Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

«Джон Дир» в будущее смотрит с оптимизмом

Для России слово «перестройка» знаковое. Именно под этим лозунгом произошли коренные изменения в нашей жизни, именно оно стало символом глубоких преобразований в политике, экономике, социальной сфере, которые дали россиянам новые надежды и перспективы.

Валентин Кушнерев (слева) и Юкка Хуухтанен
Валентин Кушнерев (слева) и Юкка Хуухтанен

Сегодня, когда мир находится во власти глобального кризиса, а эксперты и специалисты напряженно ищут выход из сложной ситуации, похоже, что именно перестройка может стать одним из рецептов спасения экономики. По крайней мере здравомыслящие и смотрящие вперед бизнесмены пересматривают планы своих компаний, оптимизируя их, меняя структуру предприятий, внося коррективы в их работу с учетом реалий и считая кризис периодом, который позволяет закалиться и подготовить площадку для дальнейшего развития. Это психология сильных.

К таковым, безусловно, относится компания John Deere Forestry («Джон Дир Форестри») − мировой лидер в сфере разработки и поставки техники для лесопромышленного комплекса, сельского хозяйства и дорожного строительства. О том, какие антикризисные меры предпринимает руководство фирмы, в каком направлении «Джон Дир» будет развиваться, есть ли у компании перспективы в российском ЛПК, мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Джон Дир Форестри» Юккой Хуухтаненом и директором по продажам этой компании Валентином Кушнеревым.

− Глобальный экономический кризис в той или иной степени затронул все без исключения сферы нашей жизни, повлиял на деятельность всех компаний и фирм, многих приведя к краху или заставив поменять планы. Увы, в российском ЛПК произошли и происходят печальные события: предприятия закрываются или приостанавливают работу, тысячи людей становятся безработными, сокращаются объемы выпуска продукции… Некоторые зарубежные партнеры российских лесопромышленников − поставщики оборудования, инвесторы − подумывают о сворачивании бизнеса в России, другие − в ожидании лучших времен. Если не секрет, какую антикризисную стратегию и тактику избрала в эти трудные времена ваша компания?

Юкка Хуухтанен: Сразу хочу сказать: компания «Джон Дир Форестри» пришла в Россию всерьез и надолго. И кризис не повод для кардинального изменения наших генеральных планов, мы по-прежнему намерены постепенно увеличивать долю компании на российском рынке, укреплять и расширять сотрудничество с российскими коллегами, совершенствовать нашу технику, для того чтобы она успешно работала на предприятиях ЛПК России и помогала развитию экономики вашей страны. В этих словах и есть «секрет» того, почему у руководства нашей компании нет панических настроений и пессимистических прогнозов по поводу развития деятельности в России. Мы считаем лучшим рецептом от кризиса труд − творческий, созидательный, плодотворный. И подтверждением верности такой идеологии служат стабильность компании, её способность достойно противостоять кризисным явлениям. И ещё: надо доверять своим деловым партнерам, поддерживать их, верить в то, что за спадом неизбежно придет период улучшения и стабильного развития. А в том, что это будет именно так, мы твердо убеждены.

− Комментируя нашему журналу итоги вашей деловой поездки на «Дни Финляндии», состоявшиеся весной этого года в Екатеринбурге, вы довольно оптимистично оценивали перспективы сотрудничества компании с российскими бизнесменами, в частности, в Уральском регионе. Изменили ли вы с тех пор свое мнение?

