За рубежом

Технологии обработки древесины и производства мебели отрасль в поисках новой идентичности

В статистических обзорах Acimall, ассоциации итальянских производителей оборудования для обработки древесины и материалов на ее основе, рассматривается много злободневных тем – от насущной потребности в укрупнении бизнеса до конфликтов в Украине и Палестине, так или иначе затрагивающих всю мировую экономику, и от беспокойства по поводу инициированной Соединенными Штатами войны пошлин до осознанной необходимости поддержания оптимального баланса постоянно растущего внутреннего спроса и нацеленности на экспорт. – А ведь именно последняя, как ни крути, служит ориентиром для нашей отрасли.

Итоги прошедшего года подтвердили предварительные оценки аналитиков ассоциации.

2024: окончательный баланс

Объем производства деревообрабатывающих станков, инструментов и аксессуаров в Италии составил 2,42 млрд евро, на 8,7% меньше, чем в 2023 г. Наблюдаются тенденции сокращения экспорта (1,695 млрд евро, –8,1% относительно показателя предыдущего года) и внутреннего рынка, который остановился на уровне 725 млн евро (на 9,9% меньше, чем годом ранее). Значительное снижение было зафиксировано за счет импорта (228 млн евро, –25,2%), это ограничило сокращение торгового баланса до –4,9% по сравнению с 1,467 млрд евро в 2023 г.

Видимое потребление остановилось на уровне 953 млн евро, то есть сократилось на 13,8% по сравнению с результатами 2023 г. Но даже такие показатели означают, что итальянский сектор технологий деревообработки остается мировым лидером.

Дарио Корбетта
Дарио Корбетта

Прежде директор Acimall Дарио Корбетта не раз указывал, что нынешняя непростая ситуация в отрасли – это своего рода «временный провал», который сформировался в течение нескольких последних лет. Причины хорошо известны, и они сходны не только для большей части итальянской, но и для мировой экономики: сначала форс-мажор, связанный с пандемией, а сразу за ним целый ряд серьезных вызовов, отодвинувших на задний план давно назревшую необходимость решения структурных проблем индустрии. «...Постоянная нехватка рабочей силы вынуждает компании внедрять новые инструменты и решения, – пояснил г-н Корбетта. – Персонал продолжает оставаться самой большой проблемой: сложности обучения работе на передовом оборудовании сочетаются с задержками в смене поколений рабочих, поскольку молодежь видит много более привлекательных областей применения своих сил и умений». И это лишь одна из многих проблем, с которыми сталкивается сегодня индустрия промышленного машиностроения.

Ежеквартальный опрос Acimall игроков рынка по данным, собранным за октябрь – декабрь 2024 г., зафиксировал падение заказов на 5,2% (–6,5% в среднем по миру; +7,1% в Италии) по сравнению с показателем аналогичного перио­да 2023 г. Сроки выполнения заказов увеличились на 3,6 месяца и продолжают растягиваться, притом что цены с начала года выросли на 2%. Согласно опросу ожиданий, 55% респондентов рассчитывают на существенную стабилизацию производства, занятости (70%) и имеющихся запасов (50%). Стремление к стабильности – это не та тенденция, которая наблюдалась еще в начале текущего года, когда половина представителей бизнеса были настроены пессимистически и предполагали, что внутренний рынок будет сокращаться (тогда как лишь 5% верили в его рост). В отношении перспектив экспорта мнения опрошенных разделились фактически поровну: 50% надеются на рост, и столько же предвидят спад и дальнейшее сокращение.

