Консолидация или конкуренция
Какой путь выберет российская гофроиндустрия?
Общее состояние рынка гофроупаковки, тенденции, ключевые факторы успеха, проблемы и будущее отрасли обсудили эксперты в рамках пленарной сессии «Картон и гофрокартон: сырье, производство, применение», которая состоялась на полях форума «Индустрия упаковки 2025. Векторы развития» выставки RosUpack 2025.
«Несмотря на то что упаковочные материалы не занимают значительную долю себестоимости товаров массового спроса, они все же могут оказывать влияние на конечную цену, что особенно критично в случае социально значимой продукции, где даже минимальный рост стоимости попросту недопустим, – заявил председатель правления российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО "БумПром") Ростислав Хелемский. – В связи с этим приоритетом должно стать удержание стоимости упаковочного сырья за счет пересмотра обсуждаемых в настоящий момент коэффициентов экосбора и исключения из-под действия, например, промышленной упаковки, а также введение целевых мер поддержки производителей».
Мировая практика и российский аспект
По данным глобальной платформы статистических данных Statista, мировой объем производства бумаги и картона растет. По прогнозам экспертов, рост продолжится и в следующие годы. Происходит он за счет упаковочных материалов – классического коробочного, тарного, картона для мешков и гофрокартона, как считает заместитель директора по продажам и маркетингу компании «Ново Пакаджинг ББ» Алексей Пономарев. Среди мировых трендов, оказывающих влияние на рынок гофроупаковки, эксперт назвал развитие электронной торговли, рост населения планеты и урбанизацию. «Интернет начинает проникать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки. Население учится заказывать через Сеть. Здесь же наблюдается значительный прирост населения», – сказал Алексей Пономарев. В мире рост рынка гофроупаковки для интернет-торговли к 2029 г. ожидается на уровне 9,5%, он опережает рост рынка упаковки из бумаги и картона в два раза. «В лидерах Турция, Бразилия, Индия, страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Там рынок интернет-торговли будет расти сильнее всего, что позитивно скажется на производстве», – отметил Алексей Пономарев.
Еще один фактор, который способствует росту рынка гофропродукции в мире, – госрегулирование. Так, по словам спикера, в некоторых штатах Северной Америки полностью запрещено использование гибкого пластика. Европа предпринимает попытки ограничить использование отдельных его видов. В Китае реализуется закон против излишней упаковки.
Говоря о российском рынке, Алексей Пономарев обратил внимание, что еще год назад вторым по значимости драйвером роста производства гофрокартона были товары для дома и ремонта. Сегодня из-за повышения ключевой ставки ЦБ и замедления динамики строительства жилья картина серьезно изменилась. За первое полугодие рынок гофроупаковки показал падение по этому виду товаров, а также в других сегментах: электронике и технике, алкогольной продукции. По расчетам «Ново Пакаджинг ББ», совокупное падение потребления упаковки из гофрокартона по всем отраслям (без учета онлайн-торговли) в 2025 г. составит 1,2%. Основной фактор – снижение объема ввода жилья, которое, в свою очередь, сильно сказывается на рынке непродовольственных товаров, использующих гофроупаковку. Также население отказывается от покупки некоторых продуктов питания и напитков, из-за этого сокращается их производство и спрос на тару.
Ожидаемый рост российского рынка гофропродукции в конце 2025 г. – 2–2,5%. Главным его двигателем, как и во всем мире, является рынок электронной коммерции. «Почти на треть рынок упаковки для онлайна определяется потребностями маркетплейса Wildberries. В их случае упаковка нужна для внутренних логистических целей, поэтому она очень простая с точки зрения конструкции и дизайна», – подчеркнул г-н Пономарев. Он также отметил, что в разное время игроки рынка, в том числе иностранные, искали инновационные, технологические, конструкторские, дизайнерские решения, чтобы придать дополнительную ценность гофроупаковке для онлайн-торговли.
Еще один мировой тренд, который характерен и для нашей страны – урбанизация. Как подчеркнул Алексей Пономарев, если жители сел и деревень чаще всего покупают продукты и товары народного потребления на ярмарках, то городское население – в магазинах, куда продукты доставляются в упаковке. За последние 30 лет процент населения, переехавшего из сельской местности в город, увеличился незначительно – с 73 до 75%. «Тем не менее тренд работает. Сегодня не люди активно переезжают в город, а сетевые магазины отправились в российские села. За прошлый год количество торговых точек сетевых ритейлеров в сельской местности увеличилось на 9,3%», – привел статистику эксперт.