Юкка Хуухтанен: Нет, мое мнение осталось прежним: я убежден, что именно российская лесная отрасль, пройдя через нелегкие испытания, в ближайшем будущем начнет набирать хорошие темпы роста. И активное участие в этом примут финские компании, в том числе «Джон Дир Форестри». Достаточно сказать, что сегодня в лесопромышленном комплексе России работают полторы тысячи наших машин. Опыт их эксплуатации и сервисного обслуживания, история взаимоотношений с деловыми партнерами стали той ценной базой, благодаря которой мы года полтора назад выиграли несколько крупных тендеров на поставку техники. Кроме того, принимая во внимание российские масштабы, мы не стремились и не стремимся объять необъятное и стать главными игроками на рынке страны. Конечно, в наших перспективных планах присутствие во всех регионах России, но достигать этого мы будем постепенно, поэтапно, изучая обстановку на местах. При благоприятных условиях, скажем, на Дальнем Востоке, мы активизируем свои усилия там; если оживится Сибирский регион, мы отреагируем незамедлительно и откроем там новое направление. Специалисты компании контролируют ситуацию в регионах и следят за появлением новых проектов или развитием заявленных. А пока мы участвуем в модернизации, вернее сказать, механизации, многих российских лесозаготовительных предприятий. Например, не так давно я с коллегами демонстрировал нашу технику в Кировской области, а также в Ханты-Мансийске.

− И какие настроения в российской глубинке? Каково ваше впечатление?

Юкка Хуухтанен:  Знаете, я был приятно удивлен тем, как нас принимали. Все наши встречи с представителями местных администраций, деловых и финансовых кругов проходили в атмосфере доброжелательного сотрудничества. О доверии можно судить хотя бы по тому, как мы, обсуждая возможности техники «Джон Дир», шутили, играя словами: «Может ли машина заменить в лесу мужчину?." Я с удовлетворением отмечал, что все эти люди понимают: с приобретением наших машин они не останутся без работы − те, кто раньше занимались тяжелым трудом, теперь будут управлять умной и высокопроизводительной техникой. А лесозаготовительные предприятия их региона сделают существенный шаг в своем развитии, увеличат потенциал, повысят эффективность работы. Такое понимание миссии «Джон Дир» в России, безусловно, способствует сотрудничеству.

Например, на рынок Кировской области мы вышли прошлой зимой и уже добились определенных результатов: есть продажи техники − несколько новых машин, а также более 15, бывших в эксплуатации. Это несомненный успех, потому что сделки были заключены в конце прошлого года, когда ситуация в экономике только начала ухудшаться. Ведь с января ситуация резко ухудшилась: кризис породил девальвационные процессы, процентные ставки на кредиты резко пошли вверх, а решения российского правительства в отношении пошлин на экспорт круглого леса негативно отразились на работе многих предприятий лесопромышленного комплекса и на их платежеспособности. В таких условиях лесозаготовители вынуждены замедлять темпы заготовки древесины, которую к тому же теперь трудно продавать за рубеж. Вот, например, представители вологодских и карельских предприятий, поставлявших раньше березу в Финляндию, спрашивали у нас, не подскажем ли мы им, кто хотел бы купить березовую древесину, реализовав которую, они смогли бы на вырученные деньги приобрести нашу технику.

Конечно, объем наших продаж в этом году снизился, это объективная картина.

− Какие же антикризисные меры предпринимает «Джон Дир», чтобы поддержать интерес к своей продукции у имеющихся клиентов и привлечь внимание потенциальных? Возможно, это какие-то схемы кредитования заказчиков на льготных условиях…

Юкка Хуухтанен:  Да, в структуре корпорации есть кредитная компания «Джон Дир кредит», которая работает по такой схеме: кредит выдается не конечному потребителю нашей продукции, а некоторым российским банкам, сотрудничающим с нами, которые, в свою очередь, заключают договоры с теми, кто желает приобрести технику «Джон Дир». Причем условия нашего сотрудничества с российскими финансовыми структурами таковы, что деньги, перечисленные им «Джон Дир кредит», могут быть использованы только на выдачу кредита на покупку нашей техники, то есть целенаправленно. Работа по такой схеме выгодна всем: банки получают так называемые дешевые деньги, наши потенциальные клиенты имеют возможность заказывать технику «Джон Дир» на оптимальных для них условиях. Российские лесопромышленники уже по достоинству оценили предоставляемые им новые возможности. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом и сейчас разрабатываем дополнительные инструменты финансирования.

− Безусловно, это очень сильный антикризисный ход вашей компании: в трудные времена вы демонстрируете поддержку своих клиентов. Это значит, кроме всего, и то, что руководство компании, несмотря на кризис, верит в перспективы российского рынка. В каком направлении, на ваш взгляд, он сейчас будет развиваться?

