Сучок — главная нота в музыке пола
Описать красоту словами невозможно. Можно лишь выразить свое впечатление. Поэтому тому, кто неравнодушен к изделиям из дерева, кто любит этот теплый, всегда живой и чутко контактирующий с человеком материал, лучше самому познакомиться с продукцией небольшой петербургской фирмы «Массивные полы». Во-первых, это действительно красиво, а во-вторых – это настоящий эксклюзив, потому что полы изготавливаются по особой технологии мастера, которого в профессиональной среде хорошо знают и, что самое главное, глубоко уважают. Такое единодушие профессионалов – большая редкость, но когда познакомишься и пообщаешься с Юрием Маланка, поймешь, что иначе быть не может.
Но сначала все-таки о самих полах, вернее, о технологии. Ничего исключительного в этой технологии нет, кроме того химического состава, которым пропитывается доска. Проникая в верхние слои древесины, состав вступает в реакцию с дубильными веществами. В порах дерева происходят естественные химические процессы, в результате чего доска приобретает особый оттенок или вообще меняет цвет, при этом мельчайшие детали рисунка – все сучки, даже крохотные, все извилины и едва заметные черточки, вся глубинная красота структуры дерева – отчетливо и рельефно проявляются на поверхности. Поистине красота в деталях.
Но не забудем, что речь идет о полах, а значит, вопросы износостойкости финишных покрытий должны быть на одном из первых мест. Особые составы решают этот вопрос просто и элегантно: процессы изменения цвета и проявления рисунка проходят равномерно по всей глубине пропитки, поэтому при стирании верхних слоев рисунок ничуть не изменяется. И каких-либо дополнительных усилий для сохранения поверхности пола, кроме использования прозрачного масла с твердым воском, не требуется. Конечно, можно использовать для этой цели и традиционный лак, но это не лучший вариант, потому что теряется то, ради чего так скрупулезно создаются разные композиции пропитывающего состава: дерево перестает дышать, оно отдаляется от человека.
Эти полы пробуждают генетическую память о том давнем времени, когда человек ещё был близок к природе. Тогда все строили из дерева не только потому, что этого материала на Руси было вдоволь, но и потому что чувствовали его благотворное влияние на жизнь человека. Русские мастера всегда любили дерево и глубоко его понимали, из поколения в поколение передавались секреты технологий, и каждый настоящий мас¬тер вносил что-то свое. Сегодня мы пытаемся восстановить утраченное. Мода на натуральное, высококачественное, на естественную природную красоту все больше захватывает нас, и в этом смысле полы, изготавливаемые по технологии Юрия Маланка, можно назвать ультрамодными.
Для производства полов отбирается высококачественная доска от серьезных зарубежных и отечественных производителей. Это, как правило, дуб, ясень и другие породы дерева с красивым рисунком. При этом желательно, чтобы на доске были сучки, потому что сучок – это природная красота и элемент дизайна. У сучка более плотная текстура, и при обработке составом он «поджигается» иначе, чем вся древесина, становится более темным и на поверхности доски выглядит рельефно, эффектно, доминируя над всеми тонкими извилистыми линиями. Сучок – это главная нота в музыке аутентичного пола.
Все операции, кроме финишной, производятся на немецких дерево¬обрабатывающих станках. Финишная обработка каждой доски – это тонкий ручной процесс. Пропитка специальным составом, чтобы подчеркнуть естественную красоту древесины; процесс «старения» доски, когда намеренно делаются неровные края, выщербленки, царапинки, потертости; украшение медными гвоздиками и прочие-прочие хитрости – все находится в головах и руках мастеров. Хотя разработано уже более сорока видов обработки доски и создано много коллекций, каждый заказ получается уникальным, потому что абсолютно идентичных рисунков дерева не бывает. При этом каждая порода дерева по-своему реагирует с химическими составами, создавая различные цвета и оттенки. Как всякий человек имеет особый оттенок загара, так и каждая доска, вырабатывая свой пигмент, приобретает неповторимый цвет. Это абсолютно натуральный процесс, в котором не задействовано ни грамма краски.
Секретами химического состава владеет только Юрий Маланка. Настойки натуральных продуктов на спирту, на водке, различные комбинации химических реагентов – это его творчество. «Я просто их придумываю, – говорит мастер, – все остальное делает природа. И вообще это не новая технология, а давно забытое старое. Все это очень древнее, все делали наши предки, я просто „приподнял“ эту подзабытую информацию о свойствах древесины и усовершенствовал».
С деревянными напольными покрытиями Юрий Маланка работает с 2000 года, а вообще с деревом стал работать много раньше: в свое время занимался восстановлением и реставрацией деревянных церквей, резьбой по дереву. Тогда и полюбил этот красивый материал. Все, что он делает, он делает в первую очередь для себя, потому что интересно, потому что нравится. Потому что постоянно возникают новые идеи. «Старые постройки дают очень многое, потом появляется опыт, и уже начинаешь сочинять новые вещи». Помимо полов Юрий Маланка «сочиняет» разные деревянные предметы, не для бизнеса. Бизнес в его жизни – продукт побочный, но всегда успешный. Коллеги любят и уважают этого молодого человека за солнечный талант, за постоянный радостный творческий процесс, которым он живет сам и заражает всех окружающих, за Божий дар созидания красоты.
Галина МАЛИКОВА