, который страдает от дефицита баланса, торгового дисбаланса, недостатка платежеспособности и бюджетного дефицита;
- до сих пор около 13,6% российского экспорта, несмотря на заградительную ввозную пошлину 50%, уходит в США, в 2023 году прямой экспорт фанеры составил 183 тыс. м3; есть каналы непрямого экспорта фанеры в США (через Вьетнам, Китай и пр.);
- треть экспорта приходится на Китай (17,7%) и Турцию (14,7%), существенная часть фанеры впоследствии реэкспортируется.
На рынке ЦБП производство целлюлозы и древесной массы стагнирует. Производство бумаги и картона в первой половине 2024 года прибавило 4,5%. Выпуск большинства видов бумаги и картона растет, а выпуск санитарно-гигиенических бумаг и материалов и беленой бумажной продукции – снижается.
Освещая ситуацию на рынке пиломатериалов, Виталий Липский отметил, что существенная часть прироста пилопродукции на внутреннем рынке достигнута благодаря крупным производителям – в реализованном виде и в виде складских запасов прирост составил 3,9 млн и 2,7 млн м3 соответственно. Крупные компании частично переориентировали поставки пилопродукции на внутренний рынок, это увеличило конкуренцию и привело к выдавливанию малых производителей. Многие малые и средние предприятия вышли из бизнеса.
Рынок рос с 11,6 млн м3 в 2021 году до 15,5 млн м3 в 2022 году (+3,9 млн м3), в 2023 году последовал откат до 14,3 млн м3, а прогноз на текущий год – уже 11,8 млн м3.
Драйверов роста внутреннего потребления пиломатериалов несколько. Прежде всего увеличение ввода жилых домов, в том числе с деревянными конструкциями. Доля деревянного строительства выросла с 11% в 2020 году до 14% в 2023 году, но ее следует наращивать активней. Способствует и льготная ипотека а также рост производства и потребления мебели вслед за ростом жилищного строительства. Ожидается, что спрос на мебель продлится в течение года-двух после завершения периода льготной ипотеки. При этом потребление пилопродукции мебельными производствами не является определяющим.
О перспективах внутреннего рынка пилопродукции судить сложно, поскольку непонятно, насколько «просядет» строительный сектор из-за остановки льготной ипотеки. Нет понимания также по началу и срокам восстановительного роста на «новых территориях». Очевидно, что любой сценарий развития внутреннего рынка не скомпенсирует в краткосрочном периоде потери отрасли после 2022 года, – для быстрого «отскока» просто недостаточно факторов роста.
Тенденции экспортных рынков. Согласно оценочному прогнозу на 2024 год, производство пилопродукции в России составит 32,8 млн м3. Из них 11,8 млн м3 уйдут на внутренний рынок, значит, на экспорт останется 20,9 млн м3. В структуре экспорта с огромным отрывом лидирует Китай, потребляющий 78%. Как ни странно, среди покупателей остается Япония (5%), на Таджикистан приходится 4%, на Южную Корею и Египет – по 3%, на Казахстан и Азербайджан – по 2%, незначительные объемы поставок в другие страны составляют еще 3%.
«Ситуация на китайском рынке не самая оптимистичная, – отметил спикер. – Налицо стагнация строительного сектора. Цены на строительные пиломатериалы в Китае ниже уровня 2023 года. Да, российские экспортеры существенно выдавили европейцев и американцев с китайского рынка, но при этом Китай активно закупает круглый лес в Новой Зеландии и перерабатывает на собственных лесопильных предприятиях».
Резюмируя сказанное, Виталий Липский дал общую оценку состояния российского ЛПК на текущий момент.
Со стороны лесозаготовки видится ряд угроз. Лесозаготовители не стремятся заходить в лес из-за снижения спроса на фанерное сырье и пиловочник. Падение рентабельности заготовки ограничивает предложение пиловочника и толкает цены на него вверх.
Рост цен на комплектующие для лесозаготовительной техники стимулирует повышение себестоимости заготовки. Равно как и износ лесозаготовительной техники и необходимость замены в ближайшее время. Рост арендных ставок тоже стимулирует рост цен на пиловочное сырье.
Логистические проблемы ширятся. Лесозаготовители Северо-Запада РФ зависят от субсидий на транспортировку продукции. Субсидии ограниченны и достаются не всем. Не получившие субсидий уходят с рынка.
