От Ярославля до Хабаровска
Отечественного оборудования для производства фанеры становится больше
На ярославском предприятии «Пролетарская свобода», которое производит оборудование для производства фанеры, корреспондент журнала «Леспроминформ» был почти десять лет назад. В 2016 г. давление на нашу страну уже стало ощущаться. Однако никто не мог подумать, с какими кризисами столкнутся и Россия, и мир в грядущем десятилетии.
Как геополитика влияет на экономику конкретного предприятия, мы снова расспросили ведущего инженера ярославского машиностроительного завода Василия Перевозникова.
– Десять лет назад наше знакомство начиналось с обсуждения вопроса, существует ли вообще отечественное деревообрабатывающее оборудование и есть ли в целом машиностроение для ЛПК? Сможет ли работать отрасль, если политико-экономическая ситуация будет усложняться и импорт техники прекратится совсем? Как бы вы ответили сегодня?
– Так же, как и десять лет назад, я с уверенностью могу сказать: существует и отечественное деревообрабатывающее оборудование, и машиностроение для ЛПК в целом. Я знаю, что эта отрасль развивается, и если говорить о смежных направлениях деревообработки, то на рынке уже можно встретить и четырехсторонние станки для изготовления профилированной погонажной продукции, изготовленные в России, и оборудование для переработки отходов в пеллеты, и многое другое.
Да, сейчас отечественные станки не закрывают стопроцентную потребность деревообработчиков, например, у нас не производят оборудование для шлифовки фанеры, я не слышал об отечественных лесозаготовительных комплексах, но думаю, что производство и такого вида оборудования в России возможно. Все зависит от спроса.
Конечно, любое оборудование состоит из множества различных узлов, компонентов и комплектующих, и в российском оборудовании всегда использовались лучшие компоненты наших зарубежных партнеров. Но в сложившейся в последнее время ситуации производители оборудования вынуждены искать и находят поставщиков из наиболее дружественных нам стран. Также начинают подтягиваться российские производители комплектующих, и часто их продукция сравнима по качеству с поставляемыми ранее европейскими аналогами. Поэтому я уверен, что, несмотря на политико-экономическую ситуацию, отечественное машиностроение сможет обеспечить ЛПК оборудованием.
Мы осознаем, что уровень автоматизации, производительность и ассортимент выпускаемого нами оборудования пока уступают тем, с какими привыкли работать и какие хотели бы видеть многие деревообработчики. Но именно из-за сложившейся ситуации появился запрос на более производительное, надежное и автоматизированное отечественное оборудование, и производители вынуждены вкладываться в его разработку и производство.
– Тогда почти на всех российских предприятиях, производящих фанеру, в той или иной степени были представлены станки от «Пролетарской свободы». Какая ситуация сейчас? Какие новые разработки вы предлагаете покупателям оборудования?
– Ситуация не изменилась, ведь десять лет – не такой большой срок, оборудование обычно работает дольше. Как и тогда, наше оборудование используют многие производители фанеры. Я даже затрудняюсь назвать предприятие, на котором нашего присутствия нет. Например, те, кто использует в основном импортное оборудование, часто устанавливают шпонопочиночные станки нашего производства как оптимальные по производительности, цене и надежности. Шпонопочиночные станки мы поставляли даже в европейские страны – Беларусь и Литву, а еще в Казахстан и в Португалию.
На некоторых фанерных предприятиях мы провели модернизацию или капитальный ремонт оборудования, вдохнув в него новую жизнь. Так, на заводе «Красный якорь» был произведен капитальный ремонт сушилок для шпона, выпущенных еще в прошлом веке. Там же была заменена полностью одна сушилка и теплогенерирующая установка, что привело к увеличению производительности.
За последние годы наш конструкторский отдел активно занимался разработкой оборудования. Была изготовлена и сдана в эксплуатацию совершенно новая, полностью автоматическая линия усования шпона на четыре стопы, позволяющая склеивать два листа шпона вдоль волокон без изменения толщины склеенного участка. Запуск линии усования позволил предприятию, на котором она установлена, в несколько раз увеличить объем выпускаемой большеформатной фанеры.
Помимо этого, были спроектированы и изготовлены новое автоматизированное загрузочное устройство для линии форматной обрезки фанеры, оборудование линии шлифования фанеры для шлифовальных станков Steinemann, включающее в себя автоматическое загрузочное устройство, транспортеры загрузки и выгрузки, подъемные столы, а также линия набора пакетов шпона перед прессом с установками подготовки клея, двухпролетный пресс формата 6 х 3 футов, 25-пролетный пресс формата 8 х 4 футов, линия форматной обрезки фанеры форматов 8 х 4 и 6 х 3 футов, автоматическая сортировка шпона на линии лущения, позволяющая укладывать в отдельные стопы шпон разных сортов, определяемый визуально оптическими сканерами.
