Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Финансы

Метод создания добавочной стоимости

Во времена экономической рецессии руководству предприятия не стоит впадать в пассивный настрой или поддаваться всеобщей панике. Напротив, следует заняться поиском путей выхода из сложившейся ситуации, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

Философия бережливого производства во главу угла ставит элементарную задачу создания добавочной стоимости в производственном процессе. Основной составляющей этой философии является поиск и эффективное устранение расточительства ресурсов.

Что такое добавочная стоимость? Понятие «добавочная стоимость» включает в себя все технологические операции, которые в глазах покупателя придают продукту дополнительную стоимость, за которую он готов платить деньги.

Что значит расточительство? В противоположность процессу создания добавочной стоимости расточительством стоит считать все процессы и результаты, не приносящие прямой пользы покупателям, за которые он платить деньги не готов.

Бывший президент корпорации Toyota Фуджио Чо дал этому понятию следующее четкое определение: «Все является расточительством кроме минимума затрат на технологическое оснащение, материал, компоненты, рабочее время и место, которые неизбежны при увеличении стоимости продукта».

Как обнаружить расточительство ресурсов? Увеличить добавочную стоимость можно, локализовав и устранив причину расточительства ресурсов.

Расточительство бывает скрытым, в виде создания добавочной стоимости продукции, и явным.

К явному расточительству относятся все технологические операции, которые можно отбросить без каких-либо последствий для выгоды клиента. В качестве примера можно привести необязательную упаковку, двойную очистку или производство бракованных изделий. Их следует полностью исключить.

К скрытому расточительству относят все технологические процессы и операции, которые хотя и не имеют, с точки зрения клиента, никакой добавочной стоимости, но при определенных обстоятельствах её создают. Классическими примерами являются все административные процессы, складская логистика и логистика материальных потоков вплоть до технического обслуживания. Эти скрытые затраты подлежат локализации и оптимизации.

7 видов расточительства

1. Перепроизводство. Причины: производство бóльшего, чем требуется, количества единиц продукции.

2. Ненужное обслуживание. Причины: дефицит деталей, их брак, недостаток информации, простой техники.

3. Ненужные перевозки. Причины: многократные погрузочно-разгрузочные манипуляции; переупаковка/перекладывание; чрезмерная протяженность маршрутов.

4. Производство некачественных изделий. Причины: нестандартизованные этапы производства; сбои в производственном процессе.

5. Запасы. Причины: повышенное беспокойство о наличии продукта на складе; недостаточный уровень планирования складских потоков; плохо отлаженная стыковка складских потоков.

6. Излишнее перемещение. Причины: поиск материала; нерациональность в организации материальных потоков; неэффективная организация рабочего места.

7. Недостаточные / избыточные процессы. Причины: нехватка производственных мощностей; дорогостоящее оснащение; нехватка оборудования.

К основным видам расточительства можно добавить ещё один − неиспользованные творческие способности сотрудников. Участие сотрудников в творческом процессе, направленном на повышение эффективности производства, дает возможность не только применить их знания и способности на деле, но и содействует повышению их мотивации к работе и удовлетворенности от нее.

Для активного поиска видов расточительства следует уточнить несколько организационных моментов.

Достичь результата невозможно, если руководство фирмы не поддерживает процесс борьбы с расточительством и не придает ему ускорение. Другое условие − наличие у сотрудников достаточного количества времени и ресурсов для планирования и осуществления выбранных руководством мер.

На первом этапе создается проектная команда, которая частично состоит из сотрудников исследуемого отдела, частично из посторонних специалистов.

Рассматривая виды расточительства на конкретном производстве, следует определить его «узкие» места. Если таковые имеются, группа вырабатывает решения, направленные на устранение выявленных недостатков. Эти решения разбиваются на пакеты заданий, составляется календарный план работ и проводится оценка затрат. Меры согласуются с ответственным лицом. На следующем этапе ответственный за проект контролирует ход его реализации и подсчитывает сэкономленные ресурсы. После успешной реализации намеченных мер в обязанности этого лица входит обеспечение устойчивости оптимизированных производственных процессов.

Назовем основные принципы борьбы с расточительством ресурсов. Действовать сообща. Только когда в борьбе с расточительством задействованы все участники производственного процесса, можно гарантировать успех.

Ориентация на преобразования. Лучше преобразования на 80%, но сейчас, чем на 100% − но неизвестно когда. Прагматичность. Больше экспериментировать, чем дискутировать, just do it!

В результате предотвращения расточительства во всех сферах производственной деятельности создается потенциал бережливости − в кризисные времена и без существенных инвестиций.

Дитер РЕЦБАХ,
президент компании Lignum Consulting GmbH
Тобиас РОМЕТЧ,
эксперт в области оптимизации и рационализации производства
www.lignum-consulting.de