Юкка Хуухтанен: Несомненно, неплохие темпы развития ожидают только что упомянутый мною Сибирский регион. Спрос на древесное сырье со стороны юго-восточных соседей России, в частности Китая, растет с каждым днем. Это означает, что лесозаготовителей ждут хорошие контракты на поставки древесины, а нас, в свою очередь, заказы на поставки техники.

Если продолжить «географическую» тематику, то надо отметить, что многие предприятия российского ЛПК сегодня отказываются от работы на Западную Европу, которая в силу кризисных явлений не может быть полноценным деловым партнером, и переходят на сотрудничество с отечественными потребителями. Я совсем недавно был на одном из лесозаготовительных предприятий в Карелии, которое ранее поставляло лес на Запад, а сейчас успешно развивает деловые связи с перерабатывающими предприятиями Подмосковья, причем темпы таковы, что карельские лесопромышленники спешно строят лесные дороги, планируют покупку техники…

Кроме Сибири и Карелии, думаю, хорошие условия для развития есть у Дальнего Востока, где не ослабевает интерес к российской древесине со стороны японских бизнесменов.

– То есть, вопреки мнению скептиков, утверждающих, что российский рынок ещё не скоро выйдет из тяжелой ситуации, в которую его поверг глобальный кризис, вы смотрите в будущее с оптимизмом?

Юкка Хуухтанен:  Да, у меня есть основания так думать, ведь я вижу, как он оживает, перестраивается, находит новые пути…

− Насколько известно нашему журналу, соответствуя требованиям времени, перестраивается и «Джон Дир» − в структуре компании произошли изменения…

Юкка Хуухтанен:  Вы правы. Дело в том, что корпорация включает несколько подразделений. Например, есть подразделение, в состав которого входят компании, разрабатывающие и продающие машины для сельского хозяйства (в Россию поставки начались с 2001–2002 годов). А мы входим в подразделение, которое называется «Дорожно-строительная и лесозаготовительная техника», оно производит и реализует лесную и дорожно-строительную технику. Сделан серьезный стратегический ход − в этом году создано отдельное подразделение по данным видам техники и в России, которое будет заниматься поставками и обслуживанием лесной и дорожно-строительной техники только на рынки России и стран СНГ. Это означает, что, помимо лесозаготовительной техники, мы теперь активно будем предлагать российским клиентам технику для строительства лесных дорог. В начале июня наша компания провела в Москве презентацию дорожно-строительной техники − модельного ряда бульдозеров, самосвалов и т.д. Выгоды для российских заказчиков очевидны: поставщик техники для лесозаготовки и строительства дорог, то есть «Джон Дир», обеспечит и её качественный сервис, и обучение персонала, и оперативную поставку запчастей, и финансовую поддержку, и т.п. В ближайшее время мы уже начнем поставлять лесопромышленным предприятиям технику для строительства лесных дорог.

− Это достойный ответ компании «Джон Дир» глобальному кризису. Но ведь у вас теперь увеличится объем работы и прибавится хлопот…

Юкка Хуухтанен: Спасибо. Мы уверены, что расширение ассортимента поставляемой продукции и услуг приведет к укреплению позиций компании на российском рынке и увеличению нашей клиентской базы. Давайте встретимся через год в нашем офисе − будет повод рассказать о наших успехах в этом новом направлении.

− Принимаем приглашение с удовольствием. Господин Хуухтанен, говоря об усилении своей деятельности в СНГ, вы, вероятно, имеете в виду Украину и Белоруссию?

Юкка Хуухтанен:  Да, это так. На Украину мы рассчитываем поставлять сельско-хозяйственные машины. А в Белоруссию, помимо лесозаготовительной техники, технику для строительства дорог. В ближайшее время представители нашей компании побывают в Белоруссии, посмотрят, как работают машины, поинтересуются мнением дорожных строителей, оценят перспективы деятельности в этой республике.