По его словам, стандарт для упаковочной отрасли сейчас задают две крупные продуктовые сети. «У каждой из них десятки тысяч торговых точек по всей стране, один из ключевых моментов – оптимизация расходов. Решать эту задачу позволяет SRP-упаковка, которую легко открыть и подготовить к выкладке на полку силами небольшого количества персонала. Это не капризы и прихоти ритейлера, а реальные инструменты экономической эффективности», – пояснил Алексей Пономарев.
Подводя итог, спикер отметил, что рынок гофропродукции растет, однако для типов упаковки для онлайн-торговли характерна тенденция примитивизации. Яркая инновационная упаковка требуется для современных офлайн-продаж. «В целом рынок глобально не поменяется. Однако с этого года производители гофры должны будут заплатить свой первый экосбор, в связи с чем среди них растет интерес к гофроупаковке из вторичного сырья», – завершил выступление спикер.
Рынок: анализ и тренды
По прогнозам руководителя гофродивизиона группы предприятий «Готэк» Александра Ступакова, по итогам 2025 г. рынок гофроупаковки покажет рост не более 2%. При этом спрос смещается в сторону электронной коммерции и непищевой промышленности. Введение новых мощностей в 4,5 раза превышает рост потребления. «Это перенасыщение может привести к усилению ценовой конкуренции и снижению рентабельности рынка», – отметил спикер. Что касается рынка сырья (макулатурного тарного картона), то он также ожидается профицитным. Это связано с вводом в 2025 г. новых мощностей объемом примерно 300 тыс. т и замедлением роста рынка гофроупаковки. По мнению г-на Ступакова, здесь также возможны несколько стратегий. Например, вертикальная интеграция и стратегическое партнерство по привлечению инвестиций в производство сырья с новыми свойствами и повышенным качеством. Это позволит выдержать конкурентное давление и получить преимущество. «Рынок гофроупаковки переживает период трансформации, но успех будет зависеть от способности компаний адаптироваться к новым условиям, инвестировать в инновации и развивать клиентский сервис», – подытожил Александр Ступаков.
Управляющий директор по продажам на внутреннем рынке и СНГ Группы «Илим» Владимир Шошин обозначил текущее состояние и тренды отечественной индустрии упаковки. Если в 2024 г. наблюдалось снижение потребительских настроений, то в январе 2025 г. произошел разворот. «Это вселяет в нас уверенность, что на рынке все не так уж драматично, а во второй половине 2025 г. тот сезонный спрос, которого ожидают производители, сбудется», – подчеркнул эксперт. Прогноз динамики объемов производства основных групп российских товаров, требующих упаковки, по оценке Группы «Илим», указывает на возможное сокращение по итогам 2025 г. по сравнению с уровнем 2024 г. Лидерами снижения будут сегменты бытовой техники, строительных материалов, напитков и косметики. Драйверы роста – рыбные и табачные изделия, овощи и фрукты. По словам спикера, в первые четыре месяца года отмечено снижение выпуска гофроматериалов на 7%. В целом, согласно прогнозам, рост рынка к концу года составит 2%, а в 2026–2028 гг. – не менее 4%.
Локальные перспективы
Заместитель коммерческого директора компании «Архбум» Роман Рыжиков рассуждал о преимуществах и недостатках флексопечати как альтернативы офсета. В условиях растущих издержек производители продукции повседневного спроса ищут способы оптимизации затрат. Одним из решений становится использование флексопечати, которая, особенно при крупных тиражах, может экономить до 40% затрат по сравнению с офсетом. Флексопечать позволяет быстро адаптировать дизайн упаковки или менять объемы производства, эффективно реагировать на изменение спроса или трендов. Также эта технология обеспечивает качественную печать, с высокой точностью и яркостью изображений. Еще одно важное преимущество флексопечати, как отметил спикер, экологичность. Современный уровень развития технологий предусматривает использование наиболее экологически чистых материалов и красок, что соответствует трендам устойчивого развития. «В ближайшие годы флексопечать будет набирать популярность, предоставляя производителям товаров народного потребления возможность снизить затраты на упаковку. Флексопечать – перспективная альтернатива офсета, технологии которой частично перейдут во флексу, позволив увеличить эстетику упаковки и придать ей новые свойства для сохранения продуктов», – резюмировал Роман Рыжиков.
Гофротара как инфраструктура для экологического будущего
С докладом о возможностях переработки вторичного сырья выступил руководитель компании «Объединенные бумажные фабрики» Дмитрий Дулькин.
