Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!
Традиции – великое дело, и наши законодатели стараются их соблюдать. К примеру, самый популярный способ учить плавать на Руси был прост: ребенка бросали из лодки в воду, а уж он волей-неволей должен был выплыть. Если не получилось – слабак, а значит, не о ком жалеть. Сейчас по такому же принципу работают и федеральные власти. Меняют правила, то есть законы, не заботясь об их подготовленности, и бросают в этот правовой хаос участников игры. Новый Лесной кодекс вступил в силу с соблюдением тех же национальных традиций: приказ дали, из лодки выбросили, а спасательным жилетом не снабдили и с циничным интересом наблюдают – выплывет или утонет.
Рассмотрим ситуацию в Вологодской области. Тамошние чиновники и законодатели (отдадим им должное) за работу взялись быстро: не жаловались, хотя такое желание явно было, а приступили к работе уже в конце минувшего года. Возможно, всех напугал приехавший в начале декабря на всероссийскую выставку-ярмарку «Российский лес» глава Рослесхоза Валерий Рощупкин, который прямо заявил, что за все проблемы будут отвечать местные власти и неважно, что законы устанавливают в Москве и лесные платежи тоже в основном уходят в столицу.
«К 10 января все субвенции на ведение лесного хозяйства будут переданы регионам на счета казначейств. К этому моменту вы обязаны сформировать орган управления и открыть все счета для того, чтобы вести всю лесохозяйственную деятельность, – подчеркнул на встрече с вологодскими чиновниками и лесниками Валерий Рощупкин. – Если цепочка не будет выстроена, система финансирования не будет работать, и вы оставите людей без зарплаты».
К 15 февраля регионы должны были разработать и защитить проект бюджета на лесохозяйственные нужды до 2010 года включительно. «Все, что не успеем сделать, – предположил было коллективную ответственность глава „Рослесхоза“, но тут же поправился, – это останется на вашей совести, а времени практически ноль». Как точно сказано в народной присказке: «Ты виноват уж в том, что я тебе начальник». Если бы и к себе федеральные ведомства предъявляли такие же жесткие требования, как к «братьям меньшим», то в отношениях столицы и регионов царила бы полная гармония, а, главное, государственная машина действительно работала бы эффективно.
Что касается Вологодской области, чиновники правительства региона постарались действовать оперативно в новых условиях. Они быстро подготовили уставы лесхозов, которые ещё до Нового года зарегистрировались под новой юридической вывеской. Оформили и генеральную доверенность на проведение финансовых операций. Но, главное, приняли три областных закона, которые не позволили остановить работу всего лесного комплекса. Конечно, местные документы необходимо разрабатывать на основе соответствующих федеральных, но их-то как раз ещё нет, поэтому инициатива властей Вологодской области юридически уязвима, но морально и прагматически оправдана.
«Законы принимали в рамках нового Лесного кодекса, но в отсутствие федеральных нормативных документов, которые должны быть разработаны к 1 июля, – комментирует решение вологодских властей депутат Законодательного собрания области и директор Череповецкого фанерно мебельного комбината Евгений Коротков. – Эти законы были приняты, чтобы обеспечить переход к новым правилам лесопользования. Документы приняты после согласований с юристами, хотя они и вызывают много вопросов. Ведь нельзя было допустить, чтобы образовался правовой вакуум, беззаконие. Это гораздо хуже любых, пусть и несовершенных, законов».
В то же время нужно отметить, что этот шаг был детально просчитан в областном правительстве. Руководитель лесного департамента Виктор Грачев пояснил: «В положении Лесного кодекса сказано, что в исключительном случае субъект Федерации может принять нормативные документы, не противоречащие лесному законодательству». Что и говорить, случай действительно исключительный.
Принятые областными законодателями законы позволили лесникам и лесопромышленникам продолжить свою работу. Так, вологжане смогли первыми из всех регионов страны представить и защитить в столице лесной финансовый план до 2010 года. «В департаменте не было ни выходных, ни праздников. Все это для того, чтобы не прекратить лесопользование», – отметил начальник лесного ведомства Виктор Грачев.
Лесные области и республики Северо-Запада, насколько известно, тоже приняли аналогичные вологодским законы. Некоторым областям в новых условиях срочно пришлось создавать лесные управления и департаменты. Законотворчество на местном уровне расцвело пышным цветом.
Юриспруденция – наука не из точных: во многом зависит от прецедентов, а в нашей стране – и от взглядов властей на проблему, поэтому последствия правовых инициатив трудно предугадать, но в данном случае, даже если инициатива наказуема, её отсутствие грозит регионам более негативными последствиями.
