Деревянные колеса времени
Юрий Фирсанов: «душекружение» в вечности
«А вот и я!!!». Отбеленная липа.
Высота – 36,5 см.
Телекомпания «Эфкате»
Образ нервного человека, несущегося с блуждающим взглядом по улице шумного города и застывшего на краткое мгновение на месте, чтобы мельком бросить взгляд на часы, − разве не был в нем каждый из нас?
«Да, человек создан для прекрасного, но беда в том, что на это прекрасное у него постоянно не хватает времени» − эти слова могут служить своеобразным лейтмотивом творчества скульптора Юрия Фирсанова.
Так что же произойдет, если на языке искусства заговорит скульптор и его главным посланием к зрителю послужат часы? И для чего украшать часы, если они всегда напоминают о беспощадном времени, в котором жизнь каждого − лишь крохотный отрезок бесконечности?..
Искусство − совершенная форма коммуникации между творцом-человеком, творцом-создателем и окружающей нас Вселенной. Язык искусства существует испокон веков, он актуален вне времени и пространства, метаморфоза − вечный двигатель его развития. С помощью музыки, танца, живописи, скульптуры и кино люди искусства обмениваются знаками и символами безусловных ценностей человечества: любовью, добром, духовной силой, радостью и состраданием. Владеющие языком искусства обладают даром останавливать время и преодолевать пространство, которые сливаются друг с другом на картине, в скульптуре, в поэме… В работах незаурядного скульптора Юрия Фирсанова время не только невидимое основание арт-объекта, но также и первопричина возникновения объекта искусства в реальности «Мои часы − это собственные философские рассуждения на тему: „Что есть время?“», − таков арт-слоган талантливого скульптора.
Красота до вечера, а доброта навек
Часы с раннего детства привлекали Юрия Фирсанова: «Разве не чудо, когда в маленькой железной коробочке находится что-то живое, этакий крохотный организм со стучащим сердечком?! Это же тайна, а тайна всегда зовет. Первый неудачный, а потому и запоминающийся опыт заглянуть в нее − это разобранные в пух и прах отцовские часы…». По мнению скульптора, главная тайна часов заключается не в тонкости и уникальности механизма, а в том, что именно часы символизируют собой живое вечное взаимодействие между неумолимым временем и человеком.
Вопрос о сущности времени − одна из наиболее актуальных проблем в философии. То, что интересует мыслителей в этой сфере больше всего, можно сформулировать так: как можно познать время и какова его структура? Присуще ли единство времени субъекту, осознающему временные процессы, то есть человеку, или время едино само по себе?
Пасхальное яйцо «Древо мира».
Самшит, орех.
14 х 23 см.
Пасхальное яйцо «симфония
жизни». Отбеленный самшит,
орех. Бронза, латунь.
Высота с подставкой – 28,3 см
«Душекружение».
Отбеленное дерево.
Высота – 40 см,
Диаметр – 19,5 см
Часы «Царь».
Липа.
Высота – 45 см.
Частная коллекция
Юрий Михайлович полагает, что время − это и есть человек, источник созерцания и осознания постоянно изменяющегося потока бытия, мира, Бога. Для него время, как и свет, − величина настолько же неизменная, насколько неизменны нравственные ценности человечества. Каждая скульптура художника − маленький, но многослойный мир человеческих отношений, понятий, психологических и философских категорий. В дереве они застывают и становятся своеобразными слепками, сделанными с вечно изменяющегося мира человеческих мыслей и чувств, сплетенных в единое целое рукой талантливого скульптора.
Создание скульптурных часов − отдельное направление в искусстве, родившееся в эпоху классицизма и просуществовавшее до XIX века. В то время пластическое скульптурное воплощение главной функции часов отодвигалась на второй план. Часовой механизм был лишь одним из необходимых элементов художественной композиции. Персонажи и образы таких часов формировались в соответствии с культурными доминантами эпохи или этноса. Часы незаметно выглядывали из помпезных природных пейзажей, становились частью человеческого мира на поле битвы, оказывались спрятанными в глубине лесной чащи среди диковинных зверей, трав и цветов. Русские скульптурные часы зачастую отражали коренной уклад народной жизни, украшались символами из мифов и сказок, сопровождались магическими и божественными персонажами. Однако в современном мире скульптурные послания, заключенные в пластические формы и художественные образы, становятся все более обобщающими, глобальными, космическими. Тематика работ представляет собой синтез образов и сюжетов из разных культур. Ключевая функция подобных работ − идейное или философское содержание, несущее зрителю информацию о единых для всех людей ценностях человеческого существования. Как раз к последней категории работ относятся скульптурные часы Юрия Фирсанова.
