Правительство внесло в Думу очередные поправки в Лесной кодекс
Не успела Государственная Дума рассмотреть хотя бы в одном чтении правительственные поправки, разработанные по итогам летних пожаров 2010 года, как правительство внесло еще один «пакетный» законопроект, вносящий поправки в том числе в Лесной кодекс. На сей раз это законопроект № 454517−5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Это огромный, почти двухсотстраничный, законопроект, вносящий изменения сразу в несколько десятков федеральных законов. Статья 54 этого законопроекта касается Лесного кодекса РФ. На первый взгляд поправки выдержаны в стиле действующего лесного законодательства. К принципиальным новшествам относится то, что определение перечня работников государственных учреждений (в том числе региональных), осуществляющих государственный лесной надзор и государственный пожарный надзор в лесах, и особенностей их правового положения отнесено к полномочиям Правительства РФ. Кроме того, поправки отчасти разделяют понятия «надзор» и «контроль», что в целом несущественно.
Напомним, что 19 октября 2010 года Правительство РФ направило в Государственную Думу свои предложения по внесению поправок в законопроект № 358872−5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», который, как ожидается, в декабре будет рассмотрен уже во втором и третьем чтении. Эти правительственные предложения (фактически тоже поправки к Лесному кодексу) также касаются вопросов осуществления государственного лесного надзора и контроля и государственного пожарного надзора в лесах.
Законопроект № 454517−5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был внесен в Думу ровно за неделю до поправок к законопроекту № 358872−5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации». При этом поправки, внесенные на неделю позже, могут быть приняты намного раньше, поскольку фактически их рассмотрение начнется сразу со второго чтения (т. к. это поправки к уже принятому в первом чтении законопроекту). При всем этом два набора поправок, разработанных одним и тем же правительством, никак не связаны друг с другом и во многом друг другу противоречат.
В самой Думе эти два законопроекта будут готовиться к рассмотрению двумя разными комитетами (по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и по экономической политике и предпринимательству). Скорее всего, нормального взаимодействия между ними не будет.
Во что это все выльется — пока совершенно непонятно. Почти ровно двести лет назад великий баснописец И. А. Крылов по похожему поводу написал: «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». С государственным управлением лесами во времена Крылова дела обстояли совсем не блестяще, но все-таки несколько лучше, чем сейчас.
Предыдущие сообщения о правительственных поправках к законопроекту № 358872-5 \"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации\":
Комментарии к поправкам к Лесному кодексу (законопроект 358872-5) с учетом дополнений от Правительства РФ
В Лесной кодекс РФ планируется внесение очередного большого набора предновогодних поправок
* * * * *
Материалы к законопроекту № 454517-5 \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\":
Электронная регистрационная карта на законопроект № 454517-5
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Текст статьи 54 данного законопроекта:
Статья 54
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599; 2009, № 11, ст. 1261; № 52, ст. 6441) следующие изменения:
1) пункт 36 статьи 81 изложить в следующей редакции:
\"36) установление порядка организации и осуществления государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (государственного лесного надзора), а также осуществление федерального государственного лесного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;\";
2) в части 9 статьи 83:
а) в пункте 3 слово \"надзор\" заменить словом \"контроль\";
б) в пункте 4 слова \"и надзор\" исключить;
3) в статье 96:
а) наименование изложить в следующей редакции:
\"Статья 96. Государственный лесной надзор\";
б) в части 1 слова \"государственного лесного контроля и надзора\" заменить словами \"государственного лесного надзора\";
в) части 2, 21 и 22 изложить в следующей редакции:
\"2. Федеральный государственный лесной надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора, в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
21. Государственный лесной надзор за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
22. Перечень работников государственных учреждений, указанных в части 21 настоящей статьи, уполномоченных на осуществление государственного лесного надзора, и особенности их правового положения устанавливаются Правительством Российской Федерации.\";
г) в частях 3, 31, 3 2, 33, 5 и 6 слова \"государственный лесной контроль и надзор\" в соответствующем падеже заменить словами \"государственный лесной надзор\" в соответствующем падеже;
4) части 2 и 3 статьи 97 изложить в следующей редакции:
\"2. Государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
3. Перечень работников государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах, и особенности их правового положения устанавливаются Правительством Российской Федерации.\";
5) в наименовании и тексте статьи 98 слова \"и надзор\" исключить.