По данным эксперта Совета Федерации, объемы выявляемых незаконных рубок в РФ составляют менее 1% от объема законного лесопользования
Такие цифры на заседании Совета Федерации РФ озвучил зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, представивший проект постановления «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействии ее незаконной заготовке».
В частности, он отметил, что расхождения в оценке масштабов незаконных рубок лесных насаждений, выявляемых органами государственной власти субъектов РФ и зарубежными экологическими организациями, обусловлены разницей подхода в учетной политике: авторы иностранных докладов к нелегальной относят древесину, заготовленную с нарушением не только лесного, но и смежных законодательств. На деле объемы незаконных рубок не превышают 2 млн куб. метров древесины, что составляет менее 1% от объема законного лесопользования.
В свою глава Рослесхоза Иван Валентик обозначил ряд причин и факторов, непосредственно способствующих или влияющих на нелегальную заготовку и теневой оборот древесины. По его мнению, первым таким фактором является лесоустройство.
«Согласно имеющимся данным, сегодня доля площади лесов с недопустимой давностью – более 15 лет - составляет около 70%. При отсутствии достоверной информации о том, сколько леса было изначально, невозможно точно оценить объемы его целевого и нецелевого использования», – заявил он.
Вторым фактором Иван Валентик назвал «отсутствие достоверной системы и государственной статистической отчетности товарной лесопродукции. Поскольку данные ЛесЕГАИС не учитываются Росстатом, достоверно оценивать объемы оборота невозможно. Кроме того, из отчетности полностью исключен малый и средний бизнес.
Еще одной причиной теневого оборота древесины Иваном Валентиком были названы недостаточный контроль за санитарными рубками и появление на рынке древесины, легально заготовленной гражданами для собственных нужд. Из 14 млн м3 такой древесины только половина используется по прямому назначению.
Также были отмечены недостаточная численность лесной охраны, низкая заработная плата лесных инспекторов, износ автопарка, «теневая» деятельность пунктов приема, переработки и отгрузки древесины и другие факторы, негативно влияющие на ситуацию в сфере нелегальных рубок и оборота древесины.
Для решения этих проблем, по его мнению, требуется принятие ряда системных мер. В первую очередь, лесоустройство на землях лесного фонда необходимо передать на федеральный уровень, а Рослесхоз наделить функциями государственного органа по ведению статистической отчетности в сфере заготовки древесины.
Помимо этого планируется разработать и внедрить электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и внесение данных о нем в ЛесЕГАИС, установить единый для всей страны порядок отпуска древесины гражданам для собственных нужд и увеличить численность лесной охраны.
При этом Иван Валентик отметил тот факт, что указанные меры не дадут полноценного эффекта, пока лесхозам не будет возвращена возможность ведения полноценной хозяйственной деятельности.
«Необходимо дать возможность лесхозам зарабатывать, привлекать биржевые инструменты при реализации заготовленной древесины, что создаст возможности для формирования работоспособной и эффективной лесной охраны, а также будут решены вопросы занятости в отдаленных районах, что должно снизить уровень криминализации сферы лесных ресурсов», – заявил он.