Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Реальный бизнес

От юбилея − к госкорпорации

В Москве прошел юбилейный X Съезд лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР). Дополнительную значимость мероприятию придало участие в нем первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, а также тот факт, что съезд состоялся на следующий день после заседания Совета Правительства РФ по развитию лесного сектора.

Это совещание собирает губернаторов лесных регионов, а также первых лиц крупнейших предприятий отрасли. Практически все они вслед за Виктором Зубковым приехали на следующий после заседания совета день в столичный «Президент-отель» для участия в работе съезда.

Первый вице-премьер подтвердил позицию власти по поддержке отрасли в кризисное время, высказанную накануне: правительство намерено оказывать содействие наиболее эффективным производствам, которые станут базой восстановительного роста после окончания кризиса. Виктор Зубков обещал проработать вопрос снижения арендной платы за пользование лесными участками (за счет отсрочки выплаты, учета только фактического объема заготовок и сохранения размера платы за древесину на корню на уровне 2008 года). Кроме того, ведомствам поручено подготовить предложения о субсидировании процентных ставок по кредитам предприятий, а также об отсрочке на один-два года платежей по кредитам на реализацию приоритетных инвестпроектов.

Президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР) Мирон Тацюн деликатно напомнил вице-премьеру РФ, что такие поручения уже давались ведомствам в декабре 2008 года, однако меры по ним до сих пор не принимаются. Несмотря на явное признание проблем лесного сектора и необходимости принятия мер для их ликвидации, правительство, видимо, пока не готово дать отрасли серьезные послабления.

Главной причиной нынешнего состояния российского ЛПК Мирон Тацюн, как и прежде, назвал отсутствие национальной лесной политики. Работники отрасли связывали надежды на её реализацию с утверждением Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года. Ожидалось, что стратегия будет утверждена Правительством РФ, однако все свелось к её утверждению совместным приказом Минпромторга и Минсельхоза России. Это означает, что нет оснований для финансирования мероприятий стратегии и никаких действительно важных решений для развития отрасли принято не будет.

Между тем в отсутствие национальной лесной политики выявляются большие проблемы с реализацией приоритетных инвестпроектов. В 2008 году в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов были включены 41 проект в 15 регионах с заявленным объемом использования древесины 45 млн м3. В 2009 году в перечень вошли ещё 17 проектов с объемом использования древесины 9 млн м3. Таким образом, доля заготовки древесины по приоритетным проектам составляет 59% в объемах, определенных на эти цели лесными планами субъектов РФ. Это показатели по стране. Однако в таких регионах, как Иркутская область, Приморский край, они ниже.

Кроме того, анализ эксплуатации лесов в регионах, где реализуются приоритетные инвестиционные проекты (включенные в перечень в 2008 году), показывает низкий уровень использования установленных в договорах аренды объемов заготовки древесины. Из 122 млн м3 в 15 регионах в 2008 году заготовлено только 62 млн м3,то есть чуть больше половины!

На совещании заместитель руководителя Рослесхоза Борис Большаков отметил, что, рассматривая приоритетные инвестиционные проекты как инструмент повышения эффективности использования лесных ресурсов, следует обратить внимание на комплексное использование всей заготавливаемой древесины, включая низкокачественную. Так, например, инвестпроекты в Архангельской области предусматривают производство лесобумажной продукции с потреблением пиловочника, фанкряжа, а также больших объемов балансов, дровяной древесины и отходов деревообработки и лесопиления.

В то же время в Приморском крае инвестпроекты нацелены только на использование высококачественной древесины для производства паркета, шпона, клееного бруса и пиломатериалов. Такое планирование развития лесного комплекса значительно ухудшает эффективность использования биомассы древесных ресурсов и не отвечает требованиям рынка в условиях кризиса по импортозамещению лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью (бумаги, картона, мебели, древесных плит и др.), которая производится из низкосортной древесины.

В связи с этим Мирон Тацюн попросил Виктора Зубкова дать поручение Внешэкономбанку и Минпромторгу России направлять проекты, претендующие на внесение в перечень приоритетных, на предварительное рассмотрение экспертам Федерального агентства лесного хозяйства и Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров для оценки ресурсов и меж-региональных балансов производства и потребления сырья.

Глава СЛЛР также отметил, что государству необходимо принять реальное участие в создании мощностей по глубокой химической переработке древесного сырья. Одним из путей могло бы стать создание государственной компании развития, обеспечивающей финансирование наиболее рискованного начального этапа работ и создания площадок.

Участие в работе съезда главы Рослесхоза Алексея Савинова, а вместе с ним губернаторов ряда лесных регионов придало встрече особую важность. Недавно СЛЛР и Рослесхозом принято решение о создании рабочей группы по экспертизе инвестиционных проектов. Если Виктор Зубков включит Рослесхоз в число федеральных органов исполнительной власти, принимающих решение о внесении инвестпроектов в перечень приоритетных и исключении из него, а также рассматривающих результаты их реализации, то у Мирона Тацюна появится инструмент влияния на работу отрасли.

Глава СЛЛР ратует за создание в отрасли госкорпорации, которая курировала бы работу системообразующих предприятий ЛПК во время кризиса, помогала бы реализации приоритетных инвестпроектов на этапе start-up, а также содействовала развитию таких подотраслей ЛПК, как биоэнергетика, деревянное домостроение, которые наиболее перспективны для привлечения инвестиций. Таким образом, эта госкорпорация стала бы тем органом власти в сфере лесных отношений, на отсутствие которой всегда сетовали в отрасли. Но пока эта инициатива не получила однозначной поддержки участников российского ЛПК и не нашла отклика в правительстве.

Евгений СЕМЕНОВ