Производство плит

Российский рынок фанеры после кризиса

восстановится к 2033 году

С 2020 г. отрасль претерпела существенные изменения. Резкое снижение объемов производства на 28% произошло в 2022 г., ключевые направления экспорта поменялись. Однако в 2023 г. рынок начал восстанавливаться. К 2033 г. объем производства фанеры может достигнуть докризисного показателя 4,4 млн м3, при этом цены могут вырасти больше чем на 80% относительно уровня 2024 года.

До 2021 г. в России наблюдался последовательный рост производства фанеры – с 3729 тыс. м3 в 2017 г. до 4482 тыс. м3 в 2021 г. Однако в 2022 г. производство упало сразу на 28% – до 3241 тыс. м3. Санкции повлекли за собой закрытие европейских рынков, нарушение логистических цепочек и ограничение импорта оборудования. Из-за экономической нестабильности снизился и внутренний спрос.

С 2023 г. рынок фанеры стал постепенно восстанавливаться, чему способствуют три устойчивых тренда.

Ренессанс производства и цен

В 2023 г. объем производства фанеры увеличился на 0,7%, в 2024 г. – на 4,9%. Цены в 2024 г. частично восстановились, прибавив 27% к уровню 2023 года.

Постепенный рост производства и стоимости говорит об адаптации отрасли к новым условиям: модернизируются производства, перестраивается логистика, растут госзаказы на инфраструктурные проекты, а экспортные потоки переориентируются с Европы на Азию и Ближний Восток.

К 2032 г. мировой спрос на фанеру вырастет на 30–40% за счет урбанизации в развивающихся странах, развития экологических инициатив, логистики и электронной коммерции.

Динамика производства фанеры в России и прогноз до 2033 г., тыс. м3
Динамика производства фанеры в России и прогноз до 2033 г., тыс. м3

Модернизация производств и новые виды продукции

80% инноваций на рынке фанеры возникли вследствие улучшения традиционных видов материала, которому способствовало изменение экологических стандартов в Европе и США. Однако переход на новые виды фанеры ограничивается ее себестои¬мостью и рисками нехватки сырья.

Специализированные виды фанеры с высокой добавленной стоимостью:

  • экологичная – биоразлагаемая, склеена безвредным составом или изготовлена из альтернативного сырья, разработана после 2020 г. из-за ужесточения норм содержания формальдегида (клея) и занимает примерно 30–40% рынка в Европе и США;.
  • высокопрочная, с алюминием, пластиком или композитами в составе, используется при производстве CLT-панелей для создания многослойных конструкций;
  • со специальным покрытием, например водостойкая или огнеупорная, может использоваться в судостроении, вагоностроении, для отделки бань и саун, популярна ламинированная фанера, востребованная в монолитном строительстве для опалубки;
  • «умная» – способная изменять свою структуру в зависимости от внешних условий, например менять форму или свойства при скачках температуры либо влажности, пока это пилотный проект, <1% рынка;
  • декоративная, для производства которой используются ценные породы дерева, ее доля увеличивается на 15% в год за счет спроса на дизайнерские интерьеры.

Новые виды продукции смогут занять ниши в 3D-строительстве, энергетике и зеленой экономике. Успех будет зависеть от способности отрасли перейти от производства сырья и базовой продукции к выпуску высокомаржинальных материалов с уникальными свойствами.

Распределение объемов производства фанеры по видам, 2024 г.
Распределение объемов производства фанеры по видам, 2024 г.

Новые направления экспорта

С 2022 г. началось перераспределение российских экспортных потоков с Европы и США на рынки Ближнего Востока и Азии. Существенно выросли доли Сингапура, Китая, Турции, ОАЭ и Азербайджана, достигнув суммарно 70% всего объема экспорта. Кроме того, прогнозируется существенный рост потребления к 2032 г.: в Азии – на 35–47%, на Ближнем Востоке – на 50–67%, в основном за счет увеличения объемов строительства на 3–4% ежегодно. Эти рынки станут драйверами развития отрасли; в ближайшие десять лет доля экспорта может достигнуть примерно 40% производства фанеры в России.

«Указанные тренды обеспечат потенциал для выхода российского рынка фанеры на докризисный уровень в ближайшие 5–7 лет, – считает партнер по развитию бизнеса компании Neo Альбина Корягина. – К 2033 г. объем производства фанеры может достигнуть 4,4 млн м2, превысив на 27% показатели 2024 г., при этом цены могут вырасти за этот же период более чем на 80%. Сохранению позитивной динамики сектора будут способствовать инвестиции в глубокую переработку древесины, развитие продуктовых линеек и выход на новые рынки». 

Структура экспорта фанеры из России по странам в натуральном выражении, %
Структура экспорта фанеры из России по странам в натуральном выражении, %

Текст Консалтинговая группа NEO