Ученые: Растительное биотопливо не является решением углеродной проблемы Европы
Журналистка издания Euronews Джулия Карбонаро изучила актуальные тренды и исследования в области биотоплива на растительной основе и отказа от ископаемого топлива и пришла к неутешительным выводам.
За последние пару десятилетий усилия по сдерживанию выбросов парниковых газов часто выглядели как компромиссы, а не радикальные решения, к которым призывают многие ученые. Один из таких компромиссов в Европе заключался в том, чтобы продолжать ездить на автомобилях, грузовиках и мотоциклах, но использовать биотопливо на основе сельскохозяйственных культур. Смешанное с дизельным топливом и бензином растительное топливо из, например, рапса, пшеницы, кукурузы или пальмового масла, помогло снизить зависимость человечества от ископаемых и сократить выбросы CO₂. По крайней мере так считалось.
Известно, что на транспорт приходится почти четверть выбросов парниковых газов в Европе. При этом на автомобильный транспорт приходится 70% всех выбросов. В отличие от других секторов в Европе выбросы от транспорта увеличились за последние 30 лет. Ученые говорят, что отчасти это может происходить из-за того, что биотопливо для сельскохозяйственных культур не совсем является климатическим союзником, которым его считали ранее.
В новом исследовании, проведенном по заказу организации Environmental Action Germany (DUH), говорится, что топливо из сельскохозяйственных культур – это «фальшивое решение» актуальной проблемы. Анализируя производство и потребление растительного топлива в Германии, исследователи обнаружили, что огромные площади земли по всему миру «тратятся впустую» на выращивание этого топлива, что приводит к огромным экологическим издержкам.
Так, чтобы удовлетворить огромный аппетит Германии к природному биотопливу, во всем мире используется более 1,2 млн гектаров земли. Хотя исследование ограничено Германией, исследователи говорят, что их выводы применимы ко всей Европе.
Если бы те же самые 1,2 млн гектаров земли были отведены под восстановление естественной растительности, эта земля могла бы хранить в среднем 16,4 млн тонн углерода в год. С другой стороны, согласно официальным данным, количество выбросов, сокращенных за счет смешивания биотоплива сельскохозяйственных культур с ископаемым топливом, составило всего 9,2 млн тонн CO₂ в 2020 году.
Кроме того, по словам исследователей, интенсивное сельское хозяйство наносит ущерб экосистемам и биоразнообразию, вызывая резкую потерю мест обитания и видов. К примеру, согласно последнему отчету Министерства окружающей среды Германии о состоянии природы, в той же Германии почти 70% местообитаний имеют неадекватный или плохой природоохранный статус.
Резюмируя, Джулия Карбонаро говорит, что человечество должно прекратить использовать растительное биотопливо. Недавно ЕС признал ущерб, причиняемый монокультурами для биотоплива, и ввел ограничения на расширение сельскохозяйственных угодий для этих целей. Однако немецкие исследователи считают, что этого недостаточно.
Вместо выращивания сельскохозяйственных культур земля должна использоваться для восстановления природы и производства продуктов питания. Кроме того, по мнению авторов исследования, следует немедленно обновить Директиву Евросоюза о возобновляемых источниках энергии (RED), которая в настоящее время стимулирует использование сельскохозяйственных культур и биотоплива. Кроме того, как и многие активисты-экологи, они просят с 2030 года прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Что касается общества, то человечеству стоит отказаться от личных транспортных средств в пользу велосипедов и общественного транспорта. При этом все транспортные средства должны питаться исключительно от возобновляемых источников энергии, например, солнечной и электрической. Для производства солнечной электроэнергии для электромобилей требуется на 97% меньше земли, чем для производства растительного биотоплива.