Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

За рубежом

А у нас опять указ!

Александр Лукашенко

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 7 мая 2007 года подписал Указ № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». Это комплексный документ, определяющий механизм формирования стоимости древесины на корню исходя из цены готовой продукции и затрат лесозаготовителей, порядок отпуска древесины на корню и её заготовки всеми субъектами хозяйствования, правила реализации древесины в заготовленном виде и механизм установления отпускных цен, порядок экспорта лесоматериалов, функции и задачи лесной охраны.

Указ регламентирует перечень должностных лиц, относящихся к лесной охране, нормы выдачи форменного обмундирования и знаки различия должностных лиц государственной лесной охраны. Указ вступил в силу с 1 июня 2007 года.

Указом утверждены Правила отпуска древесины на корню и её заготовки в лесах страны, в соответствии с которыми отпуск древесины на корню допускается только при наличии у лесопользователя лесорубочного билета (ордера), лицензии на осуществление деятельности по заготовке и переработке древесины и технологической карты, за исключением физических лиц, а также Правила реализации древесины в заготовленном виде на внутреннем рынке Республики Беларусь, в которых функции координации вопросов реализации такой древесины закреп­ляются за Минлесхозом.

Согласно указу, с 1 июня 2007 года цена на древесину, отпускаемую на корню, формируется исходя из цены круглых лесоматериалов, установившейся на биржевых торгах, и нормативных затрат лесозаготовителей, что позволит определить реальную стоимость древесины с учетом спроса и предложения. Продажа её будет отныне осуществляться на долгосрочной (более одного года) – по составленным для лесопользователей планам рубок – и краткосрочной основах (сроком до одного года).

Беловежская пуща из космоса: ровные посадки вместо вековых лесов
Беловежская пуща из космоса: ровные посадки вместо вековых лесов

Реализация древесины в заготовленном виде будет осуществляться путем совершения сделок купли-продажи на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» за исключением сделок с дровами и деловой древесиной в заготовленном виде для отдельных потребителей. Цены на нее будут устанавливаться Министерством экономики для всех потребителей на основании котировок ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», сложившихся по результатам биржевых торгов, что позволит исключить множественность цен в стране на одну и ту же продукцию, а соответственно, и злоупотребления в данной сфере.

В целях повышения привлекательности ресурсов древесины в заготовленном виде, не проданных на биржевых торгах, упрощения процедур заключения договоров и удовлетворения в первую очередь местных нужд правилами предусмотрена возможность реализации не проданной на биржевых торгах деловой древесины в заготовленном виде по гражданско-правовым договорам вне биржевых торгов.

Новые правила призваны упорядочить систему заготовки древесины в лесах Республики Беларусь, а также процесс её реализации, обеспечить более полное освоение расчетной лесосеки, устранить ряд неурегулированных вопросов в обеспечении ресурсами потребителей древесины в заготовленном виде. Что касается обеспечения древесиной населения, указом предусмотрено следующее: ежегодно Министерством экономики будут определяться размеры скидок для того, чтобы цены оставались невысокими и доступными, а организациям, ведущим лесохозяйственную деятельность, и производителям древесины эти потери будут компенсированы из средств республиканского бюджета.

В указе также отражены основные вопросы экспорта древесины. Исключительное право внешней торговли лесоматериалами закрепляется за государством и реализуется предприятиями «Беллесэкспорт», «Беларусьторг» и «Беллесбумпромэкспорт» за исключением продукции, произведенной из древесины, приобретенной на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи либо ввезенной из-за пределов страны.

Документом определены главные задачи и функции государственной лесной охраны. Согласно Положению о государственной лесной охране Республики Беларусь, координация её деятельности возлагается на Минлесхоз и его территориальные органы на местах.

Отряд спецэкспортеров не заметил потери бойца…

Экологические нарушения в Беловежской пуще, связанные с искусственной посадкой в местах, где ранее рос реликтовый естественный лес
Экологические нарушения в Беловежской пуще, связанные с искусственной посадкой в местах, где ранее рос реликтовый естественный лес

Одним из последствий Указа № 214, внесшего нововведения в правила экспорта белорусской древесины, стало то, что Министерство торговли Беларуси потеряло право самостоятельно поставлять древесину на экспорт. Его структурная единица – ОАО «Беллесбум» – не попала в перечень внешнеторговых организаций, через которые в обязательном порядке должны проходить сделки по поставкам за рубеж лесоматериалов с низким уровнем переработки (топливной древесины, необработанных и продольно распиленных лесоматериалов и шпал). Институт спецэкспортеров, список которых определен Указом № 214, теперь представляют только 3 государственные компании – РП-ТУП «Беларусьторг» (Управление делами президента), УП «Беллесбумпромэкспорт» (концерн «Беллесбумпром») и УП «Беллесэкспорт» (Министерство лесного хозяйства).

