Лесной кодекс: вторая попытка внести поправки
Общественная палата РФ намерена добиваться изменений лесного законодательства, чтобы предотвратить в будущем катастрофические природные пожары. Экспертизу Лесного кодекса общественники намерены направить Президенту до конца года. Об этом сообщил сегодня, 1 ноября, руководитель Института устойчивого развития Владимир Захаров на слушаниях в Кирове с участием представителей лесопромышленных предприятий, арендаторами лесных угодий, сотрудниками лесоохраны и МЧС России. Член Общественной палаты выступил с рекомендациями, подготовленными Институтом устойчивого развития Общественной палаты РФ, и обозначил основные проблемы, которые требуют решений.
В частности, предлагается «разработать правовую основу для существования государственной лесной охраны, и выделить необходимые для этого ресурсы (финансирование из федерального бюджета)». В.Захаров отметил, что «восстановление лесной охраны должно происходить путем создания новых штатных единиц, а не за счет увеличения круга обязанностей ныне существующих должностных лиц лесничеств и лесопарков, перегруженных административной работой и не имеющих возможности выполнять какие-либо иные обязанности».
Кроме того, В.Захаров считает, что целесообразно разработать правовую основу для существования экономически жизнеспособных лесохозяйственных организаций (лесхозов). «Необходимо, во-первых, закрепление за этими организациями лесов, не переданных в пользование коммерческим структурам, на долгосрочной основе, и, во-вторых, принятие государственной программы поддержки лесного хозяйства, в том числе финансовой. Поддержка лесного хозяйства должна быть целевой и подразумевать переход от экстенсивной системы лесопользования к интенсивной в разумный срок (одно-два десятилетия)», — заявил член Общественной палаты РФ.
Предлагается также исключить возможность существования бесхозных лесов и защитных лесных насаждений. «Действие Лесного кодекса должно распространяться на все леса и защитные насаждения (лесополосы), как это было раньше, а не только на леса, находящиеся на землях некоторых категорий, как сейчас», — отмечается в документе.
В рекомендациях говорится о необходимости снижения уровня бюрократизма в системе органов управления лесами. «Важно на законодательном уровне ограничить права надзорных органов на проведение проверок и получение отчетов от органов и организаций, отвечающих за лесное хозяйство, с тем, чтобы снизить затраты времени сотрудников этих организаций на «бумагописание», — считает эколог.
Одно из требований, которое должно быть закреплено законодательно, — запрет на выжигание сухой травы, стерни и тростника. «В настоящее время весенние и осенние травяные палы являются одной из главных причин возникновения лесных и торфяных пожаров, а в ряде случаев палы непосредственно вызывают пожары в деревнях и гибель людей. „Контролируемые“ палы по факту способствуют лишь пропаганде выжигания сухой травы среди населения и ведут к увеличению пожарной опасности на природных территориях», — отмечено в рекомендациях института устойчивого развития ОП.
Для сведения: в 2006 году перед принятием Лесного кодекса Госдумой Общественная палата РФ провела его экспертизу и выступила с резкой критикой документа. В документах ОП отмечалось, что новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами, ослабил контроль над лесами, максимально упростил доступ частным лицам к этому природному ресурсу. Основная надзорная функция по новому Кодексу была передана регионам и в этом, считали в Общественной палате, заложена угроза для сохранности лесного богатства страны. При этом в новом документе не были прописаны требования соблюдения экологических норм, охраны, восстановления леса, а также не был продуман механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом. Прогнозы экологов и экспертов, которые в 2006 году принимали участие в подготовке заключения Общественной палаты, к сожалению, оправдались. Именно поэтому после масштабных природных пожаров 2010 года в Общественной палате считают необходимым внести поправки в Лесной кодекс и другие нормативные акты, регулирующие вопросы сохранение лесного богатства страны.