Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Финансы

Последний козырь лизинга?

История возвратного лизинга чем-то похожа на сюжет из романа: когда лизинг, казалось бы, уже растерял весь свой потенциал, находится вариант, который возвращает интригу.

Аналитический отчет РА «Эксперт» по итогам развития рынка лизинга в 2008 году показал одну весьма любопытную вещь. А именно то, что объем профинансированных в прошлом году лизинговыми компаниями средств несущественно превзошел сумму лизинговых платежей, полученных ими. Если дополнить эти данные тем, что заключение договоров лизинга в прошлом году шло по затухающей (достигло нынешней динамики только в последнем квартале года), можно сделать вывод, что лизинговые компании с начала текущего года и, по всей видимости, до сего дня (динамика прироста лизинговых портфелей остается такой же) получали больше, чем отдавали. При этом желание лизингодателей создать себе подушку безопасности, когда начинаются массовые невыплаты, понятно и логично − проценты банкам, несмотря ни на что, отдавать надо.

Утерянная свобода

Важно другое: сетования лизингодателей на то, что банки их «бросили», получают статистическое подтверждение. Минимальный объем финансирования и небольшое число новых договоров лизинга говорят о том, что в ближайшем будущем лизинговые портфели компаний будут только уменьшаться. На начало 2009 года доля лизинговых договоров со сроком менее одного года в портфелях большинства компаний составляла 10−15 %, значит, к концу года где-то на столько же процентов сократятся и портфели.

«Лизинговые компании, оказавшись на голодном пайке, потеряли свое главное преимущество − возможность работать с более рисковыми договорами. Раньше банк и лизинговая компания фактически были конкурирующими институтами, каждый со своими источниками финансирования и со своим предложением», − замечает генеральный директор «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин. Сегодня конкуренция пропала и тезис «Лизинговая компания поможет тем, кому банк не дает кредит» перестал быть отражением реальной ситуации. Предложение лизинга сегодня очень сильно отличается от предложения начала прошлого года, или позапрошлого, или двухлетней давности. Лизингодатели констатируют, что лизинговая отрасль оказалась отброшенной к реалиям 2002−2003 годов. «Это сроки банковских кредитов − максимум два года, а лучше год; это банковские ставки того уровня (под 20 %); это тот подход к риск‑менеджменту, более жесткий, более тщательный, не допускающий никаких программ упрощенной оценки лизингополучателя», − говорит начальник дивизиона «Северо-Запад» компании «Интерлизинг» Екатерина Тулина.

Так совпало, что изменения не в пользу лизинговых компаний претерпело и российское законодательство: с 2009 года была отменена возможность применения ускоренной амортизации механизма лизинга для объектов с минимальной стоимостью, вплоть до легковых автомобилей (объектов 1-й − 3-й группы). «Но вряд ли эти изменения оказали бы серьезное влияние на развитие лизинга, если бы лизинговые компании получали бы такое же, как и раньше, финансирование», − уверен генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. Полтора-два года − достаточный срок и для легковых автомобилей, чтобы они были амортизированы без каких-либо коэффициентов. Как подтверждение слов Дмитрия Горизонтова − та статистика, о которой рассказывают участники рынка: абсолютное большинство сделок лизинга как раз приходится на легковой автотранспорт.

Туз в рукаве

Но, как показывают реалии, лизинговые компании ещё не потеряли возможность удивлять. В условиях, когда рынок, казалось бы, целиком переключается с идеи наращивания лизингового портфеля на практику работы с должниками, находится лизинговый продукт, который становится все популярнее. По сути, это вторая с начала кризиса новинка, притом что первое оригинальное предложение − продавать лизинговые портфели − было адресовано явно не потенциальным лизингополучателям. Новинка эта − возвратный лизинг. И не так уж она и нова: договоры возвратного лизинга были и в 2007 году, и ранее. Просто раньше она практически не развивалась. Доля договоров возвратного лизинга у тех компаний, которые заключали такие сделки, не превышала 3 %. А сегодня возвратный лизинг начинает набирать популярность, за последние три месяца число только крупных сделок давно перевалило за десяток (может показаться, что это не так много, но даже в благополучном 2007 году сделок возвратного лизинга было меньше). Некоторые лизинговые компании (например, «Дельта Лизинг») начинают активное продвижение возвратного лизинга, выделяя его как отдельный продукт, как совсем недавно выделяли программы упрощенной оценки лизингополучателя.

Возвратным лизингом именуются такие операции, при которых продавец имущества и лизингополучатель − одно лицо. Продав имущество лизинговой компании, клиент тут же получает его обратно в лизинг. Это в чистом виде кредит: лизинговая компания предоставляет не имущество, а деньги. При этом, ввиду того что задействован механизм лизинга, полученный кредит сочетается с определенными налоговыми льготами.

Интересно заметить, что сами лизингодатели не то чтобы планировали активно развивать данный сегмент… Так, например, Игорь Груздев, заместитель директора по региональному развитию компании «Балтийский лизинг», которая в течение последних двух месяцев уже провела по меньшей мере три крупных сделки возвратного лизинга, буквально в начале марта максимально осторожно высказывался относительно перспектив этого сегмента. «В текущей ситуации интереса к возвратному лизингу у нас мало. Я бы не сказал, что его совсем нет, но он существенно меньше, чем к сделке с новым оборудованием», − говорил тогда Груздев, в аккуратных формулировках намекая, что, по всей видимости, этому направлению не суждено развиваться бурными темпами.

