Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесной кодекс

Кодекс или декларативная пустышка?

Лесная перестройка

Как и следовало ожидать, внедрение нового Лесного кодекса в лесные отношения без трудностей не обошлось, и в этом нет ничего удивительного: любая реформа существующей системы сродни болезненной операции. Первые издержки в связи с передачей лесхозов в ведение субъектов РФ налицо: во многих регионах до сих пор не открыты лицевые счета и не профинансированы лесхозы, а следовательно, с начала года не получают зарплату около 45 тысяч работников лесного хозяйства.

В ряде субъектов Федерации возникли многочисленные недоразумения при перезаключении договоров аренды. Некоторые положения Лесного кодекса пока остаются нереализованными как в силу отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов, так и вследствие того, что на их реализацию понадобятся дополнительные средства из федерального бюджета в общем объеме в 22,28 млрд рублей, что, в свою очередь, означает необходимость внесения изменений в закон «О федеральном бюджете на 2007 год». Но нет худа без добра, как, собственно, и добра без худа.

К концу февраля Министерство природных ресурсов РФ издало приказ о создании так называемой Лесной коллегии − постоянно действующего совещательного органа, который будет заниматься вопросами государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере лесного хозяйства. В состав коллегии вошли представители федеральных органов исполнительной власти, аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, главы администраций субъектов РФ, представители организаций, связанных с изучением, охраной, защитой, воспроизводством, использованием лесов и лесных ресурсов, а возглавил совещательный орган министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Впрочем, персональный состав Лесной коллегии пока окончательно не утвержден: на это необходимо некоторое время. Между тем первое заседание Лесной коллегии уже состоялось и было посвящено именно реализации положений нового Лесного кодекса.

Как стало известно из доклада руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина, переходный период, связанный с реформированием лесной отрасли, Рослесхоз планирует завершить уже к концу текущего года.

Первый, подготовительный, этап реформы уже состоялся. Он касался обеспечения непрерывности лесопользования: ещё в декабре прошлого года Рослесхоз с опережением сформировал 174,6 млн м3 лесосечного фонда и оформил разрешительные документы на весь 2007 год, обеспечив лесопользователей необходимым фронтом работ. К 1 февраля практически полностью состоялась передача лесхозов в распоряжение регионов. «И если где-то до сих не открыты лицевые счета, − подчеркнул Валерий Рощупкин,-то это вина региональных властей, но не федеральных, ибо Рослесхоз перечислил субвенции в доход субъектов Федерации ещё 22 января». В настоящий момент в Минюсте России находятся проекты новой «Методики распределения субвенций между регионами» и «Порядка расходования средств», после чего они будут направлены в Правительство РФ на утверждение. Одновременно Министерство природных ресурсов готовит для Министерства финансов проект поправок к закону о бюджете на 2007 год по уточнению размеров субвенций. Многие участники коллегии выразили опасение, что без 22 с лишним миллиардов рублей, которых сегодня не хватает регионам, Лесной кодекс станет «декларативной пустышкой».

За два с половиной месяца в собственность регионов передан имущественный комплекс почти в 2000 предприятий общей стоимостью 34 млрд рублей. Однако процесс ещё не завершен. Глава ФАЛХ пообещал коллегам из региональных администраций провести в ближайшее время четыре видеоконференции для решения остающихся вопросов.

Второй этап реализации Лесного кодекса − формирование нормативно-правовой базы − предполагается завершить к 1 июля. Это не менее сложная задача. Мало того что предстоит разработать и утвердить около 50 различных документов с учетом специфики разных российских территорий, нужно ещё научить людей по ним работать. На заседании коллегии участники получили в электронном и бумажном вариантах проекты правительственных и ведомственных законодательных актов, разрабатываемых в соответствии с новым Лесным кодексом. А в качестве примера нормативно-правовых документов регионального уровня им были представлены нормативы, разработанные в Вологодской области.