Между тем именно «Беллесбум» стоял у истоков института спецэкспортеров, который был создан в конце 1998 года с целью усиления контроля вывоза древесины за пределы страны. В разные времена насчитывалось до 5 таких структур, которые должны были осуществлять и отслеживать движение за границу деловой древесины.

Так, интересы Управления делами президента первоначально представляли фирма «Белвнешторгинвест», концерн «Беллесбумпром» – «Лесдревпром» (компания имела частный капитал и была заменена на государственный «Беллесбумпромэкспорт»). Статусом спецэкспортера некоторое время обладало УП «Горснаб Мингорисполкома». ОАО «Беллесбум» первоначально входило в состав концерна «Белресурсы», а после расформирования последнего было передано в структуру Минторга.

Комментируя сокращение числа спецэкспортеров за счет «Беллесбума», источники в Министерстве лесного хозяйства Беларуси называют этот шаг логичным: «Заниматься экспортом должны те структуры, которые имеют реальный ресурс, а его у „Беллесбума“ никогда не было». Дочерняя структура Минлесхоза «Беллесэкспорт» является одним из крупнейших поставщиков лесоматериалов на экспорт. Только по итогам января–мая текущего года объем экспорта по этому ведомству (по всем позициям, включая пиломатериалы) вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 23,9 % и составил 43,7 млн долларов.

В числе причин, которые положительно влияют сегодня на динамику экспорта, называют рост цен на основных рынках сбыта, а также совершенствование системы продажи ресурсов через Белорусскую универсальную торговую биржу. Кстати, в соответствии с Указом президента № 214 условия поставок на экспорт деловой древесины ещё более ужесточились: теперь вся она, независимо от объемов, должна обязательно выставляться на биржевые торги. Исключение сделано только для импортного сырья. Лес был и остается одним из главных собственных ресурсов страны, на котором можно зарабатывать валюту. Отсюда столь серьезное внимание к этой отрасли со стороны государства.

В текущем году по физическим объемам деловая древесина по-прежнему останется главным экспортным товаром белорусского лесного хозяйства. Спрос (с учетом импортных поставок) на нее на внутреннем рынке страны составит 6,2 млн м , на экспорт планируется отгрузить около 1,9 млн м лесоматериалов. Вторая по значению позиция – пиломатериалы. Потребность в них на внутреннем рынке оценивается Министерством экономики в 1,6 млн м , экспорт – 1,3 млн м .

Следующая важная позиция – древесностружечные плиты: внутренний спрос – 378 тыс. м , экспорт – 212 тыс. м . По клееной фанере распределение на внутренние нужды и экспорт выглядит так: 72 тыс. м для себя и 142 тыс. м для всех остальных.

Курс на инновации и высокие технологии

Программа инновационного развития лесного хозяйства на 2007−2010 годы была представлена на международной научно-практической конференции «Республика Беларусь: инновационная политика – конкурентоспособность – безопасность». Конференция прошла в Национальной академии наук Беларуси в рамках ежегодной выставки-форума tibo-2007.

Широкий круг участников – ведущие ученые, экономисты, социологи из Белоруссии, России, стран ближнего и дальнего зарубежья, представители различных министерств и ведомств, облисполкомов, технопарков, ряда общественных организаций и, наконец, высшие должностные лица государства – свидетельствует о важности и актуальности инновационного развития Белоруссии.

Знакомясь с презентацией стенда Минлесхоза, премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский отметил, что от лесного хозяйства государство сегодня ожидает полной отдачи и повышения эффективности работы отрасли. Глубокий и конструктивный подход, внедрение новых, эффективных технологий должны стать основополагающими факторами в инновационном развитии всех отраслей. В рамках Программы инновационного развития лесного хозяйства на 2007−2010 годы в организациях Минлесхоза планируется реализация 5 ключевых проектов, благодаря которым в практике лесного хозяйства будут эффективно использоваться информационные технологии и аэрокосмические методы, новые средства борьбы с вредителями леса, агротехнологии питомнического хозяйства, экономичные технологии строительства лесных дорог. Это позволит получить реальный экономический, экологический и социальный эффект.

Кроме того, за период с 2007 по 2010 год будут разработаны комплексная технология заготовки и подготовки древесного сырья для энергетического использования, дифференцированная система противопожарных мероприятий в лесном фонде, сохранения, восстановления и выращивания пойменных дубрав и многое другое.

