Как преодолеть кризис
Архангельская область поддерживает производство пеллет
Архангельская область – один из ведущих лесопромышленных регионов России. О том, как лесная промышленность Поморья развивается и преодолевает барьеры, рассказал заместитель председателя правительства Архангельской области Игорь Мураев.
– Игорь Геннадиевич, каково экономическое значение лесной отрасли для вашего региона? Как она развивается?
– В Архангельской области предприятия ЛПК формируют 15% валового регионального продукта, около 9% налоговых доходов в консолидированный бюджет региона, 12% инвестиций в основной капитал, обеспечивают занятость примерно 10% работников организаций – около 20 тыс. человек.
За последние 15 лет было проведено масштабное обновление и развитие лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестировано 165 млрд руб., в том числе 77 млрд руб. в рамках приоритетных инвестиционных проектов. У нас их двенадцать – одиннадцать завершены и один в стадии реализации.

В результате выросли производственные мощности пиломатериалов – более чем на 1,5 млн м3, пеллет – на 500 тыс. т, фанеры – на 20 тыс. м3, целлюлозы и картона – на 250 тыс. т каждой продукции, белой бумаги – на 220 тыс. т и мелованной бумаги – на 70 тыс. тонн.
Несмотря на сложность текущей ситуации, предприятия отрасли инвестируют в обновление и развитие. До 2027 г. в ЛПК планируется вложить примерно 70 млрд рублей.
Регион лидирует в России по производству бумаги и картона (более 16%), занимает третье место по производству пиломатериалов (8% общероссийских объемов) и четвертое место по производству топливных гранул (8%) – а до введения санкций был на первом, обеспечивает третью часть российского объема целлюлозы (26% по варке).
– Объемы производства лесопродукции впечатляют, а каковы сейчас рынки ее сбыта?
– Наш ЛПК всегда был ориентирован на экспорт. Наиболее крупные и известные в стране и за рубежом предприятия – АО «Архангельский ЦБК» в г. Новодвинске и филиал АО «Группы "Илим"» в г. Коряжме, ООО «Группа компаний "УЛК"», ЗАО «Лесозавод 25», АО «Архангельский фанерный завод», АО «Онежский ЛДК», ООО «Регион-лес».
Раньше на внешние рынки поставлялось до 80% произведенной продукции. Основными покупателями были страны Евросоюза, а также Великобритания, США и Канада. По этим направлениям экспортировалось 68% продукции деревообработки и 53% продукции ЦБП.
Почти весь объем произведенных в регионе топливных гранул поставлялся в страны Евросоюза.
С 2022 г. экспорт продукции ЛПК в Европу и Северную Америку начал снижаться. Главным стало китайское направление. В 2024 г. экспорт в КНР составил 50%.
Сегодня Китай остается основным экспортным направлением. Постепенно растет экспорт в страны Азии, Африки, Ближнего Востока, а также ближнего зарубежья. Поставки в Европу полностью прекращены.
– Как на экспорт повлияли санкции?

– Они изменили не только экспортные направления, но и долю экспортной продукции в общих объемах производства. Еще в 2020 г. на внешние рынки поставлялось свыше 90% пиломатериалов, 95% топливных гранул, примерно 60% целлюлозы товарной, 60% бумаги и картона и 45% фанеры.
Введение санкционных ограничений повлияло на перераспределение рынков сбыта в сторону увеличения внутреннего потребления. В 2024 г. за рубеж было отгружено 74% произведенных в регионе пиломатериалов, 50% фанеры, 39% целлюлозы товарной и 27% бумаги и картона.
Здесь существенную роль играет логистика. Если раньше экспортные рынки сбыта были под боком – Европа, то сейчас расстояние от Архангельской области до основных покупателей – стран Среднеазиатского и Тихоокеанского регионов увеличилось в разы. Понятно, что при выросших транспортных расходах снижается рентабельность продукции.
– Расскажите подробнее о наиболее пострадавшей от санкций подотрасли ЛПК – пеллетной?
– Да, ситуация на рынке топливных гранул сейчас самая сложная.
На сегодня наши мощности по производству пеллет составляют около 700 тыс. т. Это вместе с производством топливных гранул из лигнина.
В 2022 г. Архангельская область по производству топливных гранул была на первом месте в России и занимала около 17% рынка. С 2023 г. мы уже четвертые, а по результатам 2024 г. наша доля на рынке пеллет всего 7%. В СЗФО по этому показателю остаемся на первом месте. Но доля Архангельской области упала с 48% в 2022 г. до 26% в 2024-м.
