Система учета топлива
Водитель, не воруй!
Темы, связанные с ежемесячным ростом цен на топливо, волнуют многих. Затраты на топливо являются одной из основных статей эксплуатационных расходов предприятий, работающих со спецтехникой и транспортом. Стоимость услуг подобных компаний далеко не всегда поспевает за ростом цен на топливо. В то же время любое предприятие может снизить свои затраты на бензин. В чем секрет? Дело в том, что Вы доверяете технику водителям, в большинстве случаев они и определяют, какое количество топлива ей необходимо. Речь идет о воровстве топлива и нерациональном использовании Вашей техники. Раньше эти вопросы редко обсуждались. Однако сегодня есть решение этой проблемы.
Хорошо организованный «бизнес»!
Территория России огромна, и лесных массивов в нашей стране достаточно для успешного развития лесной промышленности. Условия «добычи» этого ценного ресурса существенно различаются: есть и сухие леса, и болото; есть и близкие к дороге, а есть и такие, куда без техники и не доберешься. В этом случае и до леса нужно добраться, и деревья повалить, и подготовить их к транспортировке. В каких количествах топливо «утекает» на различную спецтехнику?
Сегодня воровство горючего — это хорошо организованный «бизнес». «Дополнительный заработок» у грамотного водителя составляет не менее половины от официальной заработной платы. О том, что топливо воруется, знают все: и директор, и зам, и начальник гаража, и главбух, а что поделаешь — норма. Проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам или ведомостям собственной заправки.
Основные махинации водителей можно подразделить на две группы:
- Использование техники и транспорта водителем в своих личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, в свой карман, или, наоборот, бездействие (полдня простоять в укромном месте). Не соблюдаются условия экономичной езды: сначала водители отдыхают, а потом выжимают из машины все, что только возможно выжать. При этом повышается риск попадания в аварию и ухудшается техническое состояние машины.
- Воровство топлива или списывание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом водители подкручивают показания спидометра.
Масштабы воровства
О том, каких масштабов достигло воровство топлива, практически никто не знает. Вот конкретный пример. Представьте удивление руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывалось топливо из расчета нормы расхода 45−60 литров на моточас (для бульдозеров), а после анализа контроля расхода топлива получили результат 26−30 литров на моточас! «Перерасход топлива» в этих случаях посчитать нетрудно: для бульдозера «перерасход» составлял в среднем 25 литров с моточаса. Если посчитать, что водители на технике работают в две смены с двумя выходными в неделю, то экономия составит 91 тысячу литров в год от работы только одного бульдозера!
Решения проблемы воровства
На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Среди них можно выделить следующие основные типы:
- Системы аналитического типа на базе бортовых компьютеров. Принцип работы — вычисление объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Главным достоинством подобных систем является возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива: водитель приучается к экономному стилю езды. Недостаток — вычисление расхода топлива производится по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят из предусмотренных рамок, растет ошибка. Такие системы также не отмечают сливы топлива и заправки. При нажатии определенных комбинаций клавиш система сбрасывает свои показания. При этом водитель может установить желаемое потребление по своему усмотрению. Блокировка обмана, основанного на махинациях с «левыми» чеками, также невозможна.
- Системы проточного типа черпают информацию от расходомера турбинки в топливопроводах автомобиля. Достоинство — показание фактического количества топлива, прокаченного через магистраль. Недостаток — большая погрешность и возможность вмешательства водителя в такую систему. При этом в российской солярке встречается большое количество твердых частиц, которое сокращает ресурс турбинки, могут возникнуть проблемы в холодное время года с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива, махинации с чеками также не блокируются. К тому же любое вмешательство в топливную магистраль техники официально запрещено всеми производителями, т. к. приводит к поломке ТНВД, ТННД и других дорогих агрегатов топливной системы.
- Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, их очень легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор путем слива топлива на стоянке с включенным зажиганием, невозможно также проследить «левый» пробег машины; рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. На отечественных транспортных средствах такое оборудование не работает из-за большой погрешности штатных датчиков уровня топлива.
- Система контроля расхода топлива FMS (Fuel Monitoring System). Расскажем подробнее об этой системе.
Как узнать, кто ворует и сколько?
Хотя проблема воровства топлива актуальна во многих странах, решение этой проблемы было разработано и поставлено на производственный конвейер российской компанией «Омникомм Технологии». Это предприятие заняло лидирующие позиции на российском рынке и продолжает открывать новые географические горизонты благодаря производству системы контроля расхода топлива FMS, которая устанавливается как на спецтехнику, так и на транспорт. Приведенный выше пример фактического расхода топлива для бульдозера был определен благодаря системе FMS, установленной на него.
На российских, белорусских и украинских предприятиях уже работает более 20 тысяч установок FMS. Если восемь лет назад нужно было объяснять, зачем нужны эти системы, то в настоящее время дилерская сервисная сеть уже добралась и до Камчатки. Недавно системы контроля расхода топлива были установлены на Звенигородском автодоре в рамках сотрудничества с Российским государственным университетом нефти и газа имени И. М. Губкина для определения фактического расхода топлива различными транспортными средствами и спецтехникой.
FMS давно шагнула за пределы России: есть партнеры в странах СНГ и Балтии, странах дальнего зарубежья (Европа, Бразилия, США, ЮАР и др.).
