Партнеры журнала:

Экономика

Два листа фанеры на сундук ЛПК

В начале 90-х годов при смене в России политического строя как результат политического и экономического кризиса закрылись или почти прекратили производство множество предприятий по всей стране. В то же время отрасль производства фанеры почти не пострадала. Закрылись всего 3 завода. Ориентация страны на сырьевой экспорт позволила бизнесу заработать начальные капиталы, просто выжить в условиях кризиса. Однако сегодня ситуация кардинально меняется. Рост производства фанеры начался с 1996 года и обусловлен в основном ростом экспорта. По расчетам ЦНИИФ (Central research institute of plywood), «62 % прироста производства фанеры в России с 1995 по 2003 год объясняются ростом экспорта и лишь 38 % — внутренним потреблением».

Некоторые специалисты считают, что дальнейшее развитие отрасли, ввод новых мощностей по производству ДВП, MDF, ДСП, развитие производства OSB увеличит спрос на сырье. Как следствие, увеличится его цена, а соответственно, и цена на фанеру. В итоге российские производители потеряют конкурентное преимущество в цене. Такой сценарий представляется не совсем верным. Политика Правительства России в области лесного хозяйства предполагает переориентацию с экспорта необработанной древесины на производство и экспорт продукции глубокой переработки. Предполагается, что новый Лесной кодекс и планируемое повышение пошлин на экспорт круглого бревна в течение 3 лет на 80 % от сегодняшних заставит российских лесозаготовителей более внимательно отнестись к нуждам внутреннего рынка. А производителей плитных материалов и иных продуктов деревообработки стимулирует для приобретения нового оборудования и развития производства. Возможно, что установление новых четких правил игры привлечет в отрасль новые инвестиции, в том числе и из-за рубежа.

Если сейчас по производству фанеры лидирует Китай, то в будущем ситуация может коренным образом измениться. Увеличение пошлин на экспорт круглого бревна неизбежно вызовет сырьевой голод у китайских производителей, так как существенная доля сырья — из России.

Сложившаяся практика нелегальных поставок из России позволяет китайцам держать интересные цены на фанеру и наращивать экспорт. Так, в 2005 году они продали более 4,6 млн м . Стратегически важная задача — заставить китайских производителей перенести свои производства на российский Дальний восток, открывать совместные предприятия на территории страны. Это позволит развивать инфраструктуру далеких от центра регионов. На сегодняшний день ситуация такова, что обширные богатейшие области в Сибири и на Дальнем Востоке почти не освоены.

В России сегодня успешно работают 64 фанерных комбината. Однако уже сейчас правительственная политика привела к тому, что в соответствующие проектные организации было подано более 50 заявок на разработку проектной документации для организации фанерных производств. В последние годы наметилась тенденция к перевооружению уже существующих предприятий (начало около 1999 года). Так, если в конце 90 х годов износ парка оборудования составлял 70−80 %, то теперь специалисты оценивают его в 60 %.

В то же время очевидно, что эти данные уже устарели и требуют пересмотра. Так, например, Демидовский ФК ввел в 2007 году новые производственные мощности на 140 тыс. м в год, переоборудованы Сыктывкарский фанерный комбинат (175 тыс. м в год) и Архангельский ФК. По словам генерального директора ООО «ПромБизнес- Консультант» Сергея Зверева, переоборудован Уфимский ФК, в Костромской области открылся новый завод, скоро начнут работу новые мощности Томского ФК. Помимо этого, многие заводы, не готовые ещё закупать дорогостоящее оборудование и вводить в эксплуатацию новые производственные мощности, производят частичную замену устаревшего оборудования, при этом часто закладывая перспективу для дальнейшей модернизации и соответственно увеличения производительности.

В начале 2006 года ряд экспертов прогнозировал рост производства фанеры с 3 до 3,8 млн. Но уже сейчас очевидно, что рост производства фанеры в России более интенсивен, чем предполагалось.

С учетом очень неплохого инвестиционного климата, сложившегося в России за последние годы, темпы перевооружения ФК, количество проектов по открытию новых, рост спроса на внешнем и внутреннем рынке, можно в ближайшие 3−5 лет ожидать прирост производства до отметки в 4,5−5 млн.

Не стоят на месте и структурообразующие предприятия и компании. В качестве примера можно привести результаты деятельности ЦНИИФ. В ЦНИИФ разработаны принципиально новые технологии получения экологически безопасных фенольных смол с заменой до 25 % токсичного фенола на новый химически активный и экологически чистый порошкообразный наполнитель. По физико-химическим свойствам модифицированные смолы соответствуют требованиям ГОСТ 20907−75. Фанера, изготовленная на данных смолах, отвечает требованиям ГОСТ 3916.1−96 и нормам класса Е 1 по токсичности. Технология включает: специально разработанные отвердители для фенолоформальдегидных смол, позволяющие склеивать фанеру с сокращением цикла горячего прессования до 25 %; клеи для склеивания фанеры при пониженных температурах; бесфенольную водостойкую смолу и клеи на её основе для производства экологически чистой фанеры и древесных плит.

Для многих компаний-поставщиков деятельность на территории России не ограничивается только продажей оборудования и его сервисным обслуживанием. Например, Schelling AWB (Москва) сотрудничает с рядом проектных организаций. А в 2007 году Московскому государственному университету леса будут предоставлены для обучения студентов, будущих специалистов отрасли, современные европейские станки для раскроя плитных материалов, переработки отходов деревообработки и мебельных производств, аспирационное оборудование фирмы Hoecker Polytechnik.

Если говорить о форматах фанеры, производимой в России, то картина следующая. В настоящее время выделяют всего 2 марки фанеры общего назначения в соответствии с уровнем водостойкости: ФК и ФСФ. Фактически классификация по маркам соответствует принятой в мировой практике классификации продукта по наличию/отсутствию возможности его использования для наружных элементов конструкций и оформления. Фанера ФК может использоваться без ограничений в производстве мебели и как конструкционный материал в условиях менее агрессивной внешней среды. На фанеру марки ФК приходится 59 % российского производства фанеры общего назначения, на фанеру ФСФ — 41 %. В основном это большеформатная фанера; доля такой фанеры в России сегодня оценивается в 35−38 %.

Производство фанеры из хвойных пород составляет менее 8 %, а трудногорючую фанеру производят всего 2 ФК, на её долю приходится 0,4 % объема выпуска фанеры в РФ. Ламинатом покрывается только большой формат фанеры, доля ламинированной фанеры составляет 15,2%. Наиболее распространенные размеры большеформатной фанеры — 1525×3050 и 2440×1220.

Соотношение объемов производства различных форматов фанеры в России

Наибольший рост ожидается по производству формата 2440×1220. Объемы производства были увеличены всеми российскими производителями. С учетом объемов производства фанеры данного формата и потенциалом спроса на нее со стороны строительных организаций в России и в Европе, ожидается рост производства с не меньшими темпами, по крайней мере, в течение ближайших 3 лет. В ближайшие годы ожидается увеличение производства формата 2440×1220 в 2 раза. По некоторым данным, в этом году будут введены новые мощности по производству формата 2440×1220 на 200−250 тыс. м в год.

Конечно, не все так хорошо, как хотелось бы. Но определенную надежду и уверенность дает уже то, что Правительство России обратило внимание на проблемы, существующие в отрасли. Идет работа по привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности российских предприятий, разработана правительственная программа «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины». Одно можно сказать точно: «Дорогу осилит идущий».

Михаил КОРОБЕЙНИК
отдел маркетинга Schelling AWB — Moscow. Статистические данные предоставлены специалистами ЦНИИФ