Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Дмитрий Медведев предложил разрубить «гордиев узел накопившихся в лесном хозяйстве проблем» с помощью принятия нового Лесного кодекса

13.02.2019 15:36

Состоялась встреча Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с членами Совета Федерации. В рамках мероприятия был обсужден ряд вопросов в сфере экономики. Одним из самых проблемных пунктов обсуждения стало состояние лесной отрасли России.

 

Проблемы из 90-х

Как заявила в своей вступительной речи председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сегодня «в этой сфере преступный теневой сектор рулит всей лесной отраслью».

По ее словам, если в Советском Союзе лесная отрасль давала 30% поступлений в бюджет страны, то сегодня это убыточная отрасль.

«Сегодня доходы не получает ни один бюджет и это еще дотируется. Что происходит? Незаконные вырубки. В 90-е мутные годы раздали леса арендаторам. Я за то, чтобы частный бизнес привлекать. Это хорошо, но арендаторы никакой ответственности не несут за свои обязательства. Никто их не контролирует. Под программу строительства ЦБК раздали всем леса, огромные наделы. ЦБК не построены, никто обратно эту аренду не вернул», - отметила председатель СФ.

Есть и добросовестный бизнес, но у него как раз возникают проблемы с получением участков в аренду, и ему приходится «перекупать лес втридорога у этих арендаторов, которые ничего не делают, не отвечают за посадки, возобновление леса».

 

Все посчитать

В первую очередь, по словам председателя СФ, необходимо провести мониторинг всех договоров, которые заключены на 49 лет. Провести анализ этих договоров на предмет законности их заключения и того, за сколько участки сдали в аренду.

Далее необходимо провести мониторинг, как арендаторы выполняют свои обязательства, занимаются ли они восстановлением леса, и что они с этим лесом делают.

«Сегодня продажа леса абсолютно в теневом секторе. Лес куда-то гонят, там получают деньги, складывают их на счета. Биржа в Петербурге попыталась продавать лес. И те, кто пришёл на биржу, увидели: цена на лес выросла сразу в 10 раз в сравнении с той, которая официально называлась при продаже за рубеж»», - заявила Валентина Матвиенко.

По ее мнению, необходимо принять решение, чтобы участки под заготовку леса выделялись после реализации проекта по строительству перерабатывающих мощностей.
Причиной сложившейся ситуации она назвала системное нарушение с принятием Лесного кодекса.

«Мы считаем, что изменения, которые были внесены, пролоббировали определённые группы заинтересованных людей. В этом вина и законодателей, которые невнимательно отнеслись к этому закону. Мы потеряли хозяина в лесу, в разы сократилось количество лесников, мы потеряли финансирование. Потом всё это передали регионам, не обеспечив их деньгами. Там появились коррупционные схемы с участием всех и вся. Контроля никакого нет», - отметила она.

Очередную порцию критики получил и Рослесхоз, который «ограничивается только некими рекомендациями вместо того, чтобы подготовить, внести изменения в законодательство, которые нужны», система Лес ЕГАИС и таможенные службы.

 

Простое решение?

В своем ответном выступлении Дмитрий Медведев сразу же заявил, что «склонен поддержать идею, чтобы гордиев узел накопившихся в лесном хозяйстве и лесном законодательстве проблем разрубили при помощи нового Лесного кодекса».

По его мнению, проблемы зашли уже настолько далеко и носят столь системный характер, что бесконечные «заплатки» и попытки что-то отрегулировать изолированно от других вопросов, скорее всего, ни к чему не приведут.

При этом он посоветовал не впадать в «избыточный пессимизм» и продолжать развивать все те системы, которые были запущены в последние годы, в частности — ЕГАИС.

«Нужно обязательно переходить к электронной маркировке. Это касается вообще всей продуктовой линейки, всех товаров, всех видов продукции, которые на территории страны производятся, но в особенности – такой продукции, которая трудно поддаётся учёту, типа леса. Вот там, по сути, на каждое бревно должно ставиться электронное клеймо. Тогда мы будем понимать, кто, что и куда вывез», - заявил он в заключение.