От бревна до дивана
Весенне-летние мероприятия «Рестэк»
«Северная столица» часто выступает площадкой для обмена опытом специалистов ЛПК. Наглядный пример: ставший уже традиционным местом проведения мероприятий выставочного объединения «Рестэк» особняк великой княгини Ольги Александровны на улице Чайковского принял спикеров и гостей конференции по лесозаготовке и мебельного форума.
Напомним, о чем там говорили.
Лесозаготовка: аналитика, экономика, IT
Конференция «Лесозаготовка: развитие предприятий, внедрение IT-решений, лесная техника» (23– 24 апреля 2025 г.) собрала в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате более 100 специалистов лесопромышленного комплекса для обсуждения актуальных вопросов лесозаготовительной практики, государственного регулирования, цифровизации процессов в индустрии. Признанные эксперты поделились практическими советами по развитию производств, рассказали о возможностях сокращения затрат на предприятия и увеличения прибыли, представили обзор новых разработок для лесозаготовки.
В рамках секции «Лесозаготовительная практика. Возможности и ограничения» генеральный директор НЛАРИ (Национальное лесное агентство развития и инвестиций) Виталий Липский представил статистические показатели текущей ситуации на рынке лесоматериалов: инвестиции в отрасль, динамика производства лесоматериалов, индекс цен и биржевые ценовые индикаторы.
По словам спикера, развитие отрасли в ближайшие годы будет зависть от геополитических изменений. Текущие тренды говорят о достижении «дна» и слабой адаптации отрасли. Сильных драйверов для роста и восстановления Виталий Липский не видит. Кроме того, он отметил неочевидность доступных данных по заготовке круглого леса на фоне падения лесопильного производства: простой расчет показывает, что сокращение экспорта примерно на 10 млн м3 соответствует сокращению потребления пиловочника минимум на 20 млн м3. И внутренний рынок не способен компенсировать падение, по мнению выступающего.
Если говорить об изменениях объемов заготовки круглого леса по федеральным округам, очевидно сокращение в Северо-Западном федеральном округе (из-за закрытия традиционных рынков сбыта), заметен спад в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (ввиду комплексая проблем – от перегрузки железной дороги недревесными грузами до усиления конкуренции производителей из европейской части России). При этом наблюдается рост заготовки леса в Центральном и Приволжском федеральных округах – как следствие роста производства древесных плит.
К снижению рентабельности заготовки в 2021–2024 гг. привело и падение спроса на березовый фанерный кряж из-за проблем со сбытом фанеры. А отсутствие государственного субсидирования перевозок лесопродукции в 2024 г. вызвало сокращение производства в СЗФО как наиболее удаленном регионе от актуального рынка сбыта – Китая. Наиболее сложная ситуация в округе фиксируется в Архангельской области.
На рынке Северо-Западного федерального округа идет перераспределение лесных ресурсов (прав на аренду) в пользу наиболее устойчивых и финансово обеспеченных игроков. Цены на древесное сырье довольно низкие, относительно возросших затрат на факторы производства, круглый лес по большей части так и не вернулся на значения до начала СВО. Заготовительная деятельность малых форм бизнеса преимущественно убыточная.
Среди других важных проблем отмечена сложность обновления парка лесозаготовительной техники, актуальная, даже несмотря на расширение возможностей ее поставки из-за рубежа. Непрямые пути и зачастую авантюрные механизмы поставки приводят к значительному удорожанию лесных машин. Поэтому в заготовительных компаниях продолжается процесс, который г-н Липский метко назвал «каннибализация»: нефункциональные единицы техники становятся донорами для замены компонентов действующих машин. Довольно неоднозначно воспринимается малыми лесозаготовительными предприятиями и принудительное внедрение ФГИС ЛК – пока вместо обещанных прозрачности и простоты взаимоотношений они получают только лишние хлопоты. Рост затрат лесозаготовителей, снижающий эффективность этого бизнеса в целом, вызван также увеличением арендных ставок за лесные ресурсы и пересмотром лесотаксовых разрядов, высокими штрафами за нарушения в области лесопользования.
Руководитель ассоциации «Лестех» Александр Тамби в полемическом докладе «Балансы и низкотоварная древесина. Что делать?» привел официальную информацию об отрасли, транслируемую с высоких трибун.
