Строительные конструкции из клееной древесины – мировой тренд 2025 года
Авторитетные специалисты прогнозируют, что только в Северной Америке до 2032 г. сегмент клееной древесины – CLT, балка, брус – станет показывать ежегодный прирост 15,5%, массивная древесина будет постепенно заменять бетон и сталь. Тренд уже становится общемировым. 2025 год станет поворотным.
Рикардо Брайтс, специалист с болеее чем десятилетним опытом проектирования и разработки конструкций из массивной древесины по всему миру, считает, что в 2025 г. будут внедрены более совершенные методы обработки древесины и инженерные технологии, позволяющие оптимизировать производство, снизить стоимость массивной древесины и повысить эффективность строительства. Скорость возведения строений и сокращение трудозатрат на стройплощадке будут все больше влиять на принимаемые решения. Клееная массивная древесина начнет позиционироваться как постепенная замена традиционных материалов – стали и бетона.
Потенциал деревянного строительства в России огромен, считают эксперты Ассоциации деревянного домостроения (АДД), но его реализация имеет свои особенности. Отечественная строительная отрасль до сих пор в значительной степени зависит от традиционных для массового строительства материалов, таких как сталь и бетон. Это связано с множеством факторов, включая законодательную базу, стандарты безопасности, устойчивость к погодным условиям и менталитет строителей и заказчиков. Между тем отставание от мировых лидеров по применению в строительстве индустриальной древесины постепенно сокращается.
В последние годы в России наблюдается активизация развития ИЖС, в котором древесина уже стала самым популярным материалом и занимает более 30% рынка, отмечают эксперты. Кроме того, согласно планам Минстроя и МЧС России, обнародованным в 2022 г., к 2030 г. пятую часть всего жилья в стране будут возводить из древесины.
«Государственные программы стали активно поддерживать этот сектор. Есть уже планы по проектированию и реализации деревянных многоквартирных домов и жилых комплексов на Дальнем Востоке, в Арктике и других регионах страны, что может стать важным шагом на пути к расширению использования дерева как строительного материала», – сказал управляющий партнер компании Kub House Андрей Карпов.
Статистика подтверждает изменения в восприятии продукта на российском рынке. Современные деревянные технологии, такие как CLT, фахверк и клееный брус, открывают широкие возможности для строительства зданий разной этажности без ограничения выбора форм, архитектурных решений и конструктивных подходов.
«Эти технологии позволяют возводить дома в разных климатических условиях, включая температурный диапазон от минус 50 до плюс 50 градусов. Можно строить как небольшие объекты площадью от 10 м2, так и масштабные комплексы площадью до 100 тыс. м2. Это дает возможность создавать не только жилые здания, но и спортивные стадионы, торговые центры и много других объектов», – рассказал управляющий партнер компании Kub House Алексей Олещенко.
К тому же деревянные технологии позволяют разрабатывать префабрикованные элементы, которые дают возможность сократить время возведения зданий, что является ключевым фактором в условиях быстро меняющейся экономики. Модульное строительство и интеграция с цифровыми решениями (например, BIM-технологии) делают процесс более эффективным и прозрачным.
«Учитывая возможности современных технологий обработки, когда производство полностью механизировано, а человек принимает минимальное участие, детали получаются высокой точности. При хорошо проработанном проекте сборка конструкций из древесины происходит моментально в сравнении со сборкой в других видах строительства», – сообщил директор АДД по научно-техническому развитию, главный инженер компании «Норвекс-Арт» Владимир Стоянов.
Использование древесины как основного строительного материала отвечает запросам потребителей, стремящихся к минимализму и экорешениям. Так, слоистая конструкция CLT вносит вклад в высокую теплоизоляцию. Перекрестное расположение слоев древесины создает барьер для передачи тепла, и это помогает сохранять тепло внутри помещения и снижает энергопотребление на отопление.
Поскольку конструкции из древесины относительно легкие, их можно применять в труднодоступных местах. «Доставить конструкции из древесины можно хоть вертолетом, и монтировать их намного проще, чем тяжелые – из бетона, камня, металла», – пояснил Владимир Стоянов.
По его мнению, еще одно перспективное направление использования индустриальной древесины – туристическая отрасль. «У нас большая территория, огромное количество красивых мест, но очень слабо развита инфраструктура. Места часто труднодоступные, и нет варианта проще, чем доставлять туда легкие конструкции из древесины», – считает Владимир Стоянов.
Сегодня архитектура все больше ориентируется на поиск новых способов подчеркивания культурной идентичности. Деревянное домостроение играет ключевую роль в этом процессе, так как тесно связано с культурными традициями и историческим наследием России.
В последние годы в России активно ведутся различные НИОКР, разрабатывается большое количество сопутствующих документов. «Конечно, прироста применения древесины сразу на 100–200% глупо ожидать, эффект будет накопительным, каждый документ приносит дополнительные баллы в оценке эффективности применения древесины, внедрения новых технологий», – уверен Владимир Стоянов.
Россия будет постепенно наверстывать отставание в деревянном домостроении, прогнозирует Андрей Карпов. «На это указывают как заинтересованность властей, так и главные тренды архитектуры в виде культурной идентичности, экоминимализма и быстрых технологий строительства. С поддержкой со стороны властей и адаптацией под современные архитектурные тренды можно ожидать значительного роста этой отрасли», – сказал управляющий партнер компании Kub House.
Текст и фото АДД