В Республику Беларусь отправлена автоматическая загрузочная секция для сушильной камеры СРГМ-40. Хотя сушильная камера произведена другим предприятием, наши разработчики смогли объединить эти два механизма в единое целое. Был изготовлен и запущен в эксплуатацию теплогенератор для сушильной камеры, работающий на природном газе. Он позволил значительно увеличить производительность сушилки, при этом качество поверхности высушенного шпона повысилось вследствие отсутствия золы.
Кроме перечисленного, сотрудники завода постоянно работают над улучшением конструкции оборудования, повышением его автоматизации с целью уменьшения количества работающего на оборудовании персонала. Проведена модернизация лущильных станков, повышающая их надежность и производительность. Модернизировано несколько теплогенераторов с переводом их на дробленое топливо, загружаемое автоматически, изготовлены кантователи шпона и прессы холодной подпрессовки. Улучшена система охлаждения шпона в роликовой сушилке.
– Кто ваши основные клиенты и конкуренты? Санкционная политика Запада осложнила вам жизнь или упростила, например, тем, что с рынка ушли некоторые компании?
– Если раньше я утверждал, что наши клиенты – это начинающие фанерщики и небольшие фанерные предприятия, то сейчас ситуация начинает меняться. Нашей продукцией интересуются крупные предприятия. Например, крупный фанерный комбинат в Хабаровском крае с планом производства 140 тыс. м3 фанеры устанавливает прессы, линии набора пакетов и другое оборудование нашего производства. На предприятии в Вологодской области линия лущения производства «Пролетарской свободы» работает параллельно с линией лущения фирмы Raute.
Основные наши конкуренты – азиатские страны: Тайвань и Китай. Уход с рынка крупных европейских производителей не сильно изменил позиции нашего завода на рынке оборудования для фанерной промышленности. Например, «Пролетарская свобода» не конкурировала с европейским производителем шлифовальных станков или систем аспирации, потому что не производит такой тип оборудования. В длительной перспективе уход с рынка финского производителя фанерного оборудования, может быть, скажется на спросе на продукцию «Пролетарской свободы», но пока мы этого не замечаем. Заводы, которые были запущены до введения санкций, работают, запасные части в Россию тем или иным путем поступают. Также в нашей стране есть производители запасных частей к импортному оборудованию. В том числе мы изготавливаем штампы для шпонопочиночных станков зарубежного производства или литые шестерни и звездочки для иностранных сушильных линий.
Основными проблемами, вызванными санкциями и закрытием европейского рынка, стали недоступность применяемых ранее в выпускаемом нами оборудовании комплектующих либо значительные сроки их поставки. В первую очередь речь идет об элементах системы управления, таких как контроллеры, панели оператора. Тоже самое можно сказать о гидравлических элементах. Все это, конечно, можно привезти в Россию, но часто сроки поставки комплектующих оказываются больше срока поставки нашего оборудования заказчику. За прошедшие три года мы провели большую работу по поиску альтернативных производителей оборудования. Посетили несколько профильных выставок в Китае, закупали комплектующие различных производителей и проводили его тестирование и сравнение, выбирая наиболее качественные и надежные экземпляры. Сейчас могу с уверенностью сказать, что мы не испытываем проб¬лем, связанных с отсутствием у нас европейских комплектующих.
Наши преимущества перед всеми конкурентами – это наличие запасных частей на заводе и оперативное изготовление тех, которых нет в наличии. Это поддержка всего жизненного цикла изготовленного нами оборудования, то есть мы изготавливаем детали даже для давно снятых с производства станков, и это возможность проведения капитального ремонта силами специалистов нашего предприятия. У клиентов также есть возможность приехать к нам в гости, убедиться в возможностях нашего завода и увидеть производимое оборудование в работе.
– Оснащением каких заводов вы занимались последние 10 лет, после визита нашего корреспондента?
– За последние годы проведено много работы. Поставлена вторая очередь оборудования завода «Устьлес», оборудование на завод «Березник», установлены четыре линии лущения и две линии сушки на заводе «Ярославская фанера». Как я уже говорил, для завода «Ярославская фанера» была изготовлена новая линия обрезки фанеры, к новому шлифовальному станку Steinemann сделаны устройства подачи листов фанеры на шлифовку и укладки шлифованной фанеры в пачку. Проведен капитальный ремонт сушильных камер завода «Красный якорь» с монтажом теплогенерирующей установки на дробленых отходах фанерного производства. Там же, на «Красном якоре», сооружен наземный бункер топлива, в который древесные отходы производства можно завозить даже самосвалом.