Казалось бы, цифры внушают оптимизм. Правительство России в 2024 г. направило на развитие лесного хозяйства 64 млрд руб. По данным Рослесхоза, в 2024 г. отмечен рост заготовки древесины на 3,4%, всего в прошлом году заготовлено 194,3 млн м3. Глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил, что прибыль ЛПК выросла почти на 37% – со 170 до 230 млрд руб. За счет льготных займов Фонда развития промышленности на общую сумму 5,7 млрд руб. поддержан 21 проект в ЛПК…
Однако, с точки зрения бизнеса, дела в отрасли вовсе не так хороши. Богатый опыт работы в ЛПК подсказал докладчику оригинальный и даже в какой-то степени провокационный ход – открыто заявить, что год за годом (и часто даже не в связи с какими бы то ни было кризисными явлениями) промышленники жалуются на тяготы и отсутствие поддержки, а может быть, часть проблем для них являются не внешними, а внутренними. Собираясь на профессиональные конгрессы, хотят ли их участники на самом деле добиться конкретных улучшений или лишь используют трибуну, чтобы посетовать? Без лишних сантиментов спикер поставил перед аудиторией целый ряд «неудобных вопросов. Готовы ли компании к долгосрочному инвестированию в высокомаржинальные продукты с оглядкой на рынок или продолжат простое тиражирование стандартных технологий прошлого века? Готовы ли к созданию современного лесопромышленного кластера полного цикла? Действительно стремятся к диверсификации или только декларируют? Каковы горизонт планирования проектов в отрасли и срок «жизни» юридических лиц? Что для бизнеса системы сертификации – следование принципам или формальность для доступа на рынки? А переработка отходов – логичное и необходимое следствие основной деятельности по переработке древесины или вынужденная мера под давлением государства? Следует ли бороться за создание министерства лесного комплекса РФ или продолжать надеяться, что МинПромТорг (или кто-то еще) поможет инновационным предприятиям? Готовы ли предприятия вкладываться в подготовку кадров, чтобы обеспечить себя в будущем квалифицированным персоналом?.. Пожалуй, в этом (неполном) списке проблем мало таких, о которых не знают или не понимают представители предприятий ЛПК, однако важность заявления переоценить трудно: порой сложнее всего, но и необходимо «посмотреть в зеркало» и признать, что оздоровление отрасли следует начинать с самих себя.
Интересно в этом смысле «соседнее» выступление (в онлайн-режиме) начальника отдела развития проектов лесопромышленного комплекса Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Антона Сидорова. Рассуждая о реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, чиновник обрисовал ситуацию так, как ее видит регулирующее и контролирующее ведомство. Согласно приведенным данным Росстата и ФНС, объем инвестиций в ЛПК с 2022 по 2024 г. последовательно снижался, тогда как приток налоговых поступлений за этот период вырос на 22,7%. Формально на 20,3% за два последних года увеличилась выручка организаций отрасли, однако все чаще вместо прибыли компании демонстрируют лишь убытки. Все это говорит о необходимости трансформации отрасли, освоения перспективных внешних и внутренних рынков.
Среди основных проблем сегодняшнего ЛПК спикер упомянул отсутствие лесозаготовительной техники необходимого качества (уровня «большой светофорной тройки»: John Deere, Ponsse, Komatsu) и доступность только китайских технологий механической переработки древесины и ЦБП, а их далеко не всегда бывает достаточно для поддержания в работе и тем более развития предприятий. При этом лесное законодательство страны в максимальной степени направлено на сохранение и защиту лесов, а не на вовлечение их в экономический и промышленный оборот.
Приоритетными направлениями развития ЛПК представитель Минпромторга назвал следующие:
- интенсификацию внутреннего рынка древесных строительных материалов и расширение применения в энергетике (увеличение спроса на ИЖС, использование пеллет в тепло– и электроэнергетике, применение биочара в металлургии);
- малотоннажное импортозамещение (продукция для ВПК, электротехнические бумага и картон, фильтрующие материалы, сложные СГИ, этикетки и упаковочные материалы, декоративная бумага для печати);
- расширение присутствия на рынках Глобального Юга;
- строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов.
Новые ЦБК в стране не появлялись уже очень давно, при этом в последние годы только в целлюлозно-бумажной промышленности ситуация остается более или менее стабильной, а среди первых в списке «критической продукции» ЛПК (и ее выпуск, вероятно, можно считать обоснованием реализации таких мегапроектов, к каким относятся ЦБК) спикер обозначил бумаги – жиростойкую, фильтровальную, декоративную базовую и печатную. Кроме того, в перечень попала другая целлюлозно-бумажная продукция (беленая сульфитная целлюлоза, упаковка для пищевых продуктов), а также ряд готовых изделий – мебель офисная, кухонная и прочая, фурнитура для и крепежная арматура для мебели, матрасы, торрефицированные пеллеты. Что ж, это как минимум намек производителям, на что следует обратить особое внимание.
