Воздушные следы древней цивилизации
Считается, что воздухоплавания в Карелии никогда не было. Это неверно. Результаты исследований в этой области говорят, что изготовление и использование воздушных шаров издревле были одними из основных промыслов карелов.
Прямые упоминания об этом содержатся в русских летописях и записках путешественников-иноземцев, в карельских рунах и берестяных грамотах, найденных при раскопках в Новгороде (слой середины XII века). Косвенные подтверждения дают и археологические раскопки в Карелии. Древнейшим свидетельством о бытовании промысла по праву считаются фрагменты комплекса наскальных рисунков, петроглифов, в Беломорье, в низовье реки Выг. В части комплекса, называемой «Бесовыми следками», среди прочих имеется ряд изображений, в которых при всей их условности угадываются контуры сложных сооружений, напоминающих воздушные шары.
Удаленность этой эпохи предполагает её преемственную связь с предыдущими цивилизациями и отсылает нас к исторической гипотезе, выдвинутой московским ученым, профессором философии В. Н. Деминым, исследователем легендарной Гипербореи и организатором нескольких экспедиций «Гиперборея» на Кольском полуострове.
Согласно гипотезе, 10−20 тыс. лет назад на обширных пространствах евро-азиатского Севера существовала древняя цивилизация Гиперборея, северный сосед Атлантиды, исчезнувшая позднее в результате глобального природного катаклизма. Античные источники, мифы и легенды донесли до нас сведения о высочайшем уровне материально-технической культуры гиперборейцев, в том числе и в области строительства летательных аппаратов. Технические описания этих аппаратов, по утверждению профессора В. Н. Демина, содержались в секретных архивах розенкрейцеров и масонов, в наполеоновскую эпоху частично ставших достоянием широкой публики. Учитывая сходство в описаниях гиперборейских и древнекарельских летательных аппаратов и непосредственную историческую и географическую связь территорий, можно с определенной долей уверенности утверждать, что истоки карельского воздухоплавания следует искать именно там, в наследии древней цивилизации.
Шведский ученый и путешественник Олаус Магнус в своей книге «История северных народов», изданной в 1539 году, описывая промыслы карелов, упоминает среди них и изготовление воздушных шаров. В частности, он пишет: «Видом они (воздушные шары) напоминают оснащенную ладью и строятся из дерева можжевельник, весьма легкого и прочного. Оболочки искусно шьют из выделанных китовых пузырей, доставляемых сюда от поморов Белого моря. Канаты же плетут из оленьих жил».
Наполнялись воздушные шары, по всей вероятности, метаном, болотным газом. При всех своих достоинствах этот газ обладал крупным недостатком −взрывоопасностью. Достаточно было одной искры, и шар превращался в огромную бомбу. Возможно, именно это послужило причиной бесследного исчезновения с лица земли десятков карельских деревень. Вспомним и неледниковый характер происхождения Онежского озера, фактически являющегося гигантской воронкой.
Поначалу воздушные шары представляли собой довольно примитивные сооружения, единственной задачей которых было подняться в воздух. Но постепенно и со временем они превратились в совершенные летательные аппараты, сочетавшие в себе мастерство, красоту и изобретательность. Тогда, в эпоху «золотого века» карельского воздухоплавания, и были построены лучшие образцы воздушных шаров и даже их управляемые разновидности − праобразы дирижаблей.
Этому во многом способствовало укрепление связей со славянскими племенами, занимавшими восточный берег Онежского озера. Потомки новгородских ушкуйников, среди которых было много мастеров-плотников, оказали значительное влияние на развитие технологий постройки воздушных кораблей. Карелы называли этих людей «лесными шишбми», или «шишкбми» (карельск. љiљ, љiљљi −разбойник), за предприимчивость и бойкость характера. При случае «шишки» не брезговали и откровенным разбоем, порой приводящим к пограничным конфликтам, что, однако, отнюдь не умаляет их вклада в развитие карельского воздухоплавания. Бесценным источником информации о карельском воздухоплавании остается эпос «Калевала». Даже поверхностное знакомство с текстом эпоса поражает обилием описаний, так или иначе связанных с воздухоплаванием. Это и летучий корабль, в который превращается старуха Лоухи в погоне за Сампо, и полет Вяйнямейнена на орле, и создание кузнецом Илмариненом летательного аппарата в виде огромной птицы, и, наконец, бесчисленное количество терминов, связанных со словом «илма» −воздух.
В одной из рун, записанных Э. Леннротом в Северной Карелии, но не включенных им в окончательный вариант эпоса «Калевала», есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров:
Vaka vanha Vainamuinen,
Tietaia ian-ikuinen,
Loihti pallon valahasta,
Nahasta kuvun rakenti,
Puhui pallon pulleaksi,
Suon hengen sakkihin puhalti,
Punoi kuyen hirvehisen,
Juntehesta nuoran vaanti…
Вековечный прорицатель,
Строил шар из кожи бычьей,
Из китовой шил он шкуры.