На реализацию мероприятий программы ежегодно планируется направлять более 20 млрд белорусских рублей (около 10 млн долларов) внебюджетных средств и около 100 млн рублей из средств республиканского бюджета. Что касается экономического эффекта от освоения в производстве научно-технической продукции, то он составляет 1,5−2 млн долларов. В целом реализация программы не только даст экономический, экологический и социальный эффект, но и станет хорошим импульсом для динамичного научно-технического прогресса в лесо­управлении и лесопользовании.

Расти, топливо, большим и толстым!

В посадочном сезоне 2007 года белорусские лесхозы запланировали заложить 200 га быстрорастущих энергетических плантаций. Выращенную на них биомассу предполагается использовать в качестве топлива. Плантации рекомендуется создавать вблизи крупных котельных и мини-ТЭЦ, работающих на древесном топливе. С расположением участков не должно возникнуть сложностей – областным лесохозяйственным объединениям нужно лишь согласовать проекты с местной властью и энергетиками. Но опыта создания топливных плантаций в Белоруссии пока недостаточно. Разработкой этого направления занимается Институт леса Национальной академии наук. Сейчас ученые завершают разработку рекомендаций по технологии выращивания. Министерством лесного хозяйства изучается также зарубежный опыт выращивания топ­ливной древесины.

Быстрорастущие ивовые культуры широко применяются для производства топлива в странах с развитой биоэнергетикой. Даже в горной Шотландии короткооборотные топливные плантации создаются на тысячах гектаров. Их выращиванием занимаются преимущественно фермеры, которые заключают контракты с энергетиками. В Швеции энергетические леса занимают более 15 тыс. га. Большое внимание в этой стране уделяется селекции. На основе сибирской корзинчатой ивы ученые вывели сорта с производительностью биомассы более 300 тонн на 1 га.

Но даже в странах с развитым лесным хозяйством быстрорастущие культуры занимают относительно небольшие площади. Прежде всего, потому что лесоводы стараются найти золотую середину между «выращиванием» топ­лива и использованием порубочных остатков и неликвида. В Белоруссии быстрорастущие плантации создаются в качестве эксперимента, который должен дать толчок дальнейшему развитию этого направления.

Для создания плантаций энергетических культур могут использоваться бывшие сельскохозяйственные земли, выработанные торфяники и другие участки, малопригодные для выращивания ценных лесных культур. В топливных целях в республике также могут применяться тополь, осина, ольха серая. Эти породы быстро наращивают биомассу и в то же время мало используются в промышленном производстве. К быстрорастущим породам относится и береза, но при создании энергетических плантаций необходимо учитывать коммерческую ценность выращиваемой древесины.

Несмотря на огромные перспективы, ни в одной стране мира биоэнергетика не стала бы рентабельной без государственной поддержки и скоординированной работы лесного, сельского хозяйства и энергетиков. Ивовые плантации в условиях Белоруссии предположительно созреют за 6 лет. После этого биомассу можно будет использовать для производства энергии. Но за это время предстоит освоить необходимые технологии, приобрести технику. Иначе урожай превратится в нежелательную растительность.

Беловежью помогут восстановиться

В Беловежской пуще проведено десятое по счету лесоустройство. Территория национального парка составляет 164 482 га, она разделена на 17 лесничеств, в том числе Шерешовское лесоохотничье хозяйство (11 520 га). Прошло 160 лет с того времени, как было проведено первое лесоустройство в Беловежской пуще (1842−1847 годы). Вот как в начале ХХ века писал об этом значительном событии в жизни дикого уголка природы известный летописец Беловежской пущи Георгий Карцов: «По промерке в 1842 году в Пуще оказалось 87 969-де­сятин под лесом, 16 138 десятин под разными угодьями: пашней, сенокосом, поселками. Лесные офицеры, прибывшие в Пущу, нашли общее состояние леса весьма неудовлетворительным. При массе сухостойных, перестойных и попорченных добычей смолы и ульями старых больших дерев, всего до 30 000 штук, молодой лес заглушался сучьями и валежником от прежних рубок. Для того чтобы установить порядок в будущем лесном хозяйстве, пущу разбили на 541 двух­верстный квартал, а Свислочскую дачу – на 125… В отношении надзора за лесным хозяйством пущу разделили на 5 лесничеств. Рубка просек продолжалась 5 лет».

Современное лесоустройство Беловежской пущи (2004−2005 годы), как уже отмечалось, десятое по счету. Предварительные материалы проекта, выполненные РУП «Белгослес», были представлены национальному парку для рассмотрения и уточнения. В ходе обсуждения проекта были внесены поправки в отдельные его положения. Так, по плану лесоустройства предполагалось, в частности, проведение сплошных санитарных рубок сухостойных участков леса, что неприемлемо для заповедного режима Беловежской пущи. Поэтому нынешней весной в Государственном природоохранном учреждении прошло рабочее совещание по доработке проекта.

