Желтая – и очень прочная
Как в Коми делают клееную балку
Поселок городского типа Жешарт, расположенный в Усть-Вымском районе Республики Коми, считается моногородом. Статус монопрофильного города Минэкономразвития России присваивает тем населенным пунктам нашей страны, бюджет и основные доходы населения которых зависят от одного предприятия определенной отрасли. В Жешарте много десятилетий градообразующим предприятием является фанерный завод.
Моногород, благополучие которого раньше обеспечивало одно предприятие, сейчас сталкивается с серьезными проблемами: ветшающая инфраструктура, недостаток рабочих мест и неопределенность будущего. Тем значимее, что по соседству с крупным лесопромышленным работодателем появилось и развивается еще одно деревообрабатывающее предприятие – «Фанера Трейд». На нем работают уже 30 человек, а в 2023 г. здесь стали делать деревянную двутавровую балку.
Как было дело
«Мы здесь почти как в анклаве, – говорит Дмитрий Горбенко, генеральный директор компании "Фанера Трейд", – территория нашего предприятия с трех сторон окружена Жешартским ЛПК». На этом месте в семидесятых годах прошлого века, по решению Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, был построен Жешартский экспериментальный механический завод. Этот завод изготавливал мелкосерийное нестандартное оборудование для фанерных производств Советского Союза. В наше время предприятие было ликвидировано, но его местоположение и тесная связь с фанерным гигантом* предопределили виды бизнеса, созданные на этой площадке.
«Поначалу, лет 15 назад, из отходов Жешартского ЛПК – шлифовальной пыли фанерного производства мы делали березовые топливные брикеты RUF. Наша компания была числе первых, начавших развивать рынок биотоплива в Коми. У нас было пять брикетных прессов, продукция получалась очень качественная, и проблем со сбытом не было. Затем мы стали ламинировать готовую фанеру, занимались ее реализацией для небольших фирм и крупных холдингов, – рассказывает Дмитрий Горбенко. – А два года назад наладили собственное производство двутавровой балки».
Мощность технологической линии – 600 тыс. пог. м балки в год. Это необычный для лесной промышленности Коми новый продукт. Для изготовления верхней и нижней полок балки используются пиломатериалы хвойных пород, а стойка выполняется из влагостойкой березовой фанеры. Такую фанеру с начала реализации проекта поставлял партнер – United Panel Group, холдинг, в который входит Жешартский ЛПК. United Panel Group даже включил двутавровую балку от «Фанера Трейд» в каталог своей продукции, в том числе в вариант, предназначенный для рынка Китая. И это неудивительно, такая балка – перспективный экспортный товар, востребованный на зарубежных рынках. В 2025 г. «Фанера Трейд» поставила свою балку даже в Ирак.
Подробнее о продукции
Двутавр, балка опалубки, ригель, H20 beam – все это балка двутавровая клееная, если коротко – БДК. Так в строительстве и архитектуре именуют деревянные балки с Н-образным сечением. А еще их называют бананами, да-да, именно так, из-за желтого цвета, в который окрашивают эти изделия, предназначенные для выполнения задач в монолитном строительстве, в частности для усиления конструкции опалубочных систем.
Балки отличаются целым комплексом ценных свойств – у них длительный срок службы, они хорошо сопротивляются разного рода повреждениям и способны нести большие нагрузки. Эти качества делают их универсальным решением для возведения самых разных сооружений – от стандартных зданий до конструкций сложной геометрии и переменного сечения. Балки широко используются при создании различных строительных компонентов – от стен и перекрытий до колонн, фундаментов и иных конструктивных элементов.
Характерная Н-образная форма профиля обеспечивает БДК выдающиеся прочностные характеристики: обладая высокой жесткостью, они эффективно принимают нагрузку от монолитных и железобетонных конструкций и равномерно распределяют ее по всей опорной поверхности. В результате они позволяют создавать сооружения с внушительной несущей способностью.
Хотя двутавровые балки уступают квадратному брусу такого же поперечного сечения по устойчивости к скручивающим воздействиям, их жесткость выше в30раз, а прочность – в7раз.