По словам эксперта, потенциальный объем макулатуры, которую можно дополнительно вовлечь во вторичный оборот, при грамотной реализации механизма РОП составляет около 10 млн т в год (в настоящий момент заготавливается 4,5 млн т макулатуры ежегодно). Объемы гофропроизводства в России стремительно растут и сегодня приближаются к 10 млрд м2 гофрокартона в год, то есть опережают прогнозные значения. Достижение такого показателя, по данным отраслевых аналитиков, ожидалось только к 2029 г. Так, для производства текущих объемов гофры требуется 3,3 млн т макулатуры, что составляет более 70% всего перерабатываемого в России вторичного бумажного сырья.
Гофроупаковка сегодня выступает основным драйвером переработки – свыше 90% использованной макулатуры приходится на гофротару, коробочный картон и бугорчатую тару-пульперкартон. Производство гофроупаковки является наиболее макулатуроемким.
Спикер подчеркнул, что объем переработки макулатуры и развитие рынка гофры должны быть сбалансированы. Приводя примеры из опыта других стран, Дмитрий Дулькин отметил две парадигмы развития гофрорынка с точки зрения переработки вторичного сырья – американскую и европейскую (итальянскую).
Так, в Америке в композиции производства гофротары сохраняют долю первичного сырья на уровне 50%. «Америка работает с хорошим сырьем. Это, в свою очередь, позволяет снижать массу гофротары и повышать ее физико-механические показатели» – пояснил эксперт.
Тогда как низкосортная макулатура изначально экспортировалась в Китай, а затем и в другие страны Азии. При этом Китай не остался в проигрыше. «На основе этой дешевой макулатуры там за 20 лет построили великолепную бумажную промышленность в плане производства упаковочных видов бумаги», – сообщил эксперт.
Для Европы, и в частности Италии, характерен другой подход, который предусматривает максимально возможное вовлечение локального сырья, включая низкосортное. Как результат, сырье для гофроупаковки получается значительно тяжелее: средний вес флютинга 195 г/м2 и выше.
По мнению эксперта, для России единственным путем достижения цели в переработке 15 млн т макулатуры является переход от идеологии снижения массы к «итальянской модели» посредством внедрения экономических стимулов. Таким стимулом может стать пересмотр в сторону кратного увеличения тарифов за утилизацию качественного сырья, чтобы мотивировать производителя работать с низкосортной макулатурой.
«В нынешней парадигме рынку будет неинтересно работать с низкосортной макулатурой. Того, что сегодня собирается в виде качественной макулатуры, достаточно для обеспечения производства текущих объемов гофры, а остальные объемы будут просто не нужны», – считает спикер.
По его представлению, без кратного роста тарифов за утилизацию качественного сырья и инвестиций в переработку низкосортного сырья РОП останется фикцией. «При этом рост потребления низкосортной макулатуры и рост массоемкости будут подразумевать рост потребления макулатуры фактически без увеличения производства количества метров квадратных гофры», – заключил Дмитрий Дулькин. Но для реализации этой парадигмы необходимы модернизация производственных мощностей и новая технология переработки (многосеточное формование с «запечатыванием» низкосортного волокна во внутренние слои, поверхностная обработка крахмалом и совершенно новый метод, который позволит перерабатывать макулатуру с сортировочных участков), которые потребуют серьезных инвестиций. Апробация такой технологии сейчас идет на Сухонском картонно-бумажном комбинате. Ожидается, что результаты пилотного проекта могут послужить основой обновления ГОСТа с выделением нового вида сырья.
Подведем итог
Как выяснилось из обсуждения на сессии, рынок гофроупаковки находится в стадии трансформации и сталкивается как с вызовами (замедлением роста, профицитом мощностей и ценовой конкуренцией), так и с новыми возможностями. Ключевыми драйверами развития станут адаптация к изменяющемуся спросу, инвестиции в инновационные технологии и стратегическая консолидация игроков. «Есть настороженность, связанная с тем, что немного снижаются темпы роста рынка гофроупаковки, – заметил Александр Бойко. – Это вызвано многими факторами, основной из которых – падение спроса на тот товар, который в ней нуждается. При этом наши производители настроены конструктивно и надеются, что вторая половина года поправит ситуацию». В ближайшие годы гофроиндустрии предстоит не просто реагировать на изменения на рынке, а активно формировать будущее упаковки, сочетая экономическую эффективность и экологическую ответственность.
Текст и фото UpackUnion