Представительная комиссия после осмотра леса в ряде лесничеств и продуктивной дискуссии по проблемам ведения лесохозяйственной деятельности в национальном парке согласилась с доводами лесоводов о том, что сплошные санитарные рубки в пуще неприемлемы. С учетом специфики Беловежской пущи проектом лесо­устройства будут предусмотрены мероприятия лишь по проведению уборки захламленности на тех участках, где лес погиб от ветровала или вредителей и сам восстановиться не может. Все лесовосстановленные участки будут огорожены от проникновения диких животных.

Запроектировано также лесовосстановление путем дополнения погибших лесных культур пихты белой в Язвинском и Никорском лесничествах. Посадки лесных культур будут, как и прежде, вестись элитными саженцами. В 2007 году планируется провести возобновление леса на 500 га. Новый проект документа по лесоустройству после внесения в него предложенных изменений и дополнений комиссия представит на экологическую экспертизу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и только после этого он вступит в силу. Национальный парк получит основополагающий документ на следующие 10 лет.

Березы-самозванки: росли карельскими – выросли местными…

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь приняло решение о прекращении функционирования некоторых ботанических памятников природы республиканского значения. Среди причин, по которым 18 природных объектов перестали нуждаться в охране, специалисты министерства называют и изменения, произошедшие с самими растениями и территориями, и нерадивость землепользователей, и ошибки своих предшественников.

За 2006 год общая площадь особоохраняемых природных территорий уменьшилась на 6000 га. Такие изменения обусловлены как выведением некоторых территорий из списка особоохраняемых, так и поглощением отдельных объектов новообразованными, большими по масштабам. В 2006 го­ду ликвидировано 19 заказников местного значения на площади 15,6 тыс. га и объявлено 6 новых заказников местного значения на площади 9,6 тыс. га. Сейчас в Белоруссии насчитывается 1433 особоохраняемые природные территории.

Сокращение количества памятников призвано решить проблему отсутствия ресурсов на их охрану. «Для охраняемых объектов и парков нужны указатели, информационные знаки, сообщающие, что на этой территории можно делать, а что – нет, – отметил главный специалист отдела заповедного дела Минприроды Виталий Коренчук. – Их отсутствие часто приводит к проблемам с наказанием виновных в нарушении охранного режима, когда нарушитель на суде заявляет, что он не знал о том, что имеет дело с охраняемой территорией».

Самая распространенная причина гибели охраняемых объектов – неблагоприятные природные условия и естественные процессы старения. Например, сросшиеся дуб и сосна в Новогрудском районе перестали охраняться по причине усыхания от старости одного из деревьев. «Сосна после полной гибели была удалена. Дуб же сам по себе ценности не представляет», – гласит опись.

«Усыхание в результате снижения уровня грунтовых вод» – самый распространенный диагноз для дубов, которых в перечне «списанных» памятников оказалось больше всего. Как говорят экологи, приходится этому верить. Возможно, это действительно так, и они вынуждены принимать те причины, которые указываются в актах по списанию, однако не исключено, что на местах факты немного подтасовывают. В некоторых случаях, как, например, с насаждением карельской березы в Брестской области, просто элементарно не выполняются меры по её сохранению. Нужно было удалять другие породы, а этого своевременно не сделали. В результате насаждение было заглушено сосной, другими породами, и его практически не осталось. Но установить настоящие причины гибели объекта в большинстве случаев очень сложно.

Специалисты утверждают, что некоторые из недавно ликвидированных памятников природы вообще не должны были существовать и появились только благодаря советской бюрократии. «Сегодня радикально изменился подход к этому вопросу: мы должны объявлять памятником природы только объект, который представляет ценность в экологическом, эстетическом, научном и культурном смысле одновременно, – подчеркнул Виталий Коренчук. – Дело в том, что большинство памятников природы объявлялось таковыми в 60-е годы. А тогда все это делалось списком, специалисты на места не выезжали; было важно не качество, а количество». Иногда эта гонка за количеством доходила до абсурда. Например, внутри парка, являющегося памятником природы, обнаружилось ещё несколько деревьев, имеющих такой статус. В насаждении, которое много лет охраняли как место произрастания карельской березы, данного вида практически не оказалось. Неспециалисты, заявлявшие памятник, приняли за редкое растение обычные, но несколько кривоватые белорусские деревца.

Владимир ПАВЛУНОВИЧ, наш соб. корр. в республике Беларусь