Отрасль

Развитие лесного сектора сдерживают проблемы кредитования и санкции

В деревообрабатывающей промышленности РФ сохраняются проблемы со сбытом и привлечением кредитов, следует из исследования Группы Б1 и Ассоциации специалистов бумажной отрасли. По данным экспертов, отраслевые игроки меньше полагаются на господдержку и чаще используют собственный капитал для развития бизнеса. Наиболее ожидаемое событие на рынке – ослабление санкций.

Отрасль, показатели которой последние два года были отрицательными или минимальными, в 2024 г. показала устойчивую положительную динамику. С ростом производства 6% сектор попал в тройку наиболее активно растущих отраслей вместе с машиностроением (рост 20%) и металлургией (7%).

Как отмечается в исследовании группы Б1 и Ассоциации специалистов бумажной отрасли (АСБО), несмотря на рост производства в 2024 г., у компаний лесной отрасли возникли новые трудности. В опросе, проведенном в октябре-ноябре, участвовало около 30 компаний.

Так, с 24 до 42% за год выросла доля предприятий, которые сообщают о сокращении возможностей кредитования. И все больше участников отрасли стали сдержаннее относиться к мерам господдержки. По данным опроса, 81% рассматривают собственные средства как основной источник расширения деятельности. Доля компаний, считающих, что меры господдержки оказывают незначительное влияние на их бизнес, выросла за год с 35 до 62%.

Лесопромышленники ожидают, что фискальная нагрузка со стороны государства усилится в 2025 г. с учетом налоговой реформы. В частности, ставка налога на прибыль должна быть повышена с 20 до 25%. Помимо того, будет увеличена до 2,5% предельная ставка налога на имущество организаций в отношении имущества, стоимость которого определяется как кадастровая и превышает 300 млн руб. Предусмотрено и повышение штрафов за неуплату налогов в контролируемых сделках, а также непредоставление информации о контролируемых сделках.

Михаил Шамолин, экс-президент Segezha Group, в интервью «Интерфаксу» в марте говорил: «Мы покупали активы, инвестировали в строительство новых заводов, закупку оборудования и так далее. Все это работало до начала СВО и последовавших изменений рынка».

По мнению 62% представителей лесной отрасли, возможное снятие или изменение секторальных санкций окажет наибольшее положительное влияние на развитие сектора. В июле 2022 года под запрет на поставки в ЕС попали древесина и изделия из нее, древесный уголь, древесная масса, крафт-бумага и т. д. По оценке «Рослесинфорга», на «недружественные» России страны в 2021 г. приходилось 45,8% всего экспорта продукции отрасли. Из этого объема 75% поставлялись в страны ЕС. По оценкам участников рынка, в 2022 г. и первой половине 2023 г. лесозаготовка сократилась на треть, выпуск некоторых видов товаров – на 30–50%. После введения ограничений основным экспортным рынком для лесопромышленников стал Китай, но поставки в эту страну снижаются из-за стагнации сектора недвижимости КНР и инфраструктурных ограничений. За девять месяцев 2024 г. экспортные железнодорожные перевозки пиломатериалов снизились на 9% год к году, до 7,3 млн тонн.

Кроме эффекта от возможного ослабления санкций, 54% лесопромышленников указывают на важность развития внутреннего рынка и увеличения спроса на продукцию глубокой переработки. А 81% компаний считают, что существенно повлиять на их бизнес может развитие в России производства оборудования и комплектующих.

Глава комитета Архангельского заксобрания Александр Дятлов сообщает, что некоторые виды продукции лесопромышленного комплекса еще остаются «в минусах». Так, по сравнению с показателем 2021 г. остается низким объем промышленного производства пиломатериалов и фанеры. Хуже всего, по его данным, ситуация с пеллетами, объем выпуска которых упал почти в три раза. Также чиновник указал на обострение проблем с логистикой. Себестоимость продукции и тарифы на перевозку растут, а предприятиям отрасли выделяется недостаточно грузовых составов. 

Текст kommersant.ru