Рассмотрение больших «предновогодних» поправок к Лесному кодексу запланировано на 21 декабря 2010 года
Рассмотрение очередного большого набора «предновогодних» поправок к Лесному кодексу (законопроекта № 358872-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации») запланировано на 21 декабря 2010 года. Данный законопроект был внесен в Государственную Думу группой депутатов во главе с председателем профильного комитета Е. А. Туголуковым 14 апреля 2010 года под названием «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», и принят в первом чтении 6 октября 2010 года.
После этого законопроект был существенно расширен за счет поправок, разработанных Правительством РФ в соответствии с президентским поручением по итогам сезона лесных поправок 2010 года. Правительственные поправки касаются в основном охраны лесов от пожаров, и в меньшей степени − других аспектов охраны лесов и распределения полномочий между уровнями власти. Предлагаемая к рассмотрению во втором чтении версия законопроекта примерно на 6% (по количеству символов) состоит из исходного проекта, рассылавшегося для комментариев органам власти субъектов РФ и принятого в первом чтении, и на 94% − из последующих дополнений, почти целиком предложенных правительством. Это принципиально противоречит статье 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законопроект, предлагаемый к рассмотрению во втором чтении, огромен − по объему текста он составляет примерно 46% от действующей редакции Лесного кодекса. В случае, если он будет принят, Лесной кодекс существенно поменяется − фактически в Новый год страна вступит уже с новым Лесным кодексом. При этом концептуальная основа кодекса не изменится.
Законопроект в целом существенно лучше проработан, чем сам Лесной кодекс 2006 года и предыдущие наборы поправок к нему. Некоторые ошибки, присутствовавшие в промежуточных версиях законопроекта, были исправлены. Если бы концептуальная основа нового кодекса (которую данный законопроект практически не затрагивает) была верна и пригодна к нашим современным условиям, если бы смежное законодательство было разумно, если бы система органов государственной власти, ответственных за лесные и смежные вопросы, не была разъедена бюрократизмом и коррупцией, и еще при некоторых «если», эти поправки можно было бы назвать вполне приемлемыми. Но, к сожалению, нет у нас этих «если». С учетом опыта применения Лесного кодекса 2006 года, итогов проведенных на его основе реформ, разрухи в лесном хозяйстве − можно практически с уверенностью утверждать, что эти поправки работать не будут и ситуацию в лесном секторе принципиально не изменят.
При этом введение в действие многочисленных новых требований к органам управления лесами и их работникам может на некоторое время усилить паралич, охвативший лесное хозяйство. Это усиление, скорее всего, придется как раз на начало пожароопасного сезона следующего года, или даже на весь пожароопасный сезон.
Поправки предусматривают принятие Правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти множества новых нормативно-правовых актов, касающихся в основном охраны лесов от пожаров. С учетом опыта последних лет, можно утверждать почти с уверенностью, что к началу пожарного сезона 2011 года большинство этих актов принято не будет, и пожароопасное время страна вновь встретит без работающего лесного законодательства.
Самая большая опасность, связанная с данным законопроектом, состоит в том, что после его принятия руководство страны опять будет думать, что оно приняло разумные и достаточные меры по охране лесов от пожаров и других бедствий, успокоится и забудет о том, что с лесным хозяйством в стране происходит что-то неладное. И новый сезон лесных пожаров опять станет для большинства жителей страны сюрпризом.
Представляется наиболее вероятным, что поправки будут приняты Думой, рассмотрены Советом Федерации и подписаны Президентом до конца декабря.
Предыдущее сообщение на эту тему:
Комментарии к поправкам к Лесному кодексу (законопроект 358872-5) с учетом дополнений от Правительства РФ
Текст законопроекта 358872-5, предлагаемый к рассмотрению во втором чтении.