Старая любовь долго помнится
Часы «Чаепитие». Липа.
Высота – 70 см,Ширина – 35 см
«Время – деньги». Липа, кизил,
каштан, палисандр, кокосовый орех.
Высота – 34 см. Частное собрание
Коллекцию «Русская душа часов» Юрий Михайлович Фирсанов создавал в течение пяти лет. Каждая из 19 деревянных скульптурных работ, первой из которых стало «Чаепитие», решает одновременно несколько задач. Первая − продемонстрировать зрителю глубину восприятия времени в русской народной культуре путем скульптурного воплощения народных образов, пословиц и поговорок. Вторая − гармонично вписать в пространство работы часы как инструмент для измерения времени.
И наконец, третья − вселить в душу зрителя все тепло и радость русской народной мудрости: «Многогранный смысл пословицы и буквальное действие сюжета образуют замкнутый круг, то есть бесконечно вращающееся колесо человеческой деятельности, дум и образов. Предметы быта и орудия труда не только исторически правдивы, так как образцами служила подлинная крестьянская утварь, но также имеют глубокое философско-символическое значение». В этой коллекции изображены древние старцы и старушки в обыкновенных бытовых ситуациях: во время чаепития, в бане, возле печки, за гончарным кругом, в лесу, на ярмарке, играющими на балалайке и гармошке. Есть и литературные персонажи, созданные по мотивам русских народных сказок и художественных произведений: часы «Богатырь», «Ожидание», «Мюнхгаузен», «Руслан».
Предметы быта и орудия труда различных народов трактуются учеными как культурные указатели на архетипы человеческого подсознания. Гончарный круг, прялка и даже самый обыкновенный глиняный горшок заключают в себе глубинные психологические представления людей о вечности, болезнях и радостях, старении, страдании, добре и сострадании. К примеру, круг − это символ непрекращающихся изменений во Вселенной, неумолимого времени как вездесущей субстанции в пространстве между смертью и жизнью.
Прялка и плетение нитей как таковое также отображают бесконечное движение времени. Достаточно вспомнить греческих богинь судьбы Мойр, дочерей бога времени и прародителя всех богов Кроноса, прядущих судьбы людей на прялке времени.
Первая из них, Клото, прядет нить человеческой жизни. Вторая, Лахесис, определяет длину жизни, то есть длину нити. Третья, Атропос, или Атропа, перерезает нить, то есть это сама Смерть. Ну и конечно, все мы помним сказку о Спящей красавице, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет.
Все персонажи коллекции словно «ожили» в своем уютном и спокойном скульптурном мире.
Когда смотришь на лица и на руки выполненных в дереве скульптур, сердце не может не наполниться радостью и теплотой.
Видать сову по полету
Часы «Печка». Липа, кавказский орех. 40 х 21 х 33 см.
Частная коллекция
Часы «Прялка». Липа, орех. Высота 28 см
Юрий Фирсанов родился в поселке Первомайский Щекинского района, в 10 километрах от Ясной Поляны. Родители скульптора работали на газо-распределительной станции: отец − токарем, а мать − диспетчером в гараже. В токарном и столярном деле отец Юрия Михайловича, как, впрочем, и дед, который был плотником, нашел свое призвание: со всего района съезжались с заказами именно к нему, а вся домашняя мебель, созданная его золотыми руками, служит семье и по сей день. Маленький Юра гордился отцом. «Как-то отец рассказал мне историю о том, как, ещё будучи подростками, они с братом задумали сделать деревянный велосипед. Правда, творение прослужило недолго, хватило чудо-велосипеда только на один спуск с горки…» Особое отношение к дереву, возможно, было заложено генетически, потому что в какой-то момент жизни дерево «открылось» для Юрия Михайловича, и он оказался соединенным «одной цепью» с этим сокровищем, подаренным человеку природой, на всю оставшуюся жизнь. После этого инсайта на фоне самых разных жизненных обстоятельств Юрий Фирсанов неустанно работает именно с деревом, создавая картины, скульптуры и уникальные скульптурные часы.