До сих пор не решена проблема транспортного коридора «Север – Юг», развитие рынков в этом направлении затруднительно.
Проблемы лесопильной отрасли на Северо-Западе, в центре России и Сибири будут нарастать. Сибирским предприятиям не субсидируют транспортные затраты, хотя при поставках в КНР большое транспортное плечо.
Наблюдается комплексный дисбаланс. Экспорт древесных топливных гранул будет снижаться. Внутренний рынок ограничен. Объем финансирования, выделенного на использование пеллет для отопления, крайне мал в рамках отрасли. Экспорт технологической щепы остановился на Северо-Западе. Возник переизбыток сырья для ЦБК. Целлюлозно-бумажные комбинаты понизили цены на балансы. Все это приводит к падению рентабельность заготовки для лесопильных предприятий.
Старший аналитик агентства WhatWood Марина Зотова в докладе «Рынок пиломатериалов Китая» отметила, что на динамику импорта и ценообразования по пиломатериалам оказывает влияние кризис строительного рынка в Китае: за семь месяцев 2024 года инвестиции в недвижимость снизились на 10,2% г/г. Ввод новых зданий составил 300 млн м2, на 21,8% меньше, чем годом ранее. Площадь зданий в стадии строительства – 7 млрд м2, на 12% меньше, чем годом ранее.
Спад продолжается. В августе индекс деловой активности составил 49,1% (то есть ниже порога в 50%), падение относительно показателя июля – 0,3%. В конце лета была отмечена и низкая закупочная активность.
Еще один драйвер рынка – демография. Китай отчитался о рекордной низкой рождаемости и рекордном приросте смертности.
Объемы ввоза пиломатериалов сохраняются на уровне прошлого года. И если по импорту лиственных пиломатериалов фиксируется прирост 6% г/г, то по хвойным наблюдается снижение 6% г/г: запасы хвойного пиловочника в основных портах Китая в августе приросли на 4,6%. Вместе с тем запасы хвойных пиломатериалов в порту Тайсан в августе снизились на 8% м/м – до 1,15 млн м3.
Сейчас снижение объемов поставок показывают все главные поставщики древесины в Китай, кроме Белоруссии (+28% г/г) и США (+35% г/г).
Россия остается лидером среди поставщиков хвойных пиломатериалов в Китай – в 2024 году доля российского импорта составила 64%.
Что касается цен на российские пиломатериалы, то в марте-апреле 2024 года ценовая конъюнктура на китайском рынке сильно изменилась. Цены скорректировались вниз после более чем полугодового повышательного тренда. Средние уровни ценового отката за месяц составили ¥100–150 м3. В мае-июне цены стагнировали, а в июле российские поставщики снова констатировали снижение. WhatWood не исключает, что в IV квартале 2024 года цены стабилизуются, прибавив ¥25-45 м3 к цене июля.
Генеральный директор ГП «Вологодские лесопромышленники» Александр Шаньгин сделал обзор рынка лесосырья и реальных возможностей его развития. Начал докладчик интригующе: «Коллеги, у меня для вас две новости. Первая – заготовка древесины упала более чем на 20%, и предпосылок для восстановления пока не видно.
Доступный объем хвойного пиловочника на рынке СЗФО сократился на 17%; в основе проблемы отсутствие достаточного внутреннего спроса на низкосортную лиственную древесину – с 2022 года прекращен ежегодный экспорт примерно 5 млн м3 низкосортной лиственной древесины.
Вторая ключевая проблема – отсутствие достаточного внутреннего спроса на побочный продукт лесопиления, произведенный из его отходов, – древесное биотопливо. Загрузка мощностей по производству биотоплива в Вологодской области в 2023 году составила всего 26% номинальной.
Конечно, двумя проблемами дело не ограничилось, на ситуацию наложились падение эффективности импортной техники в связи с отсутствием качественных аналогов и двузначная инфляция "компонентов себестоимости". Достаточно упомянуть, что в РФ в 2024 году будет произведено и не востребовано примерно 5,6 млн сыпучих кубических метров опилок».