БДК повышает рентабельность монолитного строительства, так как это не одноразовая оснастка. Для увеличения срока эксплуатации двутавровых деревянных балок следует придерживаться следующих рекомендаций:
- после завершения работ необходимо полностью удалять с поверхности балок остатки бетонной смеси;
- при установке и снятии конструкций важно минимизировать применение ударных инструментов – чрезмерные механические воздействия могут спровоцировать появление трещин;
- для складирования следует выбирать сухие помещения с пониженной влажностью воздуха, чтобы избежать гниения и разрушения древесины.
При соблюдении перечисленных правил удается существенно увеличить продолжительность эксплуатации двутавровых балок. В результате их можно использовать в течение 20–40 циклов заливки и даже больше, повышая тем самым оборачиваемость.
Деревянные двутавровые балки – это не только про опалубку. Их активно задействуют при возведении разнообразных конструкций, от стеновых элементов до кровельных и потолочных систем.
Выдающаяся прочность этих балок делает их оптимальным решением для обустройства стеновых перекрытий. То есть их можно использовать в популярном сейчас в России каркасном деревянном домостроении, но пока такое применение БДК не распространено так, как в США, из-за высокой цены в сравнении с традиционными пиломатериалами и в силу стереотипов. При сооружении кровли двутавровые балки служат в роли стропил – их несущая способность позволяет выдерживать существенные нагрузки. Широко применяют БДК при устройстве полов – в качестве лаг они гарантируют жесткость конструкции и исключают появление прогибов.
Как делают БДК
Двутавровые балки из древесины производят с использованием разных пиломатериалов. В их числе обработанная защитными химическими составами древесина хвойных пород, преимущественно еловая, иногда сосновая. Допускается применение срощенного клееного бруса. И конечно, необходима фанера повышенной прочности от 24 до 27мм толщиной. Все начинается с пиловочника. «Фанера Трейд» не арендует лесные участки и не занимается лесозаготовкой, поэтому хвойное пиловочное сырье закупается на рынке, приоритет лесу зимней заготовки.
В лесопильном цехе пиловочник раскраивается на доски требуемого сечения с помощью фрезерно-брусующего станка «Термит». Далее пиломатериалы формируют в сушильный пакет и вилочным погрузчиком доставляют в сушильные камеры – на производстве их две, в каждую можно загрузить до 90 м3. Сухие пиломатериалы станут полками балки.
Часть заготовок полок неизбежно будут с дефектами древесины, все же это «живой» материал, но и они пойдут в дело. Сучки, инородные включения вырезаются на автоматическом торцовочном станке, и заготовки сортируются для подачи на линию сращивания, на которой выпускают ламели длиной 6 м и сечением 40 х 80 мм. В прочности таких изделий сомневаться не приходится – клееный брусок гораздо прочнее традиционного цельного. Затем в бруске фрезеруют конусообразные канавки глубиной 12– 13 мм. Полка готова.
Параллельно изготавливается стенка, или, по-другому, стойка балки. Для этого листы фанеры марки ФСФ на высокоскоростном форматно-раскроечном центре с ЧПУ Nanxing раскраиваются на полосы шириной 145 мм. Центр работает полностью в автоматическом режиме, оператор только задает программу раскроя фанерного листа. На фрезерном станке в продольных торцах стоек создается профиль – зубчатые шипы.
После этого на полки балки наносят клей и вклинивают в них торцы фанерной перегородки – получается плотное замковое соединение типа «паз – гребень». Используют водостойкий клей ПВА D3, до полного высыхания которого конструкция держится под обжимом. Балка собрана. Ее высота 20 см, собственно, отсюда и одно из ее названий на английском языке – H20 beam.
На следующем этапе производства изделия торцуются по необходимой длине, обычно 6 м, покрываются желтой вододисперсионной краской с гидрофобизаторами и высушиваются. БДК готовы к использованию.