В начале творческого пути Юрий начал рисовать: «Способность к рисованию проявилась ещё в детском саду. На групповых занятиях мне попалась открытка, посвященная Великому Октябрю, с изображением крейсера Аврора. Как-то сам собой, совершенно без усилий я скопировал крейсер на листке бумаги. Это были минуты славы и признания, потому что все остальные ребята стали подсовывать мне листочки с просьбой нарисовать легендарный корабль». В школе Юрий Фирсанов встретил своего первого Учителя на уроке рисования. Так он начал изучать основы скульптурной пластики и гипсовой геометрии. В 13 лет он поступил в изостудию, где творческий дар мгновенно раскрылся. Но, как это иногда бывает, талант маленького Моцарта пришелся не по душе наставнику Сальери: «Пришел я в эту студию. Дали мне лист бумаги, карандаш, поставили перед глазами куб, шар, призму, пирамиду и сказали: Дерзай! Ну я и дерзнул. И вместо скучных фигур изобразил фактурную гипсовую голову грека, стоящую на тумбе неподалеку. Наставник, увы, принялся сердито отчитывать меня за своевольство, ни словом не обмолвившись о качестве рисунка… Так я и покинул студию непобежденным и больше туда никогда не вернулся». Судьба распорядилась так, что Юрию Михайловичу пришлось заниматься в жизни разными вещами, а не только созданием скульптур. Однако работы появлялись на протяжении всей жизни, и в их веренице сложно найти отправную точку. Пожалуй, самое важное в его работах − это попытка овеществить, материализовать застывшее мгновение жизни, заставляющее всех нас задуматься о смысле своего существования и перестать тратить драгоценную «воду времени» напрасно: «Мне кажется, что только страдания и потери заставляют человека обратить взор внутрь себя, в глубину своего Я. Когда я потерял отца, я почему-то испугался потерять себя самого. В состоянии душевного смятения, рожденного болью потери, я пробыл три года. Многое я в себе тогда открывал и не понимал, изменял и вымучивал − поизмывался над собой. Ведь подсознание − штука загадочная. А потом все кончилось…»
Композиция «Антракт». Орех.
Высота – 50 см. Ширина – 19 см.
Длина 26 – см. Частное собрание
Пасхальное яйцо «Ожидание».
Дикая черешня, кап груши.
Высота с подставкой – 28 см
Часы «свеча». Отбеленный самшит,
орех. 17 х 55 х 17 см.
Собрание художника.
«Ворона». Кавказский орех.
Высота – 29 см.
Корпорация «АРД». Россия
Картина «Музыка – Бог».
Холст, масло
В жизни скульптору очень помогает его жена Валентина: «Моя единственная муза − это любимая жена, которая является одновременно и моим соратником, и критиком, и сподвижником, и советчиком». Юрий Михайлович − человек мыслящий и душевный, ясно осознающий свою творческую миссию, в его работах образно воплощены и народная мудрость, и общечеловеческие ценности… Эти работы можно назвать глубоко психологичными и очень тонко передающими богатый спектр человеческих чувств и переживаний, выраженных через скульптурную пластику символических предметов и фактуру древесины. Так, серия «Воспоминания о…» повествует о внутренней психической жизни современной личности с помощью той или иной формы сосуда: бокала, фужера, стакана. Сосуд − это ещё один мировой архетип человеческого сознания. Можно сказать, что каждая личность − это своеобразный сосуд, наполненный думами и чувствами. В скульптурах Юрия Фирсанова такие «личностные сосуды» своеобразно сочетаются в пространстве с предметами, являющимися культовыми для человека той или иной социальной группы: шляпой, зонтиком, гармошкой, тростью, галстуком или веревкой. Достаточно одного взгляда на такие работы, как «Портрет любимой женщины», «Олигарх. BOSS», «В отрыв», «Ещё», «Ночной гость», «Душекружение», чтобы сразу испытать сходное с авторским восприятие мира или эмоцию, настолько пронизывающую твое существо, что сомневаться в её наличии просто глупо. А значит, для всех людей схожими являются болезненные или счастливые чувственные переживания, застывшие во времени, влитые в древесину рукой скульптора − человека, говорящего на едином для всей Земли языке − языке искусства.
