Лесозаготовка

«Минитэкс Лес» – плечо, на которое можно опереться

Лесозаготовительная техника Logset

Специалисты компании-дилера «Минитэкс Лес» неоднократно представляли на страницах нашего журнала продукцию финской фирмы «Логсет» − мощные, надежные, адаптированные к российским условиям форвардеры и харвестеры. Но, согласитесь, всегда интересно знать мнение тех, кто эту технику использует непосредственно на делянке, для кого она становится едва ли не главным инструментом успешного бизнеса. Сегодня у нас в гостях Юрий Иванович Александров, директор ООО «Ивалекс», и речь пойдет о форвардере «Логсет 6F», который компания приобрела более полутора лет назад.

− Юрий Иванович, любая покупка преследует свою цель, имеет свою логику и историю. Что побудило компанию приобрести форвардер, причем не новый?

− Наша фирма небольшая, мы работаем в лесах Ленинградской области и до покупки этой машины заготавливали лес хлыстовым способом. Валили вручную и вывозили трелевочниками. У нас было два своих трелевочника ТДТ-5 и два арендованных. Вся техника отечественная, бывшая в употреблении. Проблем было много: поломки, частые простои, головная боль с запчастями. Мы ставили перед собой задачу увеличения объемов заготовки леса и понимали, что простым расширением парка трелевочников серьезно увеличить объемы заготовки нам не удастся. Поэтому решили перейти на сортиментную заготовку. Как показало время, это был абсолютно правильный шаг, потому что с помощью форвардера 6 °F нам удалось увеличить объемы заготовки в три раза.

− Но, наверное, это «заслуга» не только форвардера, но и самой сортиментной технологии?

− И да, и нет. Технология, не обеспеченная надежной современной техникой, вряд ли даст такие результаты. Поэтому, переходя к сортиментной заготовке, мы очень серьезно думали в первую очередь о машине. А поскольку финансовый вопрос стоял для нас в то время остро, мы решились на вариант б/у.

Приобрели форвардер Logset 6F. Что мы выиграли с покупкой этой машины? Прежде у нас было четыре трелевочника. Значит, нужно было иметь четырех операторов, нужны были запчасти на все четыре машины, большие запасы топлива. Приплюсуйте сюда ремонтные работы и простои четырех трелевочников. С привлечением же одного форвардера и двух операторов, которые работают посменно, мы сэкономили на зарплатах, объемах топлива, запчастях.

Кроме того, при хлыстовой заготовке нужна большая разровненная погрузочная площадка, ведь только длина хлыста − более 20 метров, а ещё машина! Чтобы развернуться, сбросить хлысты, сложить их или же сразу загрузить лесовоз, нужно много свободного места. Длина же сортиментов − всего 6 метров, и наш форвардер без проблем укладывает их в штабеля на небольшой погрузочной площадке.

Ещё один плюс − сортимент изготавливается непосредственно у пня. Срубил дерево и тут же его кряжуешь. Потом вальщики укладывают сортименты в штабеля возле волока, по которому курсирует форвардер и аккуратно загружает в себя подготовленный материал. Трелевочник же тащит за собой хлыст по земле, цепляя все, что попадется. Поэтому древесина, заготовленная сортиментным способом, значительно чище, чем в хлыстах.

− Сегодня на рынке лесных машин есть из чего выбирать. Почему вы остановились на продукции компании Logset?