Федеральные правовые акты должны появиться к 1 июля. Однако региональные власти не слишком на это надеются: мол, не бывало ещё такого, чтобы столичные чиновники что-то подготовили к установленному сроку. Также лесоводы и лесопромышленники опасаются, что законотворческая работа московских специалистов вновь пройдет в режиме полной секретности, помня о том, как разрабатывался Лесной кодекс. «Назовите нам тех, кто будет писать новые законы о лесопользовании, буквально адреса и фамилии. Мы хотим участвовать в разработке документов», – в один голос требовали все участники лесных взаимоотношений и в кулуарах, и с трибун, стараясь достучаться до небес (вернее, до Садового кольца).
Правила лесопользования, разработанные ещё полвека назад, почти никого не устраивают, но эти «почти все» опасаются, не стали бы новые законы хуже прежних. Правда, пока опасения не оправдываются. «Известно, что нормативно-правовая база будет утверждаться в Минпромэнерго, а разработчики трудятся в Министерстве природных ресурсов, – сообщил директор холдинговой компании „Череповецлес“ Валерий Писарев. – Мы знаем, куда обращаться, уже связывались с Минпромэнерго, отправили свои предложения. Надеюсь, что это не впустую и предложения, не только наши, будут учтены». Представители областного правительства также подтвердили, что уже получили несколько проектов нормативных документов и отправили в ответ свои отзывы. Руководитель департамента Виктор Грачев даже посетовал на пассивность областных лесоводов и лесопромышленников, призвав их обращаться со своими предложениями в лесное ведомство.
Хотелось бы верить, что столичные чиновники, наконец, прислушаются к тем, кто непосредственно работает в лесном комплексе и досконально знает все его проблемы. Пока же, по привычке, регионы предпочитают надеяться на себя. Даже последние изменения с передачей регионам полномочий по управлению лесами неизвестно чем могут обернуться. Отвечать-то за положение дел будут именно субъекты Федерации: чего стоит одно заявление «Рослесхоза» о необходимости сокращения незаконных рубок в 100 раз. До сих пор таких требований к себе федеральное ведомство не предъявляло и совершило этот «подвиг» только тогда, когда передало «власть» регионам. А вот какими правами и полномочиями будут наделены субъекты Федерации, пока не ясно. Дополнительными средствами они вряд ли будут подкреплены – столица предпочитает собирать деньги в свою казну и делится ими неохотно. Поэтому воспользоваться переходом лесов в управление местных властей на благо регионов, а не единичных чиновников будет непросто. Сейчас главная задача для ЛПК регионов России – выплыть и не утонуть, а там уж можно подумать и о рекордах, если федеральный центр не осчастливит каким-нибудь дополнительным грузом.
В Вологодской области уже в январе этого года был проведен первый аукцион по новым правилам. Нужно заметить, что в настоящее время многие потенциальные покупатели ещё не знают, чем отличаются новые правила торгов от старых, а изменения между тем существенные. Например, торги можно проводить более оперативно: сообщать об их проведении будут не за 30, а за 15 дней. Шаг аукциона снижен с 10 до 5%, но залог, вносимый его участниками перед началом торгов, установлен в размере 100% начальной стоимости лота вместо прежних 10%. Это может быть обременительно для некоторых покупателей, зато гарантирует серьезность их намерений. Раньше бывали случаи, когда один из участников аукциона доводил цену до нереальной, предпочитая потерять залог, но не дать конкуренту завладеть лесфондом. И, наконец, главное новшество: аукцион, по сути, может быть безальтернативным. В отсутствие конкуренции формально аукцион будет признан несостоявшимся, но по закону единственный претендент получит выбранный участок в 10-дневный срок. Правило, похоже, тоже вполне разумное, ведь до сих пор конкуренция абсолютного большинства аукционов была полной профанацией. «Как правило, участвовали два претендента, – описывает проведение торгов директор Череповецкого лесхоза Александр Терешичев. – После поднятия цены на 10%, то есть на один шаг, аукцион прекращался». Это и неудивительно, ведь «конкуренты» были подставные, все это знали, но условия нужно было соблюсти.
Об обеспечении лесфондом крупных арендаторов и власти, и сами заготовители позаботились ещё до Нового года. Теперь же достаточно вносить лишь некоторые небольшие корректировки, основываясь на все тех же экстренно принятых областных законах, пока федеральный центр не разработает свои документы.
Отпуск леса населению также не приостановлен, областные власти и тут подстраховались соответствующими законами. Остается лишь приятно удивляться, что в такой лавине преобразований пока удалось избежать серьезных катаклизмов. Впрочем, многие преобразования ещё впереди, в том числе реформа системы лесхозов. Лесники уже устали переживать, что ждет их в будущем, но перспектива объединения бывших сельских и государственных лесхозов и сейчас их настораживает. Каждый боится остаться не у дел. Власти действительно планируют частично объединить некоторые лесхозы ещё до их преобразования в так называемые лесничества. Правда, вряд ли это будет носить массовый характер.