Добро помни, а зло забывай!
«Без такого уникального инструмента, как часы, человечество не сможет вести созидательную или разрушительную жизнь. Кстати говоря, добро не делается по часам, а вот война всегда начинается в назначенный час. Зло пунктуально. А если принять во внимание концепцию небесного рая, в котором не будет болезней, старости и смерти, то тогда часы, наверное, человеку уже и не понадобятся. Зачем считать вечность?», − так ответил Юрий Михайлович на вопрос, настанет ли время, когда часы навсегда исчезнут из жизни людей. Выходит, что, пока мы отмериваем каждую секунду в погоне за собственным счастьем, часы будут всегда. Причем ничто другое, как часы, не демонстрирует так вкус, стиль и благородство своего владельца. человек, часы которого обладают особой эстетической ценностью, изящно украшены или несут в себе высокие идеалы предшествующих эпох, словно говорит окружающим: «Я ценю каждую секунду своего драгоценного времени, заполняя его целиком, с умом и в наслаждении!»
При этом часы − это единый сложный организм, в котором каждая деталь занимает определенное положение в пространстве и несет обязательную функцию, в том числе и часовую. Работы «Время-деньги», «Ворона», «Петр I» и «Руслан» именно таковы по своей структуре и идейному содержанию. Часы из дерева «Руслан» Юрия Михайловича Фирсанова были и в коллекции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Они были подарены главой города патриарху в один из его первых визитов в Сочи. Со слов присутствовавших, Алексий II благосклонно принял подношение с благодарственными словами.
Наряди пенек в вешний денек, так и пенек будет паренек
В работе Юрий Фирсанов использует хорошо выдержанную древесину: «В скульптуре надо использовать чистую древесину, без ярко выраженной фактуры, сучков и любых других изъянов. Любого оттенка, но монохромную. А свойства подбираются в зависимости от задачи и темы произведений. Например, мне трудно представить серию Русская душа часов, выполненную из какого-либо другого материала, кроме липы». Поскольку Юрий Михайлович вот уже 26 лет творит в Сочи, он преимущественно использует породы, экзотические для средней полосы, такие как тис, кипарис, кавказский орех, клен, палисандр, секвойя, кокос, кизил, самшит и маклюра. Древесина подготавливается традиционным способом. На метровых заготовках по концам оставляются пояски или делаются насечки вдоль ствола. Затем они закрашиваются по торцам и кладутся под проветриваемым навесом.
В процессе созидания скульптуры можно выделить несколько этапов, равная значимость каждого из которых априори неоспорима. Базовый этап рабочего процесса − это идея и последующая мыслительная разработка проекта. Творческие идеи, дающие рождение совершенному скульптурному образу, всегда приходят спонтанно, это своеобразный инсайт в сознании творящего скульптора, и его невозможно предугадать. К примеру, идея создания часов «Гармошка» осенила Юрия Михайловича, когда он принимал ванну, и сразу возникло ощущение божественного откровения, захотелось легко и счастливо рассмеяться от переполняющей тебя идеи! А сюжет работы «Портрет любимой женщины» «свалился» на скульптора сразу же после сна: «Я тут же схватился за карандаш и быстренько перенес этот подарок на лист!»
За идеей следуют рисунок и создание модели. Третий этап − перенос контура рисунка или модели на заготовку: «На северной стороне ствола годовые кольца расположены плотнее, поэтому я стараюсь разместить фигуру таким образом, чтобы лицо и руки попадали в плотную часть древесины. Отбор лишнего материала происходит очень быстро. Так появляется нужный ракурс. Доходишь до границ, а дальше − ни шагу». Следующий этап − скульптурная обработка лица.
Лицо − это «дыхание «всей работы, без которого в ней не будет настроения, души, характера. Этап работы над лицом чрезвычайно сложен. Одно неверное движение инструментом, и уже ничего не исправить. Но если «свершилось» лицо, кисти, руки, можно вздохнуть свободно. Ожившие «невесомые», хотя и деревянные персонажи будут спокойно ждать, пока вокруг них появятся пространство и предметы.