В прошлом году ввели в эксплуатацию новый завод в Псковской области. Как обычно, установили там весь объем необходимого оборудования: распарочные ванны, линию раскряжевки, линии лущения и сушки, теплогенераторы, прессы с околопрессовым оборудованием, линию обрезки фанеры и многое другое. Завод уже работает, производит фанеру и строит планы по расширению и увеличению производства.
Сейчас идет монтаж оборудования в Хабаровском крае. Предприятие будет производить в основном хвойную фанеру большого формата из лиственницы. Этот проект можно считать очередным шагом в развитии завода. Инвесторы из Японии выбрали наше предприятие в качестве одного из поставщиков оборудования. Для этого заказчика мы спроектировали и изготовили много новых станков, которых ранее в ассортименте нашего предприятия не было, – линии набора пакетов, большеформатные прессы, теплогенераторы, линии обрезки фанеры. Наше оборудование будет работать в одном комплексе с японскими линиями лущения и сушилками Uroko и Hashimoto. При реализации этого проекта мы столкнулись с новыми вызовами. Это организация перевозки более 80 контейнеров с оборудованием за 6 тыс. км, организация монтажных работ и организация непрерывной обратной связи проектировщиков и заказчиков.
На этом предприятии мы увидели новый, непривычный для нас подход заказчика к работе. Каждый элемент оборудования, каждый этап монтажа проходит тщательную приемку. Но мы уверены в своем оборудовании, квалификации своих специалистов и точно знаем, что даже самый требовательный заказчик будет доволен, что выбрал именно наше оборудование.
– Каковы основные производственные характеристики предприятия «Пролетарская свобода»?
– За годы, прошедшие с нашего общения, на заводе произошло много изменений. Были введены в эксплуатацию новые станки и обрабатывающие центры, открыты новые производственные участки, поменялись технологии изготовления оборудования. Запущен новый обрабатывающий центр, позволяющий обрабатывать станины станков, что значительно повысило точность обработки. Запущены новые линии плазменной и лазерной резки. Станки электроэрозионной обработки, горизонтально-расточной станок, фрезерные обрабатывающие центры.
Сейчас завод состоит из следующих подразделений:
- литейного цеха производительностью до 100 т чугунных отливок в год,
- сварочно-заготовительного производства мощностью 150 т сварных конструкций в месяц,
- механического цеха со станочным парком, насчитывающим более ста металлообрабатывающих станков различного назначения,
- термического участка для необходимой термообработки деталей разного размера,
- малярного отделения, позволяющего производить окраску как отдельных деталей и собранных узлов, так и целых станков,
- сборочного производства, позволяющего выполнять сборочные работы любой сложности всего выпускаемого оборудования, в том числе сборку и испытание электрошкафов и гидравлических станций.
Наряду с производственными цехами на заводе функционируют две лаборатории: измерительная, в которой выполняются поверка и настройка измерительного инструмента, и химико-аналитическая, в которой, кроме всего прочего, проводятся испытания поступающего на завод металла, если к нему предъявляются особые требования.
Отдел технического контроля функционирует на заводе еще с советских времен. Мы знаем, с какими отклонениями изготавливались детали ранее, и знаем, что точность изготовления деталей на нашем заводе повышается, а значит, повышается и надежность оборудования.
Отдел главного конструктора – это мозг всего предприятия. Огромный объем научно-конструкторской работы выполняется специалистами конструкторского отдела, где разработано много станков и механизмов. К сожалению, не все, что придумали наши конструкторы, удается воплотить в металле. Связано это в первую очередь с ограниченностью финансирования, ведь все опытные работы завод проводит за свой счет.
– Удалось ли сохранить производство фанеры? Насколько полезным оказался опыт создания собственной экспериментальной площадки?
– В Ярославле продолжают работать два фанерных завода, использующие наше оборудование, – «Ярославская фанера» и «Парижская коммуна». Я бы не называл их собственным производством «Пролетарской свободы», все-таки это самостоятельные предприятия. Однако именно с ними сложились тесные отношения. Связано это и с расположением в одном городе, и с взаимовыгодным сотрудничеством. Все новые разработки размещаются и испытываются на этих предприятиях, что дает возможность оперативно получать информацию о работоспособности и надежности изготовленных станков. Мы быстро реагируем на запросы и пожелания этих фанерных заводов и разрабатываем для них всевозможное нестандартное оборудование, которое не всегда доходит до стадии серийного производства.
