Китай и Германия остаются лидерами мирового экспорта оборудования
По данным Союза машиностроителей Германии (VDMA), в 2021 году восстановление экономики на важных рынках сбыта привело к значительному росту экспорта машин и оборудования. Однако этого было недостаточно, чтобы вернуть себе звание чемпиона мирового экспорта, и китайские конкуренты продолжили наращивать свое лидерство.
В 2021 году экспорт оборудования из Германии вырос на 10% до 179,4 млрд евро. Таким образом отрасль достигла докризисного уровня 2019 года в 181,7 млрд евро. Однако экспорт из Китая за прошедший год вырос более чем на 26% до 210,1 млрд евро.
«Развитие внутреннего рынка ЕС вызывает беспокойство. С увеличением на 32% экспорт машин из Китая в ЕС, за исключением Германии, рос значительно быстрее, чем экспорт машин из Германии в страны-партнеры ЕС (+11%). В результате в прошлом году Китай также увеличил свою долю рынка в ЕС, – поделился главный экономист VDMA, доктор Х. Ральф Вичерс. – Однако важно отметить, что значительная часть экспорта машин из Китая приходится на производственные мощности, которыми иностранные компании управляют в Китае или в которых они участвуют в форме совместных предприятий».
Доля иностранных машиностроительных компаний в китайском экспорте машин в 2017 году составила около 27%. На совместные предприятия также приходилось почти 14% экспорта машин. Это означает, что на долю компаний с иностранным участием приходится доля экспорта в размере 41%.
«Более свежие данные об экспорте по структуре собственности недоступны. Однако как минимум каждая третья машина из Китая, скорее всего, будет произведена компаниями с иностранным участием, – поясняет Ральф Вихерс. – Это также включает в себя обязательства немецких компаний. Однако по имеющимся данным невозможно количественно определить, сколько их».
Анализ последних данных об экспорте Китая, говорится в новом отчете VDMA, дает важные результаты по региональному составу китайского экспорта оборудования. Три рынка сбыта – Евросоюз, страны ЮВА и Северная Америка – имеют для КНР примерно одинаковое значение. В 2021 году во все три региона было экспортировано машин на сумму 35 млрд евро. Для сравнения в прошлом году из Германии в страны-партнеры ЕС было экспортировано машин на сумму почти 71 млрд евро, что соответствует доле почти 44% всего немецкого экспорта машин. Это показывает огромное значение внутреннего европейского рынка сбыта для экспортеров машин из Германии. В Северную Америку было отгружено машин на 19,8 млрд евро и только на 4,4 млрд евро в ЮВА.
Экспорт оборудования из Китая в Россию увеличился на 55% до 8 млрд евро в 2021 году. В Украину китайские производители поставили станков на 1,1 млрд евро (+44%). Экспорт машин из Германии в Россию увеличился в прошлом году на 3,8% до 5,5 млрд евро, в Украину – на 1,1 млрд.
«Благодаря высокой прибыли Китай сейчас является поставщиком иностранной техники номер один в Россию. По отношению к соответствующему общему объему экспорта важность рынка сбыта России и Украины вместе и для Китая, и для Германии находится на аналогичном управляемом уровне и составляет менее 5% каждый», – анализирует Ральф Вихерс.