Надувал тот шар он дымом,
Газом наполнял болотным,
Плел канаты с жил оленьих,
Из лосиных вил веревки…
(перевод Л. П. Бельского )
В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев «Калевалы» за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямейненом воздушном шаре. Поход оказался неудачным, так как путешественники − Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкайнен −нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра и трое бедняг вместо предполагаемой Похьелы оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои. По дошедшим до нас данным, воздушные шары были незаменимым средством при перевозке грузов, в первую очередь смолы и озерной руды, здесь же и добываемых. Руду и железо возили даже в Санкт-Петербург и Москву. Рекордное количество железа и железных изделий было вывезено во время Северной русско-шведской войны начала XVIII века, о чем свидетельствует сообщение в первой русской газете «Ведомости». Из того же сообщения следует, что и переброска двух фрегатов по знаменитой «Осударевой дороге» с Белого моря в Ладогу оказалась возможной только благодаря использованию воздушных шаров.
Крупнейший русский поэт Г. Р. Державин, назначенный в 1784 году олонецким губернатором, безусловно, не мог не отметить столь необычное явление в подведомственной ему губернии и уж тем более не мог не воспеть его в своей поэзии. В рукописной версии оды «Водопад», значительно отличающейся от опубликованной, Г. Р. Державин, описывая сон старца, героя оды, в число подвигов, совершенных им, включает следующее:
…Он спал −и чудотворный сон
Мечты ему являл геройски:
Казалося ему, что он
Непобедимы водит войски;
Что вкруг его Перун молчит,
Его лишь мановенья зрит.
………………………………….
Что, напоя болотным газом,
Вверх поднимает кожный шар;
С него разит врагов всех разом,
Стрелы послав или пожар.
А те бегут, страшась его
На небе вида самого…
(реконструкция А. Воронина )
Примечательно, что в том же 1784 году Екатерина II высочайшим указом повелела «учинить запрещение, в предупреждение пожарных случаев, чтоб никто не дерзал пускать по воздуху таковых шаров под страхом уплатить пени по 20 рублей».
Неизвестно, чинил ли по долгу службы препятствия карелам-воздухоплавателям поэт-губернатор, но именно указ Екатерины II, очевидно, сыграл свою роковую роль в изъятии Г. Р. Державиным этого отрывка из оды.
Смолу на воздушных шарах доставляли в Финляндию, в основном в город Каяни, бывший тогда центром смоляной торговли. В историческом центре Каяни до сих пор сохранились остатки посадочной площадки для воздушных шаров. Местные жители ошибочно считают её шлюзом.
Не исключена вероятность использования древними карелами воздушных шаров и в военных целях. В одном из дошедших до нас списков Новгородской первой летописи 1143 года есть запись о неудавшемся походе карелов на воздушных шарах против финского племени хяме (в летописи −емь). Запись гласит: «В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша две небесны лойву бити».
Воздушные шары широко применялись и в повседневной жизни. Редкая семья, за исключением самых бедных, не имела своего воздушного шара. На них возили грузы, летали на охоту и рыбную ловлю. Между населенными пунктами, расположенными друг от друга порой за десятки и сотни верст, воздушное сообщение вообще было постоянным. В условиях бездорожья это становилось большим подспорьем. Ещё совсем недавно, на рубеже 50−60 годов прошлого века, построенные по старинной технологии воздушные шары можно было встретить в труднодоступных местах обитания горных карелов, более известных под названием «самоеды». Горные карелы, в те времена находившиеся на стадии разложения родоплеменных отношений, тем не менее обладали развитой сетью воздушных сообщений, что, в свою очередь, во многом способствовало и сохранению у них такого древнего карельского промысла, как разведение мальков русалок. И остается только сожалеть, что все эти факты до сих пор остаются достоянием лишь узкого круга специалистов.
В наше время старинный промысел воздухоплавания, имевший широкое распространение в прошлом, практически забыт, и секреты изготовления воздушных шаров, ранее передаваемые из поколения в поколение, к сожалению, утеряны.
Этим не преминули воспользоваться отечественные и зарубежные фальсификаторы истории воздухоплавания. Пользуясь неинформированностью и доверчивостью читателей, на основе сомнительных источников и сфабрикованных документов они переделывают историю на свой лад и внедряют в сознание масс идею о первенстве в воздухоплавании представителей Франции и даже (!) Рязани. Чувство изумления и горечи вызывают деятельность и далеко идущие замыслы этих горе-исследователей. Но ход истории не изменить, и жизнь сама расставит все по своим местам. Восстановление исторической истины, возрождение забытого промысла и популяризация его остаются актуальными задачами и имеют большое значение для народного хозяйства Карелии и развития туризма.
Анатолий ТИТОВ