В Правительстве области состоялись публичные слушания по внесению изменений в Лесной кодекс РФ
Сегодня в Правительстве Кировской области состоялись публичные слушания, посвященные обсуждению поправок по внесению изменений в Лесной кодекс РФ, который действует с 1 января 2007 г.
В слушаниях приняли участие Губернатор области Никита Юрьевич Белых, руководитель Института устойчивого развития Общественной палат РФ Владимир Михайлович Захаров, руководитель Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по организации экспертной деятельности Владислав Валерьевич Гриб, а также представители лесопромышленных предприятий, арендаторы лесных угодий, сотрудники лесоохраны и МЧС России.
Участие представителей Общественной палаты РФ в слушаниях обусловлено тем, что общественники намерены до конца года направить Президенту экспертизу Лесного кодекса с предложениями по изменению лесного законодательства. Было признано целесообразным провести слушания по обсуждению поправок в Кировской области, одном из регионов, где лесопромышленный комплекс является ключевой отраслью экономики.
После масштабных природных пожаров нынешнего лета в Общественной палате считают необходимым внести поправки в Лесной кодекс и другие нормативные акты, регулирующие вопросы сохранение лесного богатства страны. В частности, предлагается разработать правовую основу для существования государственной лесной охраны, и выделить необходимые для этого ресурсы из федерального бюджета, разработать правовую основу для существования экономически жизнеспособных лесохозяйственных организаций (лесхозов). Предлагается также исключить возможность существования бесхозных лесов. Одно из требований, которое, по мнению Общественной палаты РФ, должно быть закреплено законодательно, - запрет на выжигание сухой травы, стерни и тростника.
Как отметил Губернатор области Н.Ю. Белых, концепция действующего Лесного кодекса РФ построена на децентрализации системы управления лесами и передаче полномочий по их управлению субъектам федерации. В этой связи регионы стали нести ответственность за охрану лесов от пожаров и выполнение мероприятий по их тушению. По мнению Н.Ю. Белых, опыт ведения лесного хозяйства в рамках нового Лесного кодекса показывает, что направление преобразований выбрано правильно и необходимости внесения кардинальных идеологических изменений в Лесной кодекс нет. Однако некоторые положения Лесного кодекса нуждаются в корректировке и изменениях. «Ситуация нынешнего лета показала, что при одинаковых условиях и равных полномочиях пожароопасный период в субъектах РФ прошёл по-разному», - отметил глава региона. Н.Ю. Белых выразил уверенность, что предложения и оценки по корректировке Лесного кодекса, которые прозвучат в ходе сегодняшних слушаний, позволят выработать конкретные и согласованные решения.
С докладом о предложении комплексных мер, направленных на предупреждение и повышение эффективности тушения лесных пожаров выступил заместитель Председателя Правительства Кировской области С.В. Щерчков. Анализ пожароопасного периода показал, что борьба с пожарами, а также по их предупреждению, по словам Сергея Владимировича, могла бы быть организована более эффективно.
Правительство Кировской области в рамках поручения Президента РФ Д.А. Медведева, данного им по итогам совещания, посвящённого летним лесных пожарам, подготовило ряд предложений по внесению поправок в Лесной кодекс РФ и ряд других нормативных правовых актов.
В частности, предлагается допускать для участия в аукционах на право аренды лесных участков только тех юридических лиц и предпринимателей, которые обладают всеми необходимыми техническими средствами и оборудованием, а также квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения обязательств по договорам аренды, в том числе для тушения лесных пожаров на арендованных участках.
Аналогично, в конкурсных процедурах для размещения работы по выполнению государственных контрактов на лесных участках, не переданных в аренду, должны участвовать также организации, оснащённые всеми необходимыми техническими средствами.
Многочисленные лесные пожары возникают в результате пала сухой травы. При этом организация, осуществляющая работу по охране и защите лесов, юридически не может приступить к тушению сухой травы, пока огонь не доберётся до лесной территории. Правительство области предлагает ввести в Лесном кодексе запрет на разжигание огня на территориях, примыкающих к лесным насаждениям, не отделённых от границы леса защитными препятствиями, в частности, минерализованными полосами.
Также предлагается внести изменения в правила выделения бюджетных ассигнований, разрешающие использовать средства резервных фондов муниципальных образований не только на ликвидацию лесных пожаров, но и на их предупреждение.
Правительство региона предлагает разработать федеральную программу по расширению полномочий глав местного самоуправления в части оперативного управления чрезвычайными ситуациями – речь идет о создании в каждом муниципальном образовании на базе предприятий ЖКХ оперативных пожарных подразделений, оснащённых минимальным комплектом оборудования для тушения лесных пожаров. Кроме того, предлагается наделить органы местного самоуправления обязанностью при необходимости устанавливать на вверенной территории особый противопожарный режим и, соответственно, ограничительные меры по посещению гражданами лесных массивов. В этой связи федеральным органам управления образованием предлагается включить в государственные образовательные стандарты обязательные экологические программы, так как практика показывает, что граждане не всегда с пониманием относятся к таким ограничительным мерам.
Со своими предложениями на слушаниях выступили также главы ряда лесных районов Кировской области, представители лесного хозяйства.
Как подчеркнул Губернатор области Н.Ю. Белых, свод рекомендаций, прозвучавших сегодня, будет подготовлен и представлен в Общественную палату РФ для использования в расширенных слушаниях по поправкам в Лесной кодекс.