В рамках секции «Оборот древесины в государственном лесном реестре с использованием ФГИС ЛК» главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг» Александр Мариев, руководитель постоянно действующей Проектной группы Рослесхоза по реализации положений Федерального закона от 4 февраля 2021 г. № 3-ФЗ, рассказал о нормативно-правовой базе в части обязательных требований по обороту древесины (брёвна и пиломатериалы) в Российской Федерации, а также об организационных и технических условиях, административной ответственности за нарушения.
Дальнейшие выступления на сессии и последовавшая за ними дискуссия касались юридических механизмов регулирования оборота древесины, функциональности ФГИС ЛК, обработки данных в информационной системе лесного комплекса.
Отдельная сессия была посвящена перспективной теме использования цифровых технологий в лесозаготовительной практике. По сути, она стала набором презентаций, демонстрирующих опыт российских компаний в разработке систем учета и измерения объемов лесоматериалов, использовании обучаемой нейросети, совершенствования таксации лесов и управления лесным фондом.
Все о мебели
25–26 июня на площадях ТПП Петербурга проходил 16-й Мебельный бизнес-форум, а котором два десятка экспертов поделились знаниями и кейсами по ключевым тенденциям отрасли с более чем 70 специалистами, приехавшими из Вологодской, Воронежской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Рязанской, Свердловской и Ярославской областей, Татарстана, Краснодарского края, Москвы, Республики Удмуртия и других регионов России, а также из Республики Беларусь.
Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов рассказал о ситуации на мебельном рынке: после рекордного роста производства до 2022 г. последовали спад и снижение цен, однако ожидается умеренное восстановление с ростом в денежном выражении. Глава ассоциации отметил значительный рост цен на материалы и комплектующие, увеличивающий себестоимость мебели, и подчеркнул важность равных условий для всех производителей, в том числе малых компаний.
С 2006 по 2024 г. объем рынка мебели в рублях увеличился в девять раз. В 2023–2024 гг. выпуск мебели в стоимостном выражении рос преимущественно за счет повышения цен. Производство же мебели в натуральном выражении замедлялось.
Индекс производства (относительный показатель, характеризу- ющий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах) в апреле 2025 г. к показателю апреля 2024 г. составил 2,8%. За апрель 2025 г. цены на мебель выросли на 0,6% к ценам предыдущего месяца. Рост цен производителей отмечается два месяца подряд после периода снижения ежемесячных цен с сентября 2024 по февраль 2025 года.
И в 2024-м, и в 2025 г. цены на мебель росли меньше, чем цены на все товары и услуги, – на 2,0% против 3,1%.
Руководитель аналитической группы РБК Сергей Хитров поделился своим видением рынка, отметив трудности, обусловленные высокой ключевой ставкой и экономической нестабильностью, подчеркнув рост онлайн-продаж у молодежи и сокращение традиционной розницы.
По его словам, показатели объема российского рынка розничных продаж мебели в 2013–2020 гг. менялись в пределах 19%, что, с учетом инфляционного фактора, было признаком стагнации продаж. Мебельная розница, несмотря на значительный потенциал спроса, прироста продаж не демонстрировала.
Ситуация начала меняться в 2022 г.: появился тренд увеличения оборота рынка в текущих ценах (однако значительная часть роста все-таки объясняется ценовым фактором). Надо понимать, что основная причина падения продаж на 15% в 2022 г. – уход IKEA из России, при этом российские ритейлеры отмечали рост продаж.
Объем продаж мебели в 2024 г. в сопоставимых ценах (то есть без учета инфляции), составляет примерно 88% объема 2021 г. и около 75% показателя докризисного 2014 г. За три экономически сложных для России периода последнего десятилетия объем рынка мебели в натуральном выражении сократился на 25%. Одна из основных причин – рост цен на мебель.
Так или иначе, производство мебели в России растет ускоренными темпами, опережающими динамику розничных продаж. В 2022–2023 гг. одним из основных факторов роста производства выступили санкции стран Запада, последствиями которых стали разрыв привычных цепочек поставок, удорожание и падение импорта и другие трудности для отечественных компаний. Кроме того, на рынке впервые отмечается рост доверия потребителей к российской продукции.
Быстрее всего в 2024 г. росло производство корпусной и кухонной мебели – это наиболее популярные категории у покупателей. Производство мягкой мебели недотягивает до среднеотраслевых темпов прироста. В условиях роста стоимости кредитов потребители стараются в первую очередь закрывать потребности в других видах мебели. А производство офисной мебели осталось примерно на уровне 2023 года.