Сложно жить в эпоху перемен. Но беда не приходит одна: к радикальным решениям земных властей добавила проблем и небесная канцелярия. Лесопромышленникам пришлось бороться не только с опасностью остаться в правовом вакууме без лесфонда, но и с погодой. В отсутствие круглогодичных дорог во время декабрьской плюсовой температуры вывозка древесины была приостановлена.
В этой ситуации добавилось головной боли и у властей. В дополнение к документам к новому Лесному кодексу им пришлось разрабатывать и меры по поддержке предприятий, пострадавших от теплой погоды. Правительство Вологодской области под напором лесопромышленников выпустило постановление, предусматривающее некоторые льготы лесникам, в том числе замену нетронутых лесосек на равноценные. На завершение вырубки в уже начатых делянках будет дана отсрочка даже по истечении сроков действия лесорубочного билета. В некоторых случаях будет разрешена разработка лесосек с изменением сроков примыкания.
Власти планируют упростить лесопромышленникам и работу по строительству дорог, а именно обеспечить быстрый отвод участков для разработки притрассовых карьеров. Также планируется частичная компенсация процентной ставки по сезонным кредитам, полученным лесопромышленниками. Неизвестно, помогут ли все эти блага удержаться на плаву предприятиям ЛПК региона, но желание правительства Вологодской области уберечь лесную отрасль от нагрянувшей стихии, как природной, так и законодательной, налицо.
Максим РОДИОНОВ
Комментарий эксперта
Новость о подписании Лесного кодекса Президентом РФ застала начальника отдела развития лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ Валерия ПРИЛИПОВА на выставке «Woodex / Лестехпродукция-2006». Корреспондент журнала «ЛесПромИнформ» попросил прокомментировать, как принятие этого документа повлияет на инвестиционный климат в отечественной лесной отрасли.
— В Лесном кодексе есть 22-я статья, она дает возможность реализации инвестиционных проектов. Некоторый опыт мы наработали в автопроме, за 15 месяцев было сделано 9 проектов по строительству заводов и заключено договоров на сумму свыше 2 миллиардов рублей.
Есть два основных пути привлечения инвестиций. Первый — в рамках федеральной целевой программы, но её реализация растягивается, как правило, на длительный срок — лет на 10. Надо здесь утвердить, там утвердить, а инвестор 10 лет не ждет: пришел инвестор, надо с ним работать. Поэтому мы уже с лета рассматриваем возможность пойти путем инвестиционного соглашения — оно, если сравнить с федеральной целевой программой, более оперативно: есть потенциальный инвестор, есть условия соглашения, если инвестор согласен на эти условия, пожалуйста, можно работать.
— Какова схема работы с инвестором?
— Ещё в декабре 2005 года мы разослали соответствующие запросы в основные субъекты Федерации. Было важно понять, как региональные власти, исходя из принятых у них программ, видят развитие ЛПК. Получили свыше 200 предложений из 31 субъекта.
Затем мы их отсортировали по видам продукции, уровню продвижения проекта, где есть потенциальный инвестор, а где областные правительства просто хотят вести строительство за счет государства, где подобрана площадка, где есть электричество, дороги и т. п. Таким образом, мы отобрали наиболее интересные возможные объекты.
Изучая, какой конкретный вид продукции хотят производить, какова заинтересованность региона, его администрации: насколько она готова делать все возможное для реализации проекта, например предоставить свои местные преференции, вкладываться в строительство, подведение коммуникаций и т. д. Таким образом, постепенно вырисовывались контуры инвестиционного соглашения.
Кроме того, новый Лесной кодекс отдал лес в управление субъектам Федерации, и приоритетные инвестиционные проекты будут реализовываться без аукциона. Соответственно, будем предлагать регионам на время строительства объекта резервировать под него лесосеку, а на время окупаемости объекта снижать стоимость аренды лесофонда, привлекать средства какого-либо инвестфонда или кого-то другого в инфраструктурные объекты.
Другими словами, интересные проекты сегодня есть.
— Выходит, что новый Лесной кодекс при всех его недостатках и недоработанности уже сегодня способствует привлечению инвестиций в отрасль?
— Министерство природных ресурсов РФ предполагает, что в течение первых 6 месяцев выпустит всю необходимую нормативно-правовую документацию. Есть распоряжение Правительства, МПР и других ведомств представить график разработки всей нормативно-правовой базы, которая вытекает из нового Лесного кодекса. Так что работа идет активно и технично.