Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Минэкономразвития предлагает внести очередные изменения в Лесной кодекс и смежные законы

01.02.2011 17:02

Министерством экономического развития РФ подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования», подразумевающий в числе прочего внесение существенных изменений в Лесной кодекс, а также в другие законы по вопросам, касающимся использования лесов.

Напоминаем: именно этим министерством (в то время оно называлось «Министерство экономического развития и торговли») в 2004-2006 г.г. был разработан проект ныне действующего Лесного кодекса, почти убивший российское лесное хозяйство, приведший к катастрофическому росту нищеты и безработицы в сельских деревнях и поселках, превративший наши леса в беспризорные земли, и в конце концов ставший главной причиной пожарной катастрофы в лесах Европейской России летом 2010 года. Качество новых поправок, которые Минэкономразвития предлагает внести в Земельный кодекс, Лесной кодекс и смежные федеральные законы, вполне соответствует устоявшемуся «министерскому стилю» − т. е. от их введения можно ожидать только ухудшения и без того непростой ситуации в лесах.

Поправки уменьшают сферу действия лесного законодательства, и без того изрядно сократившуюся при принятии Лесного кодекса 2006 года и не вполне четко определенную. В соответствии с предлагаемыми поправками, «предоставление лесных участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством, если настоящим Кодексом не установлено иное», при этом ряд статей и положений, касающихся предоставления лесных участков в аренду, из Лесного кодекса исключается.

Поправки вводят новый термин, являющийся ключевым для понимания ряда статей Лесного кодекса в новой редакции − «лесное хозяйство (лесные промыслы)», но не определяют этот термин. В итоге становится неясным, например, все ли виды использования лесов должны будут основываться на лесохозяйственном регламенте, и для всех ли видов использования лесных участков необходимо будет разрабатывать проекты освоения.

Поправки создают основу для игнорирования особенностей и режимов защитных лесов − в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 69, «вид разрешенного использования лесного участка определяется в соответствии с документами территориального зонирования».

Предлагаемый Минэкономразвития проект имеет очень большой объем и нуждается в серьезном изучении. Пока понятно лишь то, что это очередной сумбурный законопроект, не основывающийся на какой бы то ни было концепции развития лесного хозяйства в России, не увязанный со смежными законами и вносимыми в них поправками, и не учитывающий мнения отраслевых специалистов.

Проект пока не обсуждался Правительством РФ. Скорее всего, он будет обсужден на правительственном уровне и внесен в Государственную Думу весной 2011 года.

Ниже приводится статья 8 данного законопроекта, содержащая поправки к Лесному кодексу РФ. В других статьях также содержится множество разрозненных положений, имеющих отношение к лесам и лесному хозяйству.

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь: проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования».

Статья 8

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278) следующие изменения:

1) В статье 25:

заголовок статьи изложить в следующей редакции:

«Виды разрешенного использования лесных участков.»

первый абзац пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Для лесных участков могут быть установлены следующие виды разрешенного использования:»

2) Статью 69 изложить в следующей редакции:

«Статья 69. Образование лесных участков

1. Образование лесных участков осуществляется на основании проекта межевания.

2. Местоположение, границы и площадь лесных участков, предназначенных для ведения лесного хозяйства, определяются соответственно по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

3. Вид разрешенного использования лесного участка определяется в соответствии с документами территориального зонирования.»

3) Статью 71 изложить в следующей редакции:

«Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Предоставление лесных участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством, если настоящим Кодексом не установлено иное.»;

4) статью 72 признать утратившей силу;

5) в статье 73 части 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«1. Размер арендной платы по договору аренды определяется в соответствии с земельным законодательством.

2. Начальная цена аукциона (минимальная арендная плата) лесного участка, используемого в соответствии с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства (лесных промыслов), определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. Минимальная арендная плата устанавливается также по договору аренды за лесной участок, используемый в соответствии с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства (лесных промыслов), который предоставляется без торгов.»

6) статью 74 признать утратившей силу.

7) в статье 79 слова «аукциона по продаже права на заключение договора аренды» в соответствующем числе и падеже исключить;

8) в статье 80 слова «аукциона по продаже права на заключение договора аренды» в соответствующем числе и падеже исключить;

9) пункт 2 части 1 статьи 83 изложить в следующей редакции:

«2) распоряжение земельными участками земель лесного фонда, в том числе принятие решений о предоставлении лесных участков, о предварительном согласовании лесных участков, заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, соглашений об установлении сервитутов, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, организация и проведение соответствующих аукционов;»

10) в статье 87:

часть 4 дополнить словами «в отношении территориальных зон, допускающих ведение лесного хозяйства (лесных промыслов) и предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.»

в пункте 1 части 5 слова «со статьей 25 настоящего Кодекса» заменить словами «в соответствии с документами территориального зонирования»;

11) В части 1 статьи 88 после слов «пользование или в аренду» дополнить словами «для ведения лесного хозяйства (лесных промыслов)»;