Когда работа подходит к финалу, есть возможность «поиграть» с персонажами и предметной средой. Это удивительное ощущение естественной гармоничной взаимосвязи всех частей работы, когда каждая деталь, с присущим ей цветом, фактурой и пластичностью, диктует своему создателю точное расположение в пространстве, угол наклона, расстояние между изображаемыми объектами. Изменить это композиционное решение, предложенное ожившими составляющими персонажами скульптуры, совершенно невозможно, ибо только оно и есть самое правильное. Нарочно переставлять местами персонажи или менять угол наклона совершенно бессмысленно. Божественный промысел уже свершился, перед нами ожившая скульптура, в которой каждый находится на своем месте, и тогда вместе с душой самого скульптора персонажи начинают говорить, петь, смеяться… Жить своей собственной жизнью в мире искусства, призванного напомнить людям о любви, радости, дружбе, добре, красоте и сострадании.
«Голосу нет − душа поет. не я пою, душа поет»
Язык музыки хотя и создан людьми, понятен не только людям, но и Творцу, и Вселенной. Звук − один из первоэлементов бытия человека, существующий наравне с огнем, водой, землей, воздухом или ветром. Музыка многофункциональна: она всегда воздействует не только на слух и мозг, рождая разнообразные эмоции, но и на ум и сердце. Она способна изменить человека, дать ему ответы без слов и объяснений, так же как и скульптура: «Картина „Музыка-Бог“, которую я написал после армии, в точности отражает мое отношение к музыке. На ней изображен лик Христа в звездном пространстве, а внизу − земной шар и луна. Вместо нимба голову Иисуса венчают золотой виниловый диск и стереонаушники, через которые Спаситель слушает музыку вечности». Во время работы над орнаментальными деталями Юрий Фирсанов часто слушает любимые мелодии: группу «Пинк Флойд», Джо Кокера, группу «Воскресенье», Алессандро Марчелло. При этом скульптор отмечает, что во время творческого процесса необходима полная концентрация внимания. Ведь все существо художника должно воплотиться в скульптуре и стать овеществленным доказательством истинного послания человека к миру.
Мы уже не раз отмечали в серии статей рубрики «Эксклюзив», что музыка неразрывно связана с деревянной скульптурой, ибо движению древесных форм всегда присущ природный космический ритм. Тема музыки пронизывает и творчество Юрия Фирсанова. Скульптор часто изображает музыкальные инструменты, и часто именно инструмент, а не играющий на нем человек, становится главным действующим лицом. Особенно поражает воплощение музыки в скульптурных композициях «Антракт», «Симфония жизни» и «Давай споем». Предмет в работах Юрия Михайловича становится оратором самого времени, фанатично кричащим человеку с трибуны искусства: «Остановись, бегущий нервный человек!
Созерцай, а не пробегай взглядом по предметам своего мира. Сделай свои помыслы благородными и усовершенствуй свои бытийные аксессуары!»
Копни поглубже, найдешь погуще
На вопрос о планах Юрий Фирсанов ответил мне как истинный философ: «В настоящем времени я занят благоустройством родового гнезда. Вот доделаю камин и давно отложенные вещи, а там посмотрим. Куда спешить, ведь впереди − вечность!».
Скульптор − незаурядная личность, как и всякий человек, говорящий с миром на языке искусства. Скульптурные часы − способ переквалифицировать какой-то фрагмент реальности, изменив отношение человека к обществу, природе, культуре: «Каждое из этих произведений многозначно и многосмысленно, и каждое способно вывести людей на множество психологических уровней одновременно». А время и пространство − это своеобразное стекло циферблата, через которое мы созерцаем абсолют.
Скульптурные часы Юрия Фирсанова не только останавливают время, заставляя задуматься о вечных ценностях человеческого бытия. Они способны изменить нас своим чудесным тиканьем, вдохновленной игрой «оживших» деревянных скульптур, призванной напомнить о прекрасном. Неужели на него совсем не осталось времени?
Ольга ТРОСКОТ