Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Новости ЛПК

Какие существуют меры поддержки в сфере станкостроения в ЛПК и что еще необходимо предпринять

07.10.2022 17:20

Перспективы развития лесного комплекса Российской Федерации в новых экономических условиях и пути их реализации в сфере лесного машиностроения и станкостроения обсудили на заседании Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации Федерального собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Встреча экспертов отрасли во главе с председателем ЭКС сенатором Татьяной Гигель состоялась в рамках Международной выставки «Лесдревмаш» 15 сентября в Москве.

Несмотря на усилия, которые предпринимаются со стороны всех ветвей власти, констатировала Татьяна Гигель, открывая заседание, производство продукции лесного комплекса сегодня падает, сокращается экспорт, затовариваются склады готовой продукции, снижаются цены. Так, например, только за последние 7 месяцев текущего года производство фанеры сократилось на 21%, а экспорт – на 29%. Транспортные расходы у некоторых предприятий выросли по сравнению с 2021-м годом на 50%. Сложившаяся ситуация приводит к простоям и остановке работы ряда предприятий, сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности, особенно в небольших населенных пунктах. Правительство не остается в стороне от проблем предприятий и принимает всевозможные меры их поддержки.

Так, уже на протяжении нескольких месяцев реализуются программы по субсидированию экспортных транспортных затрат, осуществленных с 1 июля 2022 года. Обсуждаются меры по льготному кредитованию, промышленной ипотеке, поддержке системообразующих предприятий, осуществляется пересмотр в сторону снятия лимита транспортной субсидии, пересмотр арендной платы в сторону оплаты ее по факту заготовки, рассматривается продление постановления по рубкам спелых и перестойных насаждений, перенос сроков исполнения обязательств по ПИПам, а также компенсация процентной ставки по кредитам, выданных в рамках реализации ПИПов и пр.

Но независимо от этих мер поддержки отечественных предприятий, остается важнейшая проблема всего лесопромышленного комплекса — колоссальная импортозависимость в сфере оборудования. По словам Татьяны Гигель, в условиях санкций промышленность оказалась в ситуации сильно затрудненного обслуживания техники и станков, поставок запчастей, комплектующих и программного обеспечения.

«На данный момент ситуация тревожная, но не драматичная, — отметила сенатор. — Правительством Российской Федерации разработан механизм для поддержки закупки и транспортировки оборудования, техники, комплектующих, запчастей, а также сырья и материалов, в том числе для лесопромышленного комплекса. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2022 года № 895, без уплаты НДС ввозится оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, в том числе для лесопромышленного комплекса. Но, несмотря на это, мы просто обязаны возродить и развивать на должном уровне отечественное машиностроение, станкостроение, разработать современное оборудование для лесного комплекса».

Подробнее о существующих мерах государственной поддержки предприятий лесного машиностроения рассказал заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Кузнецов.

По его словам, все предлагаемые государством меры направлены на достижение двух целей.

Первая, оперативная, цель – недопуск дефицита комплектующих и запчастей,  преодоление проблем с их логистикой и логистикой оборудования. Вторая, стратегическая, цель – освоение новых видов продукции и вывода их на рынок.

«Соответственно, для первой оперативной цели, как только мы поняли масштаб тех санкций, которые были введены и тех логистических проблем, с которыми столкнулись наши дилеры и пользователи оборудования, – рассказал представитель ведомства, – мы внесли все оборудование, запчасти, инструменты для отрасли в перечень товаров, подлежащих параллельному импорту. Несмотря на то, что увеличились логистические плечи, увеличилась конечная цена, это дало возможность по эксклюзивным видам продукции привезти требуемое оборудование и комплектующие. А для выпуска менее сложных запчастей, Агентством по технологическому развитию (АТР) была открыта программа в рамках Постановления Правительства РФ №208 по так называемому обратному инжинирингу». Суть программы в том, что любое предприятие, испытывающее проблему с поставкой каких-то импортных деталей и в условиях отсутствия российских аналогов, не имея финансовых средств для проведения соответствующих НИОКР, может обратиться в АТР и за счет предоставляемых агентством субсидий аккредитованный инжиниринговый центр проведет исследование, подготовит конструкторско-технологическую документацию и найдет производителя, который возьмется за выпуск требуемых комплектующих и запасных частей. В этом году проведение таких мини НИОКР для заказчика бесплатно, а в 2023 году будет осуществляться на условиях софинансирования: 80% составит государственная субсидия и 20% от заказчика.