В рамках третьего этапа, который продлится до конца текущего года, регионам и Рослесхозу предстоит большая организационная и нормативно‑методическая работа по проведению лесорастительного районирования лесов России; формированию границ новых категорий лесов и установлению границ новых лесничеств и лесо­парков; разработке и утверждению лесных планов, лесохозяйственных регламентов лесничеств; подготовке и утверждению проектов освоения лесов. Качество проведения этих работ во многом определит успешность развития лесного хозяйства субъектов РФ в 2008 году и дальнейшую перспективу.

Ещё одна важнейшая задача на третьем этапе − преобразование лесхозов, на базе которых будут сформированы, с одной стороны, лесничества и лесопарки как структуры исполнительной власти субъекта РФ, а с другой − бизнес-структуры, выполняющие лесохозяйственные работы на основании договора подряда.

Не только Валерий Рощупкин, но и выступающие представители региональных администраций, лесо­промышленных компаний и науки − практически все подчеркивали необходимость усиленной подготовки кадров для лесного хозяйства и промышленности. По данным ФАЛХ, в сложившихся условиях придется готовить и переобучать до 60 тысяч специалистов, а заодно переоснащать учебные заведения. В лесных институтах и техникумах уже сейчас вводятся новые учебные планы, специальности и специализации. Мероприятия крайне затратные, но без них реформа была бы обречена.

Экономический аспект

Понятно, что принятие нового лесного закона, да и вообще вся реформа была затеяна в первую очередь ради экономической составляющей, иными словами − ради повышения дохода от лесных ресурсов. Поэтому «разговор о деньгах» был одним из ключевых на заседании Лесной коллегии.

Начинать принимать меры решено с поэтапного повышения вывозных пош­лин на необработанную древесину. Итак, с 1 апреля 2008 года вывозные пошлины на необработанную древесину составят 25 % от таможенной стоимости, но не ниже 15 евро за
1 м³. С 1 января 2009 года пошлина и вовсе составит 80 % от таможенной стоимости, не ниже 50 евро. «При таком раскладе условия вывоза необработанной древесины в России станут одними из самых жестких», − подчеркнул Валерий Рощупкин.

Он напомнил, что сегодня из общего объема заготовок в 186 млн м3 на экспорт отправляется до 50 млн м3 необработанной древесины, или около 27 % от общего объема заготовки древесины. Из 36 тысяч предприятий, работающих в отрасли, 16 тысяч занимаются экспортом. «Уже через полтора года значительная часть этих предприятий может уйти из заготовочного бизнеса, если за это время не удастся заменить падение экспорта ростом внутреннего спроса», − добавил Валерий Рощупкин. Да, это принципиальное и сильное стратегическое решение, фактически установка на коренную смену структуры российского лесного экспорта и последовательное импортозамещение, но очевидно, что таможенная политика − лишь один из элементов перестройки отрасли. Сегодня в стране ощущается острая нехватка перерабатывающих мощностей. В 90‑е годы новые целлюлозно-бумажные комбинаты в России практически не строились. Понятно, что без серьезных инвестиций глубокой лесопереработки просто не будет. Как и откуда можно было бы привлечь капитал?

По мнению министра природных ресурсов Юрия Трутнева, сейчас, когда наши европейские соседи и другие страны начинают испытывать дефицит лесоматериалов, и этот дефицит со временем будет только нарастать, мы можем смело диктовать свои условия и рыночными механизмами побуждать иностранные компании открывать новые производства на территории России.

Вот для того и создана Лесная коллегия: для совещаний, обсуждения, принятия совместных решений в сфере совершенствования механизмов лесных отношений, организации крупных вертикально интегрированных структур в лесном секторе экономики, упорядочения и повышения эффективности лесного экспорта, создания системы добровольной лесной сертификации, а также снижения уровня воздействия лесной промышленности на окружающую среду. Все ещё только начинается!

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ,
соб. корр.

Лесной кодекс (полный текст, действующая с 31 декабря 2010 года редакция)