Сегодня Игорь Груздев так же осторожен в оценках, но его рассуждения звучат уже в несколько другой тональности: «Вряд ли когда-нибудь возвратный лизинг станет массовым направлением − это всегда уникальные сделки, требующие тщательного рассмотрения, но они будут заключаться, поскольку в условиях ограниченного внешнего финансирования клиенты все чаще обращаются с такими заявками к лизингодателям». Настороженное отношение лизингодателей к данному виду сделок вполне объяснимо − они были и остаются крайне сложными для предварительного анализа. «Прежде всего очень непросто оценить намерения лизингополучателя, всегда есть риск, что он планирует таким способом просто избавиться от ненужного оборудования», − замечает Дмитрий Горизонтов. «Поэтому основной характеристикой имущества, которое лизинговая компания может купить, чтобы тут же отдать в лизинг, остается ликвидность (плюс срок эксплуатации)», − рассказывает директор департамента продаж компании «Прогресс-Нева Лизинг» Людмила Михайлова.

Но основной сдерживающий фактор − это налоговая служба, которая весьма критично относится к подобным сделкам и с особой неприязнью к тому, что лизинговые компании имеют возможность предъявлять к зачету НДС. Налоговиков понять можно, ведь сделка лизинга − это фактически уменьшение налогооблагаемой базы. Но лизингодателей такое понимание «не греет». «Если бы процедура возврата НДС всегда проходила без проблем и в короткие сроки, то лизинговые компании гораздо чаще могли бы предлагать финансирование с таким же удорожанием, какое дает банк», − рассуждает Игорь Груздев. Тогда традиционное представление о том, что лизинг на первый взгляд дороже кредита, но за счет налоговых льгот предприятие может получить заметную экономию, можно перефразировать в такое: возвратный лизинг − это условия кредита плюс разрешенная законом экономия на налогах.

И все же набирающий популярность возвратный лизинг весьма условно может восприниматься как новый шанс для лизинга вообще. «Лизинговые компании могут использовать синдицированные (взятые у нескольких банков) кредиты, но для проведения сделок возвратного лизинга это не практикуется», − замечает Людмила Михайлова. А это значит, что максимально удачными стартовыми позициями для развития возвратного лизинга обладают все же лизинговые компании, аффилированные банкам.

Алексей ЛЕОНТЬЕВ

 

Лизинг versus кредит

Надо отметить, что механизм лизинга не дает однозначные льготы любому, кто обратится за ним. Лизинг − это сочетание одного явного недостатка с набором менее явных преимуществ.

Сама по себе стоимость лизинга (объем лизинговых платежей) в 90 % случаев будет выше стоимости кредитов (процентов по кредиту). Лизинговая компания финансирует сделку не своими деньгами (единственное исключение − государственные лизинговые компании), а привлеченными из тех же банков. То есть в конечную стоимость оборудования заложены расходы и прибыль банка и лизинговой компании, а не одного лишь банка.

С другой стороны, использование механизма лизинга открывает дополнительные пути для снижения затрат, что всегда компенсирует упомянутый выше недостаток. Поэтому любой нормальный лизингодатель с большим энтузиазмом воспримет возможность сравнить свои расчеты с расчетами банка. И что немаловажно, преимущества лизинга обусловлены не реалиями свободного рынка, а действующим законодательством. Преимущества связаны с двумя послаблениями, которые государство разрешает как объектам лизинга, так и лизинговым компаниям. Первые благодаря лизингу получают коэффициент ускоренной амортизации (не больше трех), вторые имеют возможность не платить определенные налоги (они освобождены от налога на имущество объектов лизинга, находящихся на их балансе, имеют право обращаться за возмещением НДС). Для потенциального лизингополучателя эти послабления оборачиваются возможностью сэкономить: во-первых, на налоге на прибыль − благодаря тому, что можно отнести перечисленные лизинговые платежи на расходы лизингополучателя (как себестоимость продукции); во-вторых, на налоге на имущество − объекты лизинга, находящиеся на балансе лизинговой компании, им не облагаются. Дополнительную экономию по налогам дает применение механизма ускоренного начисления амортизации; полностью амортизированное имущество очевидным образом уменьшает общую налогооблагаемую базу.

Из вышеперечисленных рассуждений можно сделать два очевидных вывода касательно выгод лизинга, которые уже напрямую завязаны на рыночные реалии. Первый: лизинговая сделка будет максимально эффективной, когда срок договора равен времени ускоренной амортизации объекта лизинга (предприятие, выплатив лизинговые платежи, получает сразу амортизированное имущество). Второй: лизинговая сделка эффективна в первую очередь для тех, кто работает только по «белым» схемам.

Но в российских реалиях выше-упомянутые преимущества не обеспечивают лизингу явного превосходства. Поэтому сами лизингодатели на первый план чаще выдвигают не экономический аспект лизинга, а его доступность. Все же лизинговые компании не просто финансируют покупку, а остаются владельцами того имущества, которое передают в лизинг. Это позволяет им спокойно отдавать те или иные объекты представителям бизнеса.

В конечном счете определение плюсов лизинга в период его максимальной популярности сводились, скорее, к тезису о доступности услуги. Основными тенденциями этого периода (2006 год − начало 2008 года) были упрощение требований к лизингополучателю касательно набора документов; уменьшение авансового платежа; увеличение сроков финансирования. По отдельным видам имущества (прежде всего авто) лизингодатели активно пользовались преимуществом оптового покупателя, снижая в итоге и удорожание. Кроме того, участники рынка отмечали, что многие клиенты обращались в лизинговую компанию, не имея каких-либо знаний о механизме лизинга, подавали заявки, потому что так делали их знакомые, а не основывались на расчетах и сравнении с кредитом.