В случае с более сложными комплектующими, узлами или оборудованием, не первый год работает общеминистерская субсидия на компенсацию части затрат, на проведение НИОКР (Постановление Правительства РФ №1649). Мера предусматривает компенсацию до 70% затрат, в которые включены: закупка объекта сравнения, испытательного оборудования, затраты на производство опытного образца продукции, на оплату труда тех людей, которые в этом НИОКР будут задействованы. Причем проекты, их срок, стоимость, сумма субсидии определяются самим исполнителем, компанией, которая обращается за этой субсидией. Субсидия является конкурсной, сначала межведомственная комиссия утверждает тему, по которой будет проводиться конкурс, темы в открытом доступе публикуются на сайте Минпромторга России. И после объявления конкурса любая компания, которая соответствует формальным критериям по обеспеченности оборудованием, по другим требованиям законодательства, может подать заявку на проведение НИОКР по заявленной теме. И дальше уже конкурсным порядком ранжируются те заявки, которые обещают наиболее эффективное, быстрое или дешевое исполнение работ по данным НИОКР.

При недостатке собственных средств предприятие может обратиться в Фонд развития промышленности (ФРП). Здесь предусмотрены льготные займы от 1%, льготные займы на закупку технологического оборудования, то есть основные средства.

Получается, что организация одновременно может обратиться в Минпромторг России с заявкой на НИОКР по субсидии  ПП №1649 и в ФРП:  чтобы к тому моменту, когда НИОКР выполнены, опытная партия продукции готова и можно начинать производство, уже были бы закуплены станки и линии для полной реализации проекта и его вывода на рынок.

Для тех производителей, которые занимаются выпуском серийного оборудования, инструмента или небольших комплектующих, существует еще одна мера поддержки – субсидия «Компенсация скидки, предоставленной покупателю» в рамках Постановления Правительства РФ №1206. Минпромторг России компенсирует до 30% скидки, которую производитель оборудования или инструментов предоставляет покупателю этой продукции. Единственное требование по этой субсидии – наличие в реестре российской продукции, т.е. требуется заключение по Постановлению Правительства №719 (и деревообрабатывающие станки туда внесены). Критерии для включения максимально простые: наличие конструкторской и технологической документации, технологического оборудования, на котором возможно производить то, на что подается заявка, а также возможность сервисного обслуживания. Кроме того, доля российских комплектующих, сырья, материалов в изделии в 2022 году должна составлять не менее 40%, в следующем году не менее 60%. «Так как производство оборудования очень металлоемкое, и огромную часть себестоимости составляет именно работа с металлом, то это реализуемая цифра, это условие возможно выполнить», – заверил представитель Минпромторга.

К слову, заключение по ПП №719 кроме получения субсидии на компенсацию скидки покупателю открывает для компаний возможность участия в госзакупках по ФЗ №44.  По этому закону в соответствии с еще одним Постановлением Правительства, № 616, запрещено за государственные деньги закупать импортное оборудование, если есть аналоги этого оборудования на территории РФ, имеющие заключение по ПП №719.

Таким образом, существует сразу несколько мер поддержки в сфере отечественного машино- и станкостроения, но, к сожалению, в силу низкой информированности самих представителей отрасли они не используются в полной мере. Задача рассказывать обо всех существующих программах сейчас является одной из ключевых, с этим согласились все участники заседания.  Кроме того, неоднократно было подчеркнуто, что государство, в лице Минпромторга и других ведомств, открыто к диалогу и готово реагировать на запросы отрасли и разрабатывать другие меры поддержки, но для этого и предприятия должны активно высказывать свои интересы и нужды.