− Мы полностью положились на мнение нашего оператора. Это очень опытный специалист. До того как он пришел в нашу компанию, ему довелось поработать на машинах разных производителей, практически на технике всех известных марок, которые сегодня на нашем рынке представлены. Он нам указал много нюансов, важных для продуктивной работы. А до этого мы с продукцией компании Logset вообще не были знакомы. Когда стали общаться по поводу предполагаемой покупки с менеджерами «Минитэкс Лес», то поняли, что у нас есть настоящие помощники. Купить машину − полдела. Важно, чтобы вам растолковали все её плюсы и минусы, научили, как с ней обращаться, снабдили методическими рекомендациями и инструкциями на русском языке. «Минитэкс» это делает грамотно и не бросает вас в «свободное плавание». Они всегда рядом. Для нас это было очень важно, ведь мы начинали осваивать новую технологию и, безусловно, в чем-то рисковали. Учитывая это, менеджеры компании «Минитэкс» помогли нам выбрать оптимальные финансовые варианты для покупки машины, а сервисные инженеры и механики сопровождали наш форвардер до тех пор, пока мы не стали уверены в себе. Механики приезжали к нам на площадку сразу после покупки для инструктажа и в дальнейшем для ремонта.

− Часто приходится делать ремонт? Машина ведь не новая…

− Несмотря на то что форвардер до нас отработал 10 700 моточасов и у нас около 14 000, внеплановых ремонтов практически не было. Один раз пришлось ремонтировать двигатель, но здесь была наша ошибка − не отрегулировали вовремя клапаны. Другие узлы пока не требовали ремонта. Сказывается то, что мы скрупулезно исполняем инструкцию по сервисному обслуживанию. Там все расписано: что нужно делать ежедневно, что раз в десять дней, что раз в месяц, когда и по каким показаниям нужно проводить плановое техобслуживание.

Профилактику с заменой определенных деталей мы проводили своими силами − наши операторы в этом хорошо разбираются. А в более сложных случаях нам помогали механики «Минитэкс». Необходимые запчасти для плановых ремонтов мы заказали ещё при покупке. Плановые ремонты проводим в межсезонье. Поэтому наш форвардер работает с самой ранней весны без единого простоя.

− Значит, машина оправдала ваши ожидания…

− Даже превзошла! Но ещё раз хочу подчеркнуть, очень важно внимательно относиться к технике и делать все, что рекомендует производитель и сервисная служба. Мы не экономим на своей машине. Используем рекомендованное топливо, масло и солярку. Все расходные материалы, которые потребляет машина, должны быть высокого качества, тогда все узлы и агрегаты будут работать бесперебойно. У нашего оператора на делянке есть запас масел, топливные и гидравлические фильтры, сепараторы, дизель-генератор, сварка, болгарка, электроинструмент − все, что необходимо для работы. У нас вообще очень хорошо организована делянка.

Другой важный момент − на 90 процентов служба машины зависит от операторов. Если есть подозрение на какую-то неисправность, лучше немедленно остановить машину и понять, что происходит. Опытные операторы так и делают. Наш первый оператор учился в Финляндии, второй учился у первого прямо на делянке. Мы им очень благодарны и считаем, что та высокая производительность, которою мы сейчас имеем, − это во многом их заслуга.

− Какие достоинства форвардера Logset F6 отмечают ваши операторы?

− Когда мы размышляли о покупке, были, конечно, сомнения − машина ведь неновая. Но оператор отметил, что металл у этого форвардера очень хороший, крепкий. За счет этого машина долговечна, что и показала практика. Вы ведь знаете, операторы с соседних делянок часто общаются друг с другом, знают всю подноготную своих машин. Наш оператор рассказывает, что на соседней делянке у машины другой марки уже полностью кардан вырван, хотя машина проработала только весну. А наш «бэушник» не подводит.

По сравнению с другими у нас ниже траты солярки, меньше ремонтов и затрат на запчасти, простоев.

У форвардера небольшое плечо подвоза − максимум километр, он не предназначен для длинных перевозок. Оптимальный вариант, как мы убедились, − это тот, который рекомендует производитель, − до 500 метров от заготовки до перегрузки в лесовозы или на верхний склад. Мы пробовали и 1 тыс. метров − мощности достаточно, но повышаются затраты на солярку. Если плечо больше 1 тыс. метров, то затраты на солярку повышаются до пяти раз и ещё идет большая нагрузка на гидравлику. Чтобы форвардер не ходил лишнее время, нужно делать дорогу к делянке.