Так, например, к системам FMS проявили интерес такие крупные компании, как: компания ALL — America Latino Logistics — крупнейший в Латинской Америке железнодорожный перевозчик (системы FMS были установлены на тепловозы); компания «Дел Сокио» — лидер в транспортировке жидких нефтепродуктов и других жидкостей в Бразилии (автопарк — более 450 единиц, системы FMS были установлены на тягачи этой компании) и многие другие. Также недавно началось оснащение седельных тягачей (Mercedes-Benz и Volkswagen) системами FMS в Аргентине. А такой известный мировой производитель, как Tatra, оснащает автомобили системой FMS прямо на заводском конвейере в Чехии.
Преимущество систем FMS, обрабатывающих данные, полученные от высокоточных емкостных датчиков уровня топлива, заключается в том, что это устройство закрытого типа; информация, считываемая с данного устройства, доступна только руководству предприятия. Она полностью недоступна водителю, не дает ему почву для каких-либо махинаций. Программное обеспечение таких систем позволяет получать информацию о работе как отдельной машины, так и всего парка техники.
Система FMS включает в себя три основных компонента: устройство FMS (черный ящик) и высокоточный емкостный датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливаются на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе.
Устройство FMS — это «черный ящик» (черная пластиковая коробка размером с сигаретную пачку). Это устройство монтируется в кабине и подключается к электрике машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и других объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины в течение двух месяцев. Оно легко снимается с машины и вставляется в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика в течение нескольких секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание, не снимая прибор с техники, автоматически. Устройство возвращается водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере, экспортировать в Excel и другие программы.
Помимо контроля расхода топлива, по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или техника двигалась, а также как именно она передвигалась.
Основными показателями, которыми оперирует программа, являются:
- количество топлива в баке на начало и конец периода;
- общее количество заправленного и истраченного топлива;
- общее количество слитого топлива;
- пробег машины в километрах;
- средний расход топлива в литрах на 100 км, на моточас, на холостом ходу;
- время работы двигателя;
- время нахождения транспортного средства в движении.
Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков. При установке системы FMS в топливный бак монтируется высокоточный емкостной датчик уровня топлива, имеющий погрешность не более 1 %. Система FMS может считывать информацию и с обычного штатного датчика, однако у этих датчиков есть ряд существенных недостатков, которые не позволяют получать точную информацию о топливе. Это высокая погрешность штатного датчика — не менее 10 %. На некоторых импортных машинах есть возможность использования штатных датчиков, хотя погрешность показаний будет составлять более 5 %. Также водитель может легко обмануть штатный топливный датчик. Что же касается отечественных машин, то установка датчика «Омникомм» просто необходима. Размер датчика (длина) регулируется, поэтому спектр использования системы FMS очень широк. Это могут быть и легковые машины, и тягачи, и спецтехника, и карьерные самосвалы. Также датчики могут быть установлены на тепловозы, суда, на электростанциях, буровых, в котельных.
При использовании системы FMS имеется возможность учитывать конкретную специфику работы, например количество срабатывания ковша экскаватора за смену, поднятие и опускание кузова самосвала и многое другое.
Основными достоинствами системы FMS являются:
- большая информативность (кроме расхода топлива предоставляется информация о параметрах работы транспортных средств и спецтехники);
- низкая стоимость оборудования и высокая окупаемость (менее месяца);
- невмешательство в работу топливной аппаратуры (оборудование не может повлиять на подачу топлива в двигатель, работу ТНВД и другого дорогостоящего оборудования топливной системы);
- универсальность устройства (устанавливается на абсолютно любую технику);
- простота монтажа и эксплуатации, например широкий диапазон рабочих температур — от -50 до +85°С;
- невозможность незаметного вмешательства в работу устройства, антивандальная защита (отсутствие элементов настройки и индикации на оборудовании, которые можно было бы изменить);
- удобное программное обеспечение, возможность экспорта данных в другие программы;
- экономия от контроля и прекращения обмана со стороны водителей, повышение эффективности использования парка за счет увеличения экономичности вождения, анализа выполнения рейса по топливу, отслеживания и оптимизации непроизвольных простоев;
- косвенный контроль исправности топливной системы по расходу топлива и анализу общей загруженности транспорта.
Результаты, которые достигают предприятия после установки на свою технику системы FMS, очень высоки. Как правило, расход топлива на технике сокращается на 30−40 %, что приводит к экономии значительных денежных средств. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем предприятие получает чистую экономию, не говоря уже и о том, что некоторые водители могут заправлять дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав для отчета купленный на той же трассе чек. Иногда водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее. Такие махинации просто исключены в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки, зафиксированными в системе FMS, поэтому все тайное становится явным.
Система контроля расхода топлива компании «Омникомм Технологии» облегчает контроль над транспортом, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно. Однако не стоит думать, что система сама решит все проблемы и прекратит воровство топлива. Система скажет о том, сколько и кто ворует, кто нерационально использует транспортное средство, но решать такие проблемы может только ответственный руководитель, который, оперируя полученной информацией, сможет принять правильные управленческие решения по пресечению махинаций с топливом.
С. В. ЕМЕЛЬЯНОВ
Производитель систем контроля расхода топлива FMS — ООО «Омникомм Технологии»
Россия, г. Москва
Тел. / факс: +7 (495) 788 91 10,
788 91 82, 771 16 40
www.omnicomm.ru
E-mail: emelianov@omnicomm.ru