Среди лидеров по приросту производства выделяются Пензенская, Иркутская и Ленинградская области. Прирост в Ленинградской области связан с полноценным возобновлением производства на бывшем заводе IKEA в г. Тихвин.
За исключением 2023 г. сетевая мебельная розница демонстрирует отрицательный прирост числа розничных магазинов. Рекордными по объему выбытия физической мебельной розницы стали 2024–2025 гг. Продолжается процесс «вымывания» с рынка финансово неустойчивых игроков, перераспределение продаж и оптимизации розничных сетей на фоне сокращения спроса и перехода части покупателей в онлайн закончились.
Стремительно развиваются онлайн-продажи. Российский сегмент e-commerce продолжает расти быстрее традиционной розницы и лидирует среди каналов продаж мебели, по данным опроса российских покупателей.
Таким образом, основным драйвером рынка является переток потребителей из розницы в онлайн. В 2023–2024 гг. налицо ускорение темпов роста продаж мебели через интернет, которое делает этот канал локомотивом всего рынка мебельного ритейла в России.
Восприятие маркетплейсов совпадает с основным паттерном поведения российских покупателей мебели (стремление сэкономить при совершении покупки). Важным фактором выбора является быстрая и часто бесплатная либо недорогая доставка. Широкий ассортимент также играет большую роль, кроме того, 8% покупателей чувствуют себя более защищенными ввиду удобной процедуры возврата мебели в случае каких-либо проблем.
Результаты опросов РБК демонстрируют, что многие покупатели продолжают нуждаться в разных предметах интерьера в случае, например, переезда/приобретения нового жилья, когда покупки не ограничивается одним предметом мебели. Наиболее востребованы у покупателей кухонная и корпусная мебель – в этих видах нуждаются более 30% опрошенных.
Почти 37% опрошенных, покупавших мебель за последний год, отметили слишком высокие цены на нее, а 44% респондентов, которые не приобретали мебель, назвали ценовую проблему основной. На втором месте нехватка средств на приобретение желаемой мебели (у обеих категорий респондентов). Для 45% опрошенных россиян, не покупавших мебель, эта проблема является ключевой причиной отказа от покупки.
На вопрос «Какие сложности с покупкой мебели вы испытываете в настоящее время?» значимым был и вариант ответа: «Не могу найти определенный предмет мебели».
Желание обновить интерьер оказалось наиболее часто встречающейся причиной покупки мебели россиянами. 56% выбрали такой вариант ответа. Около 30% респондентов приобрели мебель из-за поломки старой, а еще 17% – в связи с покупкой жилья.
Около пятой части спроса на рынке мебели приходится на покупателей жилья. При этом стоит отметить, что объем покупки мебели у покупателей собственного жилья значительно выше, чем у остальных покупателей: более 50% розничных продаж мебели приходится на них. Это будущая подушка спроса и надежда всего розничного рынка мебели.
Главным критерием выбора мебели для покупателей является ее стоимость. Она играет ключевую роль в любом сегменте рынка и способствует следующим тенденциям: переходу покупателей в более низкие ценовые сегменты, росту популярности покупок мебели на маркетплейсах и росту популярности самостоятельного изготовления мебели.
30% покупателей мебели делают покупки на заказ. Прежде всего по индивидуальным размерам изготавливается кухонная мебель и отдельные элементы корпусной. Такие заказы поступают не только мелким производителям, но и крупным сетевым игрокам рынка. До 9% общего количества покупателей мебели изготавливают мебель/отдельные элементы самостоятельно и пользуются услугами распила ДСП/MDF...
Аналитик представил три возможных сценария развития ситуации на мебельном рынке.
Сценарий первый, оптимистический. Его базовым условием является завершение СВО до конца 2025 г. В этом случае возможна частичная отмена санкций и частичное восстановление отношений с коллективным Западом, уверенный рост рынка в 2025 г. в рамках всеобщей эйфории от окончания конфликта и частичного восстановления рыночных отношений, быстрое снижение ключевой ставки, возврат программ доступного кредитования, постепенное восстановление экспорта мебели. Правда, с этим сценарием Сергей Хитров связывает и неопределенность дальнейшей модели экономического развития, а вероятность его реализации оценивает в 25%.