Поскольку потребление ценных сортиментов сырья (на производство пиломатериалов и фанеры) медленно восстанавливается, возможен рост цен на пиловочное сырье. Доступный объем хвойного пиловочника на рынке СЗФО сократился примерно на 4,5 млн м3, а снижение объема распиловки составляет "всего" 1,6 млн м3 примерно, поэтому дефицит хвойного пиловочника в объеме примерно до 3 млн м3 создает предпосылки для роста цен.
Спровоцированная неравномерностью развития отрасли модель экстенсивного лесопользования также обещает стабильное ухудшение диаметровой структуры сырья и увеличение радиусов поставки.
Но есть и плюсы! На рынке деревянного домостроения РФ стали доступны самые лучшие древесные материалы. Соответствующие любым высочайшим требованиями клиентов.
«В последние годы лесная промышленность России столкнулась с системным кризисом. Заготовка древесины в ряде регионов значительно сократилась, а внутренний спрос на низкосортную лиственную древесину остается критически недостаточным. Однако, несмотря на эти вызовы, рынок каркасного домостроения демонстрирует устойчивый рост и может стать стратегическим решением многих проблем в отрасли, источником доступного и комфортного малоэтажного жилья для россиян. Этот метод строительства становится все более востребованным благодаря доступной себестоимости, высокой энергоэфффективности и экологичности», – сказал г-н Шаньгин. Каркасные дома отвечают современным требованиям к жилью, их возведение позволяет эффективно использовать лиственную древесину (что особенно актуально в условиях снижения экспорта и ограничения доступности хвойного леса), создать спрос на древесные плиты и попутно решить вопрос дефицита хвойного пиловочника.
«Сегодня российские строители фактически получили доступ к самым качественным материалам для возведения жилья с оптимальными затратами. Создав фокус на строительство качественных каркасных домов и повысив допустимую этажность, мы бы могли сделать деревянное домостроение действительно массовым», – считает гендиректор «ВЛП».
Самого пристального внимания на форуме удостоилась мебельная индустрия. Ведь это, пожалуй, самый динамичный по развитию и метаморфозам сектор промышленности, связанный с ЛПК (посредством, как минимум, исходных каркасных материалов – массива древесины и разных видов плит). Кроме того, он еще и достаточно «прозрачен», чтобы на базе доступной статистики отслеживать происходящие в отрасли процессы.
О перспективных направлениях экспорта древесно-плитной и фанерной продукции из России рассказал Виталий Липский.
Его оценочный прогноз по рынку древесно-стружечных плит 2024 года такой: производство 11,1 млн м3, внутреннее потребление 8,9 млн м3. То есть на экспорт остается 2,2 млн м3. При этом поставки распределяются следующим образом: Казахстан – 46%, Азербайджан – 15%, Таджикистан – 11%, Кыргызстан – 9%, Китай, Монголия, Армения и Грузия – по 3%, остальные по нисходящей.
По древесно-волокнистым плитам оценочный прогноз на 2024 год следующий: производство 600 млн м2, внутреннее потребление 585 млн м2. Около 50 млн м2 – импорт из Беларуси и Китая. Экспортные 65 млн м2 распределяются так: Казахстан – 47%, Азербайджан – 23%, Таджикистан – 8%, Турция – 7%, Кыргызстан и Армения – по 3%, и т. д. Российский бизнес создал в Казахстане транспортно-логистический хаб, через который продукция поставляется в Узбекистан (прямые поставки в Узбекистан из РФ не прослеживаются), Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Казахстан реэкспортирует продукцию в российские регионы (в частности, сибирские) при нехватке поставок со своих складских мощностей. Российский ЛПК постепенно проигрывает Китаю и Турции, которые поставляют в Узбекистан 71 и 12% всего импорта ДВП соответственно.
Прогноз по OSB: производство – около 1300 тыс. м3, внутреннее потребление – 1120 тыс. м3. Экспорт – 180 тыс. м3: Китай – 36%, Казахстан – 32%, Кыргызстан – 15%, Таджикистан – 5%, Азербайджан – 4%, прочие страны – 8%.
Производство фанеры, по оценочному прогнозу, составит в 2024 году 3,5 млн м3, внутреннее потребление – 1,85 млн м3. Экспорт оценивается в 1,650 млн м3 и распределяется так: Египет – 27%, Китай – 18%, Турция – 15%, США – 14%, Южная Корея – 6%, Казахстан и Израиль – по 4%, остальные страны – 13%. При этом 11% экспорта приходится на ламинированную фанеру, а 89% – на все остальные виды.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Тимур Иртуганов посвятил свое выступление состоянию мебельного производства в России. Опираясь на данные Росстата и АМДПР, он начал с производства плитных материалов.