На этих заводах работает оборудование, которое было выпущено в единичных экземплярах. Например, комплекс оборудования центровочно-цилиндровочной линии, в основе которой станок, рассчитывающий расположение виртуальной оси цилиндра максимального диаметра, который можно получить из реального чурака, и обрабатывающий чурак вокруг этой оси. Проще говоря, эта линия позволяет увеличить коэффициент использования сырья, исключить окорку, ускорить гидротермическую обработку сырья и упростить центровку чурака на лущильном станке. Также для одного из предприятий был спроектирован и изготовлен механизированный распарочный комплекс для гидротермической обработки, позволяющий упростить и автоматизировать загрузку и выгрузку сырья из распарочной ванны. Ну и много небольших механизмов: автоматические загрузочные устройства, оборудование линий шлифования… Все это мы делаем для наших соседей. И, что немаловажно, у них же показываем свое оборудование в работе нашим заказчикам.
– Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с персоналом.
– Сейчас в стране непростая ситуация с кадрами, на многих предприятиях не хватает сотрудников. На это жалуются и наши заказчики, и наши конкуренты. Конечно, это касается и нас. Возможно, даже больше, чем остальных. Без квалифицированных специалистов наш завод обойтись не может, а научить людей работать на металлообрабатывающих станках не так просто, и нужно много времени. Отдельную проблему для нас представляет снижение качества профессионального образования и сокращение желающих это образование получить. Отчасти отсутствие кадров компенсируется введением в эксплуатацию станков с ЧПУ.
Мы привлекаем молодых специалистов. Посещаем учебные заведения, там ребятам рассказываем о работе на нашем заводе, о перспективах, интересных проектах, которыми занимаемся, и амбициозных задачах, которые нам предстоит решать. Кризисные годы заставили нас оптимизировать работу персонала, зато сейчас мы знаем, что лишних людей на заводе нет. Это позволяет поддерживать конкурентную заработную плату и не только сохранять кадровый состав предприятия, но и привлекать новых специалистов и продолжать работать.
– В 2010-е годы вы активно внедряли в Ярославской области водогрейные теплогенераторы, продавая населению горячую воду, а предприятиям ЛПК помогая утилизировать отходы. Как развивается это направление? Какие еще технологии безотходного производства у вас используются?
– Да, мы установили несколько водогрейных теплогенераторов в населенных пунктах Ярославской области. Это было выгодно всем: население получало отопление и горячее водоснабжение по приемлемым ценам, фанерные заводы утилизировали отходы производства, а мы зарабатывали на эксплуатации своего оборудования. Сейчас этот проект продолжается, но его развитие остановлено в связи со значительной газификацией области.
Поэтому предприятия ЛПК, расположенные в Ярославле, находят другие способы реализации отходов своего производства. Запущено несколько установок брикетирования отходов, которые позволяют брикетировать как сырые дробленые отходы, так и сухие, в том числе шлифовальную пыль. Запущен участок по пеллетированию отходов.
Ну и, конечно, все предприятия используют отходы собственного производства для выработки тепловой энергии, ведь изготовление фанеры – довольно энергоемкий процесс. Необходимо разогревать сырье в распарочных ваннах, выпаривать влагу из шпона в сушилках, а также разогревать фанерные прессы. Все это делается с помощью выпускаемых нашим заводом теплогенераторов, а изготовленные загрузочные устройства и различные виды бункеров топлива облегчают и автоматизируют эту работу.
– Завершим разговор еще одной темой «из прошлого». Как бы вы объяснили потенциальному клиенту, почему стоит покупать станки именно у «Пролетарской свободы», что дает такое сотрудничество?
– Ответ достаточно прост. За время, прошедшее с прошлого интервью, фанерная промышленность и наш завод вместе с ней пережили несколько кризисов: падение рынка в 2015 и 2019 гг., пандемию коронавируса в 2020-м, санкции в 2022-м... Но, несмотря ни на что, завод работает и уверенно смотрит в будущее. Это характеризует нас как надежного и стабильного партнера.
Как и прежде, мы поддерживаем все выпущенные нами станки, проводим их модернизацию и обеспечиваем запасными частями. Запасные части нашего производства не подвержены санкциям, сроки поставки короткие, цены адекватные.
А кроме того, при общении со специалистами нашего завода не возникает проблем перевода, потому что мы говорим с клиентами на одном языке. Всегда поможем разобраться с возникшими трудностями и оперативно справиться с ними. Мы открыты, не скрываем характеристики, недостатки и достоинства своего оборудования. Всегда готовы продемонстрировать его в работе. При этом, чтобы приехать к нам в гости, не нужна виза.
При работе над проектом заказчика стараемся учесть все пожелания и найти оптимальный способ достижения цели, исходя из своего большого опыта, подсказать лучшие решения, позволяющие увеличить производительность и уменьшить издержки. Ведь не зря лозунг нашего завода «Производство фанеры начинается с нас».
Текст Юлия Долганова