Только во время заседания было озвучено немало проблем и предложений от представителей отрасли. Так, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов вновь напомнил о проблеме высокой стоимости материалов для того же станкостроения или импортозамещения в области фурнитуры и комплектующих: «стоимость металла на внутреннем рынке выше экспортных цен нашего же металла на внешнем рынке. Абсурдно, особенно когда речь идет об импортозамещающих инвестиционных программах. И это обязанность государства в ручном режиме контролировать таких инвесторов». Еще одна острейшая отраслевая проблема – это слабая подготовка кадров и, как следствие, нехватка квалифицированных специалистов на предприятиях. И это напрямую затрагивает и производство деревообрабатывающего оборудования, и лесопромышленный комплекс, и мебельную отрасль в целом: «при этом мы наблюдаем парадокс, к сожалению, встречающийся довольно часто – предприятия жалуются на нехватку кадров, а учебные заведения, выпускающие эти самые кадры не знают куда трудоустроить своих выпускников».

Вопроса кадров коснулся и директор по связям с государственными структурами управления АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов. «Когда мы говорим о замещении европейских машин и механизмов, то мы хотели бы, чтобы это замещение произошло за счет, в первую очередь, российского оборудования и машин. Но при этом хочется, чтобы сохранился аналогичный высочайший уровень сервиса обслуживания и уровень производственной культуры. Не хотелось бы, переходя на машины другого класса, потерять и в этих двух составляющих. Сейчас, когда недружественные компании, продававшие нам лесную технику, постепенно уходят с нашего рынка, здесь остаются сервисные центры и специалисты высочайшего класса, которые с ними работали. Вот их важно сохранить. Нельзя допустить, чтобы они ушли в другие сферы и другие отрасли», – отметил спикер.

Кроме того, Николай Кротов поделился примером успешного импортозамещения: на Архангельском ЦБК  совместно с учеными Северного (Арктического) Федерального Университета разработали компонент, позволяющий отказаться от импортных химикатов при отбеливании бумаги. В условиях трудностей с поставками продукции тонкой химии — это существенная помощь отечественной целлюлозно-бумажной промышленности.

Директор по работе с государственными органами Ассоциации деревянного домостроения, директор Московского представительства домостроительной компании «Тамак» Вадим Фидаров озвучил в ходе заседания целый план антикризисных мер, способных в течение года переориентировать на внутренний рынок весь объем пиломатериалов с экспортного, оставшегося в прошлом, европейского рынка, а также задействовать при минимальных вложениях на реорганизацию существующую производственную баз.  В первую очередь эксперт отметил необходимость разработки механизмов льготного кредитования на цели закупки инструментов, комплектующих и услуг по проведению капитального ремонта, затрат на его проведение. Это связано с тем, что зачастую эти меры необходимо принимать в срочном порядке, но времени на разработку единичной партии продукции, единичных изделий с учетом разработки конструкторско-технологической документации нет. Кроме того имеет смысл расширить промышленную ипотеку на строительство, реконструкцию, ремонт, а также рассмотреть использование клееных балок в строительстве, реконструкции объектов ИЖС и пр.

С конкретными предложениями и возможными решениями существующих проблем в рамках заседания также выступили председатель член Совета ТПП РФ, председатель Правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, генеральный директор ГНЦ ЛПК Владимир  Кондратюк, генеральный директор компании «Амкодор-Онега» Игорь Дроздов и другие эксперты отраслевого сообщества.

В завершении мероприятия Татьяна Гигель поблагодарила всех за активную работу, отметив, что все высказанные предложения бесценны. Они будут включены в итоговую резолюцию, которая в свою очередь будет направлена в качестве рекомендаций во все профильные органы государственной власти.



Источник новости: «ЛесПромИнформ»