Производство ДСП (включая OSB) в июле 2024 года выросло на 22% и составило 1326 тыс. усл. м3, или 1206 тыс. м3. Показатель июля 2024 года самый высокий среди июльских минимум с 2019 года. Прирост за январь – июль 2024 года 18%, а прогноз на весь 2024 год – 13 247 тыс. усл. м3, то есть рост выпуска на 14% к уровню 2023 года.
Производство ДВП (включая MDF) в июле 2024 года снижалось (-8%), причем второй месяц подряд, его объем составил 63 млн усл. м2, или 46 млн м2. Но за январь – июль производство все же выросло на 11%. Прогноз на весь год – 729 млн усл. м2, то есть рост на 4% к уровню 2023 года.
Производство фанеры в июле сократилось на 4% (падение третий месяц подряд), за январь – июль прирост на 4%. Прогноз на 2024 год – 3284 тыс. м3, всего на 1% выше уровня 2023 года.
Что касается производства мебели, то в первом полугодии 2024 года в натуральном выражении прирост составил 25% к показателю аналогичного периода 2023 года, в стоимостном выражении – 21% к уровню первого полугодия 2023 года. Оба значения максимальные минимум с 2019 года.
В июле 2024 года достигнут рост на 21% в рублях и на 16% в штуках (и это тоже рекордный объем выпуска). Впрочем, по итогам II квартала отмечается замедление роста: в натуральном выражении только +19%, а в стоимостном выражении +20% к соответствующим показателям II квартала 2023 года. Но и эти цифры превышают показатели прошлых лет минимум с 2019 года.
Объем производства за июль 2024 года оказался рекордным минимум с 2005 года (и, вероятно, за всю историю наблюдений). Далее ожидается замедление роста производства в натуральном выражении при росте цен на мебель, а прогнозируемый прирост за 2024 год в стоимостном выражении составит примерно 16%.
Спикер конкретизировал оперативные данные по производству мебели.
В стоимостном выражении за семь месяцев 2024 года оно выросло на 21,2% относительно показателя за январь – июль 2023 года. Самый высокий прирост производства показала мебель из пластмассовых материалов (+37,7%), доля которой в структуре мебельного производства менее 1%. Второе место по приросту производства заняла кухонная мебель (+26,4%); третье – деревянная мебель для столовой и гостиной (+22,1%). В стоимостном выражении все категории мебели показали рост.
В натуральном выражении за семь месяцев 2024 года выросло производство почти всех категорий: мебели деревянной для спальни (+46,5%), мебели для кухни (+27,6%), матрасов и основ матрасных (+24,7%), мебели деревянной для столовой и гостиной (+21,8%), мебели деревянной для офисов (+13,8%), металлических кроватей (+7,2%), прочей мебели (+14,5%). Не выросло только производство раскладной мягкой мебели (–0,5%). Производство корпусной мебели увеличилось на 23,9%.
Производство кухонной мебели росло во всех категориях, деревянной офисной мебели – во всех категориях, кроме столов детских для дошкольных заведений; в сегменте матрасов выросло производство основ матрасных на металлическом каркасе и прочих основ, а также пружинных и беспружинных матрасов; в сегменте мягкой мебели – только производство диванов; в сегменте мебели для спальни наблюдался рост во всех категориях, кроме взрослых деревянных кроватей, в сегменте мебели для столовой и гостиной и прочей мебели – тотальный рост.
Индекс цен производителей (ИЦП) мебели для внутреннего рынка за 2024 год составил 197,5 (рост цен на 97,5%). Сохраняется тенденция роста цен производителей относительно показателей прошлого года.
Динамика розничных продаж мебели такова: +6% в 2023 году к 2022 году, +15% в I квартале 2024 года к I кварталу 2023 года.
Цены на мебель за январь – март 2024 года выросли на 7,2%; ИПЦ на мебель в I квартале 2024 года составил 107,19 по отношению к показателю I квартала 2023 года.
Больше всего за год подорожала металлическая мебель для офисов – на 189,5% (зафиксирован резкий рост цен в феврале 2024 года). Снижения цен не наблюдалось ни в одной категории.
Директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд» Александр Гринько внес свой вклад в описание текущей ситуации на рынке мебели в России. По данным эксперта, за 2023 год в стране было произведено 66,7 млн ед. мебели, совокупная выручка производителей составила 438 млрд руб. В начале 2023 года производство мебели сократилось почти на 10%, а продажи упали на 35%. Убытки мебельщиков за первое полугодие составили $300 млн. Но уже к осени 2023 года рынок вырос на 17,3%, прогнозированного падения в конце года не произошло. И по итогу 2023 года рост составил 33% в натуральном выражении. Увеличились продажи мебели у онлайн-ритейлеров: на Яндекс.Маркете в два раза, на WB – на 152%. При этом 32% потребителей по-прежнему совершали покупки в традиционных магазинах – офлайн.
Что же происходит в 2024 году? Рост рынка в I квартале составил 27% г/г в натуральном выражении и 24% в стоимостном. По итогу года ожидается рост 9,2% и выпуск 73,7 млн изделий.
Анализ российского рынка показывает, что 40% потребителей изменили отношение к покупке мебели, спрос на изготовление мебели увеличился на 78%, спрос на реставрацию – на 41%. Потребители чаще обращают внимание на цены и ищут более доступные материалы.
Вырос интерес покупателей к отечественным производителям мебели. При этом россияне чаще выбирают минималистичный и универсальный «скандинавский» стиль. Растет популярность маркетплейсов и покупок онлайн.
Маркетолог считает, что рост инвестиций в мебельный бизнес продолжится. Сегодня все больше российских производителей работает под собственным брендом. Налицо «демократизация» коллекций: 70% производителей среднего и премиум-сегмента стали выпускать бюджетные линейки продукции. Еще один тренд в развитии мебельного бизнеса – продажа дополнительных товаров: к концу 2023 года 60% мебельных компаний производили или собирались их производить.
На основе приведенных данных, спикер обозначил ближайшие перспективы российского мебельного рынка:
- производство будет расти, появятся новые бренды и фабрики;
- компании будут формировать стратегии сохранения продаж;
- производители будут активнее работать с застройщиками;
- потребители будут стремиться экономить еще больше;
- «мебельная ипотека» позволит рынку вырасти на дополнительные 5–10%.
И еще
Разумеется, обо всех событиях и мероприятиях «Лесдревмаш» не получится рассказать даже в самой объемной статье. Но об одном из них нельзя не упомянуть. Впервые частью деловой программы выставки стал День поставщика – целая серия мероприятий формата B2B, посвященных широкому спектру вопросов закупок и сбыта продукции лесного комплекса – древесины, пиломатериалов, древесных плит, фанеры, мебели, древесного биотоплива. Российские поставщики получили возможность представить свою продукцию крупным байерам и за один день провести переговоры об экспорте лесоматериалов с руководителями отделов закупок компаний-импортеров, производителями мебели и отделочных материалов, представителями торговых сетей и их оптовых поставщиков из более чем 25 стран: Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Малайзии, Монголии, ОАЭ, Пакистан, Республики Беларусь, Республики Корея, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Сирии, Таджикистана, Туниса, Туркмении, Турции, Узбекистана и др.
Помимо деловых переговоров, прошел круглый стол «Закупки в лесопромышленном комплексе РФ», участники которого ознакомились с особенностями международной торговли, узнали о новых возможностях поставок продукции в РФ через электронные торговые площадки, обсудили потребности ЛПК в товарах, работах и услугах сегодня и в будущем. Устроители Дня поставщика рассчитывают, что мероприятие станет важным этапом в развитии международного сотрудничества в лесной отрасли и будет способствовать продвижению российских товаров на мировые рынки.
Несмотря на солидный стаж выставки «Лесдревмаш», ее организаторы относятся к делу креативно – ищут новые форматы и подходы в конгрессно-выставочной деятельности. Конечно, сегодня никто не может сказать с уверенностью, каким будет положение в отечественном ЛПК через два года, но, по сути, его определяет сумма усилий всех работающих в нем людей. И значит, в большой степени успех отрасли зависит от пусть скромных, но достижений всех компаний, которые продемонстрируют их на следующей выставке. До встречи на «Лесдревмаш-2026»!
Текст и фото Леспроминформ