− Выходя на рынки России и стран СНГ с предложением дорожно-строительной техники, вы наверняка учитывали то обстоятельство, что здесь довольно сильны позиции одного из крупнейших мировых концернов, имеющего шведские корни…

Юкка Хуухтанен:  Безусловно. Мы с уважением относимся к конкурентам, в том числе и к названной вами компании, и знаем, что она накопила ценный опыт работы в России. Но мы за здоровую конкуренцию с сильным соперником, от которой выиграет в первую очередь потребитель. Кроме того, мы уверены в своей технике, которая обладает неоспоримыми конкурентными преимуществами. Плюсов нам добавляет и то, что, как я уже отмечал, технику для работы в лесу − и для заготовки древесины, и для строительства дорог − выгодно во всех смыслах приобретать у одной компании-производителя. И заказчики это понимают, подтверждением чего являются первые проданные дорожно-строительные машины «Джон Дир».

Кстати, на дорожную технику распространяются все те схемы продаж, о которых мы говорили, касаясь техники для лесозаготовок.

− А сколько на сегодняшний день в России представительств компании «Джон Дир»?

Юкка Хуухтанен:  В Москве у нас штаб-квартира, собственные представительства компании «Джон Дир» есть в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Тихвине и Сыктывкаре, кроме того, работают девять независимых дилеров, которые имеют тринадцать точек в регионах России. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на кризис, ни один наш офис в России мы не закрыли и не планируем закрывать.

− Давайте немного поговорим о том, что вы назвали в числе ваших конкурентных преимуществ: о новых разработках компании «Джон Дир». В частности, о машине серии Е, которую некоторые эксперты уже назвали техникой, сделанной по космическим технологиям, а в проспектах компании она предлагается как техника с революционными нововведениями.

Юкка Хуухтанен: Мы воспользовались «революционной» терминологией потому, что форвардеры и харвестеры серии Е действительно поднимают многие лесозаготовительные процессы на иной уровень, обеспечивая повышение производительности, гарантируя надежность службы техники, уменьшая эксплуатационные расходы, значительно улучшая условия труда операторов техники. Например, кабина новых харвестеров и форвардеров поворачивается на 360°, что обеспечивает оператору возможность отличного обзора рабочей площадки. Кабина быстро и плавно следует за движениями захвата, обеспечивая точность и эргономичность процесса рубки деревьев и трелевки. А функция выравнивания кабины не только повышает комфорт оператора (что особенно важно при работе на склонах и неровной местности), но и позволяет увеличить скорость движения машины, повышая её производительность.

Кроме того, при создании систем автоматизации и измерений для новых машин наши разработчики учли пожелания владельцев техники предыдущих серий и постарались сделать эти системы простыми в использовании и надежными при лесозаготовках в экстремальных условиях. Сходство операционных систем и систем управления, которые используются в харвестерах и форвардерах серии Е, позволяют оператору легко переходить с одной машины на другую. Новые компьютеры, панели управления и модули выполнены по новейшим технологиям, так что управление настройками параметров работы осуществляется очень легко. А надежные и взаимозаменяемые электронные компоненты позволяют эксплуатировать машины практически без простоев. Техника тщательно протестирована. Я вам открою секрет: на опытном образце машины этой серии я впервые прокатился два года назад, то есть испытательный срок этой технике мы назначили серьезный.

− Мы наслышаны, что при мощном ресурсе двигателя его конструкция дает возможность существенно экономить горючее, а это по нынешним временам очень актуально.

Валентин Кушнерев: Да, вы правы. Компания «Джон Дир» накопила колоссальный опыт разработки и производства дизельных двигателей − нашу репутацию подтверждают более пяти миллионов моторов с маркой компании. Двигатели для харвестеров и форвардеров созданы специально для работы в сложных условиях лесозаготовок. Всех секретов конструкции я, конечно, не раскрою, но отмечу, что крутящий момент, а также гидравлически управляемый реверсный вентилятор, позволяющий экономить топливо, и ряд других конструкторских находок, гарантирующих низкие эксплуатационные расходы, ставят нашу технику в ряд наиболее надежных и эффективных машин.