− Вы имеете в виду лежневку?

− Да. В отличие от «Урала» с манипулятором, форвардер сам себе укладывает дорогу. Это экономит и время, и деньги. В процессе валки все ветки и отходы форвардер укладывает в дороги и волока шириной 4 метра, постепенно прикатывает. Используется для этой цели и низкокачественная древесина. Осину, например, вообще невыгодно вывозить из леса, поэтому все идет в ход. По окончании заготовки пасеку нужно убирать, и форвардер сам вытаскивает из лежневки все, что возможно, перевозит на другое место и укладывает новый волок. Специально убирать лес не приходится. Очень удобно. И выгодно.

Опыт наших операторов показывает, что по сравнению с машинами других марок форвардер F6 более прост в управлении и, что очень важно, наиболее устойчив на опрокидывание, особенно при работе на уклонах. Даже с грузом допускается очень большой угол крена.

Затраты на запчасти ниже, потому что узлы и детали стандартизированы и взаимозаменяемы. Основные несущие элементы, такие как рама, имеют большой запас прочности. Много в машине удобных «мелочей», которые очень облегчают работу оператора. Упадет какая-нибудь гайка при ремонте внутрь машины, ты её без труда найдешь, потому что все внутренности окрашены светлой серебристой краской. Вся электрика проложена в раме машины, в магистральной линии, откуда и распределяется к основным узлам, а в кабину выводится только необходимая для управления часть.

− Как правило, компания «Логсет» адаптирует каждую машину под конкретные условия и задачи лесозаготовителя. Вам пришлось что-то добавлять или исправлять под себя?

− Мы используем наш форвардер в том виде, в каком он был выставлен на продажу. Единственное, что нам понадобилось, − это дополнительная решетка для уменьшения тепловой нагрузки двигателя. На новых машинах Logset она есть в стандартной комплектации. Мы высказали свое пожелание специалистам «Минитэкс Лес», а они в свою очередь передали наше пожелания разработчикам, на завод Logset. Дополнительную решетку нам изготовили и установили.

− Насколько, по вашему мнению, машины Logset подготовлены для работы в российских условиях?

− На мой взгляд, эти машины готовы работать в любых условиях. Но мне кажется, что мы слишком часто ссылаемся на суровые зимы, дороги, удаленность и прочее. Хорошей машине не страшны ни зима, ни плохой ландшафт. Ей страшен только необразованный и безответственный человек.

− Если бы вам пришлось оценить машину по пятибалльной системе, какую бы оценку вы поставили вашему форвардеру?

− Своей машине я поставил бы пять баллов. Конечно, идеальных вариантов не бывает, и у нашей машины тоже есть минусы, но очень мелкие, я бы сказал, бытовые. Вообще у нас к этой машине особое отношение. Ведь она у нас была как испытательный стенд в то время, когда мы переходили на новую технологию. На ней мы учились всему: работать, обслуживать, ремонтировать. И машина нас ни в чем не подвела.

В дальнейшем мы рассматриваем возможность покупки второго форвардера, такого же класса F6. Сегодня нам экономически выгодно валить вручную, а вывозить форвардерами, но, думаю, мы дорастем и до харвестера.

Беседовала Галина МАЛИКОВА

Международный лесной форум − это время для полезного профессионального общения. «Минитэкс Лес» приглашает всех заинтересованных специалистов на стенд компании (ВК «Ленэкспо», павильон № 7). Для тех, кто захочет детально познакомиться с работой форвардера Logset F6 в реальных условиях, будет организована поездка на делянку компании «Ивалес».

«Минитэкс Лес»
196105, Санкт-Петербург, Рощинская ул., д. 36а,
тел. (812) 655-00-12 (многоканальный), 338-68-51,
факс (812) 388-68-64.