До санкций почти весь объем произведенных пеллет поставлялся за рубеж. Впрочем, все мощности создавались исключительно с прицелом на экспортные поставки. Лишь небольшая часть – 2,3%, или 16 тыс. т, – использовалась в региональной теплоэнергетике.
Отсутствие рынков сбыта, естественно, сказалось на объемах производства пеллет. В 2022 г., в первом полугодии, предприятия постарались по максимуму исполнить свои контракты, объем производства составил 62% объема 2021 г. Затем началось производство «на склад». После затаривания складов выпуск пеллет был снижен до возможного минимума. В 2023 г. объем производства топливных гранул составил около 21% уровня 2021 г., в 2024 году – всего 14% объема 2021 года.
– И каковы последствия такого значительного спада биотопливного производства?

– Разумеется, перед промышленниками снова возникла проблема древесных отходов. По данным крупных региональных лесопереработчиков, в 2024 г. выработано примерно 2,5 млн м3 древесных отходов. Лишь 7% этого объема использованы для производства топливных гранул. Около 75% отходов сжигается в котельных, 13% продается на сторону. Объем неиспользованных отходов растет с каждым годом. И если в 2022 г. он составлял 155 тыс. м3, то в 2024 г. увеличился в 3,2 раза. И это еще без учета отходов предприятий малого и среднего предпринимательства, занятых лесопереработкой. А таких в области около пятисот.
– Продолжая тему биотоплива, как в Поморье развивается внутренний рынок пеллет?
– Большим сдвигом в сторону развития внутреннего рынка продукции ЛПК, в том числе топливных гранул, стал перечень поручений президента Российской Федерации, данный по результатам визита в Архангельскую область в феврале 2023 года.
Во исполнение этих поручений с 2024 г. за счет средств специального казначейского кредита, 2 млрд руб., у нас ведется строительство 20 муниципальных пеллетных котельных суммарной мощностью 48,5 МВт: 14 котельных в Устьянском районе, шести – в Плесецком и Приморском округах и г. Архангельске. Ввод в эксплуатацию запланирован на этот год. В результате годовое потребление пеллет увеличится больше чем в два раза – до 43 тыс. тонн.
Кроме того, у нас есть перспективы перевода на топливные гранулы еще 54 котельных суммарной мощностью 47 МВт. А это плюс еще 26 тыс. т пеллет ежегодно.

Наши производители топливных гранул уже дали гарантии обеспечения долгосрочных поставок и цен, сопоставимых с ценами традиционных источников энергии, такими как уголь и дрова. Региональные мощности позволяют обеспечить 155 пеллетных котельных. Также мы готовы долгосрочно удовлетворять соответствующие мощности других регионов.
Помимо топливных гранул, Архангельская область может предложить котельное оборудование разной мощности на пеллетах, которое производится на нашей территории. Таким образом, мы можем обеспечить полный цикл перехода с ископаемых видов топлива на пеллеты – от поставки и установки оборудования до поставок топлива. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос с регионами северного завоза.
Также видим перспективы использования пеллетного отопления в индивидуальном жилищном строительстве. Конечно, тут необходимы меры государственной поддержки.
Для решения проблемы утилизации древесных отходов мы совместно с Северным Арктическим университетом рассматриваем возможность производства из отходов лесопиления новых видов высокотехнологичной продукции – волокнистых полуфабрикатов, биоразлагаемых кассет для лесовосстановления, биоугля и т. п.
– Что еще можно предпринять для вывода биотопливной отрасли из кризиса?
– Стабильность и устойчивость ЛПК зависят от мер государственной поддержки. И развитие внутреннего рынка топливных гранул, и их экспорт надо по-прежнему поддерживать.
Считаем целесообразным предоставление в 2025 г. и последующие годы специальных казначейских кредитов размером не менее чем в 2023 г. на финансирование мероприятий по переводу котельных на пеллеты и строительства новых биотопливных котельных.
Финансовые меры государственной поддержки производителей котельного оборудования на пеллетах и потребителей будут способствовать увеличению числа пользователей среди частных домовладельцев.
А поддержка строительства теплоэлектроцентралей поможет увеличить в разы потребление топливных гранул.