Экспорт и импорт

Аналитическая служба Acimall обработала большой массив информации о положении Италии в глобальных торгово-промышленных потоках, сравнив его с двумя основными конкурентами на мировом рынке – Германией и Китаем. Италия завершила 2024 г. с объемом экспорта 1550,4 млн евро, что демонстрирует спад на 8% относительно 1686,7 млн евро в 2023 г. (без учета инструментов). Основными направлениями экспорта в прошлом году были США (177,2 млн евро, –4,3%), Франция (175,7 млн евро, +19%) и Германия (121,5 млн евро, –2,4%). В десятку крупнейших импортеров входят также Польша, Испания, Великобритания, Китай, Швеция, Турция и Бельгия. Продажи двум основным конкурентам были в основном стабильными: –2,4% Германии, +2% Китаю. Стоит отметить значительный (+19% по сравнению с показателем аналогичного периода 2023 г.) рост продаж во Францию, которая закрепила свой статус второго по величине перс­пективного экспортного рынка назначения, а также более чем разочаровывающий 30-процентный спад отгрузок в Соединенное Королевство. В 2024 г. импорт древесины и мебельных технологий составил 228,1 млн евро против 304,7 млн евро в 2023 г. (–25%).

Среди поставщиков Италии на первом месте остается Германия с 83,7 млн евро, это значительно, на 46,8%, меньше, чем в 2023 г. (157,4 млн евро). На втором месте Китай с 40,2 млн продаж – на целых 36,3% больше, чем в 2023 г. Еще более сильный рост продемонстрировала Испания, занявшая третье место с 14,2 млн евро (+41% к показателю 2023 г. 10,1 млн евро). Австрия откатилась на четвертое место – сокращение продаж на 45,6% (с 23,3 млн в 2023 г. до 12,5 млн в 2024-м). Аналогичная тенденция в Индии – 10,4 млн евро против 18,9 млн евро в 2023 г. (–44,7%). Поразительный рост демонстрирует Финляндия: с 315 тыс. евро в 2023 г. до 4,7 млн евро в 2024 г. На 1405%!

Китай рулит

Китай снова обогнал Германию и стал абсолютным лидером по объему мировых торговых потоков в 2024 г.: объем экспорта составил 2,520 млрд евро, на 9,3% больше, чем в 2023 г. (2,306 млрд евро). И этот результат сочетается со значительным сокращением импорта – с 231,9 млн евро в 2023 г. до 189,1 млн евро в 2024-м, что свидетельствует об изменениях, которые для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Китая можно считать не иначе как структурными: выпускаемые машины по количеству и качеству все больше удовлетворяют требованиям не только внутреннего рынка Поднебесной, но и далеко за ее рубежами, причем в их привлекательности немалую роль играет цена. Впрочем, и по качеству продукция начинает соответствовать стандартам более известных поставщиков.

Самым большим «поклонником» китайских технологий показал себя Вьетнам, увеличивший закупки из соседней страны на 27,5% (с 280,3 млн евро в 2023 г. до 357,3 млн евро в 2024-м). На втором месте Соединенные Штаты с 348 млн евро (+2,1%), на третьем Россия с приростом 224,3 млн евро (+2%). Далее следуют Германия, Индия, Таиланд, Бразилия, Индонезия, Малайзия и Мексика.

Что касается импорта оборудования в Китай, то его объем в 2024 г. составил 189,1 млн евро против 231,9 млн евро в 2023 г. (–18,5%). А «золото» в номинации «страна-поставщик» завоевала Германия, хотя она и потеряла в цене 22,9% (со 128,9 млн евро в 2023 г. до 99,4 млн евро в прошлом году). Италия прочно обосновалась на втором месте с 29,6 млн (–0,4%), обогнав Тайвань, который был вторым в 2023 г. и третьим в 2024 г. с объемом продаж в Китай 14,5 млн евро (–4%).

«Зрелые и устоявшиеся рынки, несмотря на бури последних лет, остаются ведущими, по-прежнему служа ориентиром для всех производителей, – считает Дарио Корбетта. – Китайский экспорт вновь превзошел всех на мировом рынке. Это ожидаемый результат, который вынуждает нас отказаться от клише и активнее бороться за технологическое превосходство, для того чтобы оставаться в глобальных торговых потоках эталонным партнером не только по качеству и надежности продукции, но и по послепродажному сервису». 

Текст Лука Россетти, Acimall
Фото meccanica-plus.it