На торцы балок надеваются защитные пластиковые заглушки. Двутавры складываются в транспортные пакеты особым образом, в виде матрицы, стягиваются стреппинг-лентой и отправляются на склад готовой продукции. Обертывать балки специальной пленкой для пиломатериалов нет необходимости – они защищены от непогоды специальной краской. Потребителям БДК доставляются грузовым автомобильным транспортом и по железной дороге.
Что с отходами
Сухая стружка и опилки, образовавшиеся после строжки полок балки, направляются на участок брикетирования. Здесь пресс RUF превращает древесные отходы в популярное в Коми биотопливо. Брикеты упаковываются в полиэтиленовые мешки весом 10 кг, затем складываются на поддоны, по одной тонне на каждый, и поставляются населению.
Кусковые отходы лесопиления, получившиеся после отбраковки заготовок, отторцовка балок, опилки естественной влажности из цеха лесопиления, обрезки фанеры поступают в котельную. Там установлены два котла мощностью 2 МВт каждый, этого хватает для отопления производственных зданий и работы сушильных камер.
Проблемы и перспективы
В этом году «Фанера Трейд» столкнулась сразу с множеством трудностей. В марте партнерское предприятие – Жешартский ЛПК остановил работу из-за серьезных финансовых проблем. Чистый убыток по итогам 2024 г. составил 1,1млрдруб. а кредиторская задолженность превысила 2,79млрдруб. В связи с убыточностью предприятия часть сотрудников отправили в оплачиваемый отпуск, а остальным снизили заработную плату. Несколько кредиторов ООО «Жешартский ЛПК» заявили о планах обратиться в суд с заявлениями о признании компании банкротом. А в июле компания United Panel Group продала проблемный актив новому собственнику.
В итоге «Фанера Трейд» лишилась поставщика березовой фанеры для производства балок, не стало и шлифовальной пыли для производства топливных брикетов. Возникли проблемы с обеспечением производства теплом и электроэнергией, а прежде энергоресурсы поступали буквально из-за забора. Руководителю предприятия Дмитрию Горбенко пришлось оперативно выстраивать новые цепочки поставок сырья и решать задачи по созданию энергетической инфраструктуры предприятия.
В результате фанера для БДК поставляется теперь в Жешарт издалека – плечо свыше 400 км, а есть и более удаленные поставщики. Для обеспечения электроэнергией был реализован проект подключения к электросетям с установкой подстанции на территории «Фанера Трейд». Для снабжения завода тепловой энергией была построена котельная, топливом для нее служат отходы заводского деревообрабатывающего производства, ставшие сырьем и для топливных брикетов – теперь они не березовые, а хвойные.
«Мы готовы развиваться и увеличивать производственные мощности по двутавровой балке, – говорит Дмитрий Горбенко. – Дополнительно мы можем создать еще 50 рабочих мест». Это очень важно для жителей моногорода Жешарт, оказавшихся в тяжелой ситуации в результате кризиса на градообразующем предприятии. И конечно, необходимо восстановить партнерство с соседним фанерным комбинатом, найти общий язык с его новыми собственниками. Ведь при увеличении объемов выпуска двутавра на «Фанера Трейд» увеличится и количество древесных отходов, и рационально было бы сжигать их в мощной котельной Жешартского ЛПК, снабжающей теплом не только предприятие, но и весь поселок. Да и фанеру для БДК проще и дешевле покупать «за забором», но пока ее производство нестабильно и не достигло прежних объемов.
«Да, сейчас ситуация сложная и в лесном бизнесе, и в нашем моногороде, но наше предприятие живое, мы стабильно работаем и выплачиваем сотрудникам зарплату. Инвестируем в производство – закупаем деревообрабатывающие станки и центры с ЧПУ. Готовы делать свое дело и дальше», – резюмирует Дмитрий Горбенко.
Радостно видеть, что в трудное для лесной промышленности время создано и развивается новое производство и предприниматель не теряет присутствия духа. Остается пожелать этому предприятию быть таким же прочным, как выпускаемая им двутавровая балка.
Текст и фото Андрей Кривошеин,
вице-президент Торгово-промышленной палаты Коми