Строительство объектов включает следующие этапы: разработку проекта и получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; прохождение государственной экологической экспертизы для объектов Арктической зоны; получения разрешения на строительство. Все это требует значительного времени. Между тем из 14 котельных в Устьянском районе одиннадцать не относятся к объектам капитального строительства, так как реализуются в блочно-модульном исполнении единым объектом заводского изготовления. В связи с этим мы предлагаем оптимизировать требования к проведению государственной экспертизы при возведении работающих на пеллетах блочно-модульных котельных как некапитальных строений. Это позволит сократить сроки получения разрешений на строительство.
При переходе с внешнего рынка потребления на внутренний государственная поддержка необходима и для экспортных поставок. Сейчас одна из региональных компаний экспортирует пеллеты в Южную Корею. Если в досанкционный период рентабельность продаж этой продукции достигала 50%, то сейчас низкая стоимость и затратная логистика делают такие поставки убыточным. Предприятие терпит эти убытки ввиду необходимости утилизации отходов лесопиления.
Наиболее действенной мерой здесь остается субсидирование транспортных расходов, объем которого, к сожалению, ежегодно уменьшается. Снижаются и объемы финансирования, предусмотренные для предприятий ЛПК, и лимиты на одно предприятие. С 2022 по 2024 г. лесопромышленники Архангельской области получили самую большую субсидию – 2,3 млрд руб. в 2023 г., она состояла из субсидии по постановлению правительства Российской Федерации № 1347 и субсидии, предоставляемой при отправке продукции морским путем через порты СЗФО. Но с 2024 г. последняя субсидия отменена, что делает перевозки морским транспортом нерентабельными. В 2024 г. были сокращены и объемы финансирования, и лимит на одно предприятие снизился с 500 млн до 300 млн руб. Наши предприятия получили всего 0,4 млрд рублей.
В этом году на ЛПК также выделено немного – 1,5 млрд руб., или 30% объема финансирования 2024 г. К тому же снова снижен лимит на одно предприятие, до 200 млн руб. Особенно остро такое ухудшение ощущают производители топливных гранул. Мы направляли обращения о необходимости выделения транспортной субсидии производителям пеллет. Но, к сожалению, наше предложение не поддержали.
Считаем, что в переходный период от стопроцентного экспорта пеллет к внутреннему рынку отсутствие логистической поддержки экспорта этой продукции может привести к выводу из эксплуатации большой части производственных мощностей Северо-Запада. Разрешение на ввоз топливных гранул в Китай тоже будет способствовать увеличению экспорта. И для предприятий СЗФО положительную рентабельность такого экспорта может обеспечить та же транспортная субсидия. Или большой скачок цен на топливные гранулы.
Справка
Архангельская область.
Ключевые лесохозяйственные характеристики
Регион на втором месте по площади лесов в Северо-Западном федеральном округе и на двенадцатом в Российской Федерации. Площадь земель лесного фонда – 28,4 млн га (почти 70% территории).
В Архангельской области сосредоточено больше четверти запаса древесины СЗФО – свыше 2,6 млрд м3. По этому показателю регион на третьем месте после Республики Коми и Вологодской области.
В насаждениях доминируют еловые и сосновые, занимающие 75% земель лесного фонда, березовые и осиновые насаждения – до 23%. В небольших количествах представлены кедр, лиственница и ольха.
Допустимый годовой объем заготовки древесины – 28,7 млн м3. Ежегодная заготовка составляет 12–14 млн м3 (около 50% допустимого объема). По заготовке древесины регион занимает второе место в СЗФО и четвертое в России.
Справка
Игорь Геннадиевич Мураев
Родился 17 октября 1975 г. в Омской области. Образование высшее – в 1997 г. с отличием окончил Омский государственный аграрный университет по специальности «бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». C 1997 по 1998 г. прошел переподготовку в Сибирской академии государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Кандидат экономических наук (в 2004 г. защитил в Уральском государственном экономическом университете диссертацию «Формирование регионального рынка топливных ресурсов»).
В 2000–2012 гг. работал в разных органах исполнительной власти Омской области, прошел путь от ведущего специалиста до министра экономики региона.
С 2013 г. во ФГБУ «Рослесинфорг», в 2017 г. возглавил организацию.
В апреле 2020 г. назначен и. о. начальника департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФАЛХ. Весной 2021 г. занял пост министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.
С 2024 г. в должности заместителя председателя правительства Архангельской области. В зону ответственности входит работа органов исполнительной власти Архангельской области – министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, министерства экономического развития и промышленности, министерства агропромышленного комплекса и торговли, инспекции по ветеринарному надзору, а также их обособленных подразделений и подведомственных учреждений.
Текст
Андрей Кривошеин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Коми
Фото
Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области