− А российские лесопромышленники уже интересовались этими машинами, выражали желание их приобрести?

Юкка Хуухтанен:  Да. Недавно, когда я был в Карелии, представители одной лесозаготовительной компании обратились ко мне с предложением хоть сейчас подписать договор на приобретение новинок. Но пока мы ещё не осуществляем поставки новой техники в Россию.

Валентин Кушнерев: Поставлять машины новой серии в Европу мы начали в конце прошлого года. Первые машины мы продали в Германии, сейчас интенсивные продажи идут во Франции, Швеции, Норвегии. Покупают их охотно − европейский рынок был, что называется, «подогрет» и ждал, когда новинки пойдут в серию, поэтому количество заявок превышает возможности производства. Именно по этой причине мы пока не можем поставлять машины новой серии на российский рынок. Могу подтвердить слова генерального директора: у отечественных лесопромышленников интерес к новинкам есть − вот только что несколько фирм обратились к нам с запросом.

Юкка Хуухтанен:   В перспективах продаж новых машин в России мы не сомневаемся. На чем основывается такая уверенность? В Сибири есть немалый спрос на тяжелые машины, а у новых харвестеров замечательные характеристики, отвечающие условиям лесозаготовок в сибирской тайге. Поэтому я уверен, что одни из первых тяжелых машин новой серии будут проданы именно в сибирский регион.

− Как вы думаете, российские компании, которые проявили интерес к новой технике, будут ждать её поставок или сейчас купят машины предыдущих серий с тем, чтобы потом обменять их на технику серии Е?

Валентин Кушнерев: Да, конечно, те компании, которые сейчас приобретут машины предыдущей серии D, в дальнейшем смогут поменять их на самые новинки. Хочу, кстати, отметить, что машины предыдущей серии, прошедшие испытания в российских условиях, заслужили у отечественных лесозаготовителей авторитет надежной и высокопроизводительной техники и продолжают пользоваться спросом.

− Некоторые специалисты считают, что на осень придется очередной пик кризиса. С каким настроением ваша компания смотрит в будущее?

Юкка Хуухтанен:   Я не могу говорить об экономике в целом − для этого надо быть специалистом. Я скажу только о том, что вижу в российском леспроме. Несмотря на нелегкие времена, лесозаготовки не останавливаются, создаются новые лесопильные и деревообрабатывающие предприятия, развивается деревянное домостроение, закупается новая техника и оборудование. Поэтому считаю, что в ближайшем будущем нашу компанию ожидает период стабильности и устойчивого постепенного развития, и не последнюю очередь в этом сыграют продажи машин новой серии Е.

− Так когда же российские лесопромышленники могут рассчитывать на покупку этой техники?

Валентин Кушнерев: Думаю, что поставки в Россию начнутся в начале следующего года, когда мы перейдем к массовому производству техники серии Е и прекратим выпуск предыдущих серий. Но это не означает, что компания прекратит сервисное обслуживание машин серии D. Кроме того, хочу подчеркнуть, что кризисные явления и новые пошлины никак не повлияли и не повлияют на сроки поставок запчастей или машин российским заказчикам − достаточно сказать, что на складе в Петербурге есть больше 93% запчастей к нашей технике. Ежедневно этот ресурс пополняется за счет поставок с наших заводов. Если на складе нет требуемой детали, заявка клиента будет удовлетворена в трехдневный срок. Сейчас мы собираемся так выстроить работу сервисной службы, чтобы запчасти и комплектующие были как можно ближе к клиенту.

Мы можем поставлять запчасти и прямо с завода-производителя в Швеции хоть на Дальний Восток. В связи с началом массового выпуска техники Е-серии в наших ближайших планах расширение складских помещений.

Что же касается сроков поставки новой техники серии Е, то клиент получит её через месяц после заказа.

− Итак, компания «Джон Дир» смотрит в будущее с оптимизмом. Благодарю вас за очень интересный и содержательный разговор.

Беседовал Александр РЕЧИЦКИЙ