«Сделано в Италии»
Технологии деревообработки в 2024 году заработали 2,4 млрд евро
Как свидетельствует отчет ассоциации итальянских производителей оборудования и инструментов для деревообработки Acimall, для индустрии технологий деревообработки и производства мебели в Италии времена остаются сложными. Предварительные данные за 2024 г. выявили действие различных «неопределенностей», уже давно сказывающихся на реальной эффективности внедрения «Индустрии 5.0». Нельзя исключать и влияние геополитики, в частности, российско-украинского и израильско-палестинского конфликтов в сочетании со стагнацией, вызванной исключительным спросом предыдущих лет, на общие экономические результаты.
Согласно предварительному балансу, подготовленному исследовательским офисом Acimall, отраслевое производство в 2024 г. составило 2,43 млрд евро, на 8,3% меньше, чем в 2023 г. Сокращение коснулось как экспорта (1,7 млрд, –7,8%), так и внутреннего спроса (730 млн евро, – 9,5%), в сочетании с резким падением импорта (180 млн, –40,2%), что свидетельствует о том, что итальянское предложение может «доминировать» над спросом на технологии.
Последний показатель фактически «поддержал» торговый баланс (1,52 млрд евро, на 1,5% меньше окончательного баланса 2023 г.), в то время как видимое потребление остановилось на уровне 910 млн евро, то есть на 17,9% меньше, чем в предыдущем году. Эти цифры вывели Италию на первые позиции европейского и мирового рейтинга спроса на технологии в области древесины.
«Ситуацию, безусловно, сложно назвать позитивной, – считает директор Acimall Дарио Корбетта. – Отрасль продолжает ощущать на себе последствия так называемой временной приостановки реальности: то, что началась с глобальной вспышки COVID, далее по ряду очевидных внешних причин отсрочило структурные проблемы нашей отрасли на два года. Причины текущего сценария развития событий хорошо известны: наряду с геополитической напряженностью, которая неизбежно препятствовала экспорту на несколько важных рынков, сказываются нехватка рабочей силы, медленная смена поколений и весь букет традиционных проблем, с которыми сталкивается машиностроительная промышленность».
Экспорт
В рейтинге зарубежных клиентов Италии за первые девять месяцев 2024 г. лидировали США (129 млн евро, –3,6% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2023 г.), следующие верхние позиции заняли Франция (122 млн, +22%) с Германией (92 млн, –1,3%); за ними Польша (74 млн, –5,4%), Испания (56 млн, +7%), Великобритания (46 млн, –28,7%), Китай (45 млн, +16,8%), Швеция (38 млн, –11,5%), Турция (35 млн, +21,4%) и Бельгия (32 млн, –13,4%).
Особого внимания заслуживает тренд наращивания экспорта в Китай и Турцию – обе страны зафиксировали значительный рост производства деревообрабатывающего оборудования за последние несколько десятилетий, что делает их конкурентами, за которыми следует внимательно следить. «Тот факт, что итальянские производители могут упрочить свою роль на этих рынках, не только свидетельствует о качестве итальянской техники, но и показывает, какое большое значение имеют передовые технологии», – отметил синьор Корбетта.
Рассматривая конкурентоспособность Италии на мировых рынках, аналитики Acimall отмечают, что страна продолжает играть значимую роль, в рейтинге стран – экспортеров технологий обработки древесины и мебели с января по сентябрь 2024 г. на первом месте, как и прежде, остается Китай с объемом экспорта 1,827 млрд евро, на 7,2% больше, чем за тот же период 2023 г. Второе место занимает Германия – 1,807 млрд евро (–12,4%), а третье Италия – 1,138 млрд евро (–7,6%).
Импорт
Крупнейшим клиентом ведущих мировых поставщиков стали Соединенные Штаты, закупившие за рубежом машины и оборудование для обеспечения цепочки поставок древесины на общую сумму 1,782 млрд евро (это на 0,8% меньше, чем за первые девять месяцев 2023 г.). На втором месте Германия с 635 млн евро иностранных закупок (–8,2% от предыдущей оценки), за ней следует Канада (486 млн, +8,4%).
Что касается крупнейших поставщиков в Италию (с января по сентябрь 2024 г.), то первое место в рейтинге заняла Германия с 48 млн евро (–48,5%), за ней следуют Китай (23 млн, –3,7%) и Индия (9 млн, –49,8%).
Текст Лука Россетти, Acimall