Сценарий второй, умеренный: окончание СВО до середины 2026 г. Санкции продолжают действовать в полном (либо близком к полному) объеме, без признания результатов СВО и восстановления отношений с Западом. Вероятность реализации такого сценария выше – 55%. Этот вариант предусматривает продолжение жесткой политики ЦБ по ключевой ставке до конца СВО и восстановление баланса трудовых ресурсов после окончания СВО, сохранение текущего курса экономического развития, что сделает российскую экономику и государство более сильным и устойчивым в долгосрочной перспективе.
Третий сценарий можно считать условно пессимистическим: окончание СВО не ранее начала 2029 г. При этом (как и в предыдущем случае) санкции продолжают действовать в полном объеме, не признаны результаты СВО и не восстановлены отношения с Западом, а перспектива разрядки напряженной ситуации отодвигается на весьма длительный срок, не позволяющий строить какие-либо реалистичные прогнозы на будущее. Вероятность реализации такого сценария спикер оценил в 20%.
Руководитель направления маркетинговой аналитики ЗАО «Первая мебельная фабрика» Максим Александров рассказал об изменениях потребительских предпочтений и выводах, которые должен сделать из них производитель мебели.
Уменьшение числа сделок с новостройками (особенно это касается квартир малой площади), приводит к сжатию рынка и обострению конкуренции производителей. Преобладание «студий» и однокомнатных квартир, а также тенденция уменьшения средней площади жилья диктуют необходимость адаптации продуктового портфеля. Потребители все больше ориентируются на компактные, функциональные и многоцелевые решения для хранения и организации пространства: мебельные изделия-трансформеры, технологичные решения (например, умные системы хранения), разделители помещений и многоуровневые решения.
Наряду со стремлением основной части покупателей квартир к экономии, наблюдается полярно противоположное «течение» – в новостройках премиум-класса заметен рост продаж. И это притом что стоимость квадратного метра в сегментах «бизнес» и «элитный» последовательно увеличивается. И если падение продаж жилья класса «эконом» и «комфорт» сигнализирует о стагнации массового мебельного рынка, интерес к элитной недвижимости указывает мебельным фабрикам на потенциал в сегменте индивидуальных дизайнерских решений, несмотря на его меньший объем и сложности с материалами.
Что это значит для мебельщиков? В производственной стратегии следует уделять внимание кастомизации. Создание производственной базы, способной адаптироваться к индивидуальным запросам, становится приоритетом, а организация специализированного отдела или КБ для работы с индивидуальными заказами (от разработки до реализации) – осознанной необходимостью. Это позволит создавать по-настоящему уникальные продукты. Необходимо и создание на предприятии отдельной площадки для разработки и тестирования новых материалов, технологий и конструктивных решений, соответствующих высоким требованиям премиум-сегмента. Работа с нестандартными материалами и сложными конструкциями диктует повышенные требования к квалификации, а значит, и к обучению персонала. Наконец, оптимизация логистики должна привести к созданию системы оперативной обработки индивидуальных заказов и обеспечению минимизации сроков поставки
Что касается маркетинговой стратегии, в ней должен быть сделан упор на экспертизу – в портфолио компании нужно акцентировать внимание на уникальных технологиях, мастерстве специалистов, сотрудничестве с дизайнерами и готовности фабрики к реализации сложных дизайнерских замыслов. Для дизайнеров нужно создавать особые условия: программа лояльности с эксклюзивными условиями, персональное обслуживание и доступ к новейшим технологиям и материалам фабрики, помощь личного менеджера и организация совместных проектов.
Говоря о нежилой недвижимости, спикер посоветовал мебельщикам активнее развивать это направление, предлагая комплексные решения для офисов, отелей и производственных помещений – с учетом специфических требований каждого сегмента. Тенденции в этой сфере такие: экологичная и трансформируемая/многофункциональная мебель, металлические и иные изделия с антивандальными свойствами, акустические решения, зонирование пространства.
Необходимо адаптировать производство под быструю смену конфигураций, внедрять технологии и процессы, позволяющие оперативно перенастраивать производственные линии под различные заказы и материалы, обеспечивая гибкость и скорость исполнения. Важно создание удобного онлайн-инструмента для выбора, заказа и визуализации мебели, а также для отслеживания статуса заказа и получения технической поддержки. Развитие партнерских отношений с девелоперами и архитекторами, строительными и проектными компаниями необходимо для получения информации о будущих проектах и возможности участия в них.
Резюмируя, докладчик высказался почти афористически: «Давайте перестанем обесценивать достижения нашего покупателя предложением только уровня "эконом". Ведь настоящая цена каждого квадратного метра – это ценность того, что вмещает в себя этот метр. Значит, нужно максимально насыщать его такой ценностью!»
Текст и фото по материалам ВО «Рестэк»









