На ПМЛФ-2022 Татьяна Гигель говорила о развитии ЛПК в современных условиях
Петербургский международный лесопромышленный форум прошел 11-12 октября 2022 года. Старт пленарной дискуссии «Состояние отечественного ЛПК и необходимые меры для его развития», начавшей форум, дало выступление сенатора, председателя Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель.
Публикуем без изменений материал, подготовленный по итогам встречи PR-агентством MediaWood.
«Для отечественной экономики развитие лесного комплекса страны является одним из ключевых вопросов», – отметила в приветственном слове сенатор и поделилась с участниками мероприятия той работой, которая сейчас ведется в этом направлении и рассматриваемыми предложениями по решению существующих проблем.
Нормативно-правовое регулирование ЛПК
Функционирование любой отрасли и ее устоPR-агентством MediaWoodйчивое развитие во многом зависит от нормативно-правовой базы. Именно поэтому вопросы законодательного обеспечения лесопромышленного комплекса в Совете Федерации стоят на особом контроле лично у Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Для усиления этой работы в ноябре 2021 года в палате создан специальный орган – Совет по вопросам развития лесного комплекса РФ под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева. Продолжает активную деятельность и Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу при профильном комитете СФ, в который входят представители отраслевого научного и бизнес-сообщества. Результатом глобальной работы стал целый ряд законов, принятых в 2021 году и практически поменявших структуру правового регулирования лесной отрасли. Подробнее об этом, а также о парламентском контроле за исполнением постановлений, своевременным принятием правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов в сфере лесного законодательства, и мониторинге правоприменительной практики принятых законов рассказала Татьяна Гигель участникам пленарной дискуссии отраслевого форума.
Цифровизация лесного комплекса
«Безусловно, ключевым направлением внесенных изменений стала цифровизация лесного комплекса страны, – отметила сенатор. – С первых же дней вступления в действия 3-ФЗ Совет по развитию лесного комплекса, Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу находились на связи с предприятиями из разных регионов, Министерством природных ресурсов и Рослесхозом по проблемам, возникшим при запуске системы перехода на электронные сопроводительные документы. Работа фактически велась в ручном режиме. Причем без преувеличения 24 часа в сутки».
С целью парламентского контроля, мониторинга правоприменительной практики и подведения итогов за первые сложные 4 месяца работы закона 25 апреля 2022 ЭКС провел совместное заседание с руководителями Рослесхоза по теме «Вопросы цифровизации лесного комплекса в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств». На заседании экспертами и руководителями предприятий из совершенно разных регионов России были высказаны проблемы, связанные с функционированием системы: непредвиденные сбои в работе системы, технические проблемы, недостаточная подготовленность кадров и пр. В итоге Рослесхоз совместно с предприятиями проделал большую работу по доработке системы, что позволило электронному сопроводительному документу перевести аналитику движения древесины на совершенно другой уровень, полностью владеть информацией и по складам, и по потокам, и по всем узловым точкам.
По данным Рослесхоза по состоянию на 29 сентября текущего года через ЛесЕГАИС составлено около 5,6 млн. электронных сопроводительных документов, вывезено почти 241,8 млн. куб. древесины, поданы декларации о 592 тыс. сделок. Ежедневный объем перевозимой древесины составляет в среднем около 0,899 млн. куб.м. И сегодня, отмечают в ведомстве, система выдерживает эту нагрузку.
Завершается работа по созданию единого электронного лесного реестра, который объединит сведения о качественных, количественных характеристиках как лесов, так и лесных земель.
В 2023 году планируется тестовый запуск Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) в пилотных регионах: Московской области, Пермском и Красноярском краях. К 1 января 2025 году система заработает в полном объеме во всех регионах.
«Цифровизация позволит перейти к электронному виду ключевых документов, сформировать базы данных – лесоустроительной документации в электронном виде, уточнить положения о таксации лесосек и о рубке лесных насаждений», – подчеркнула Татьяна Гигель.
Лесоустройство
Одним из стратегически важнейших направлений для лесного хозяйства является планирование и лесоустройство. С 1 января 2022 года вступил в силу ФЗ 304, которым совершенствуется правовое регулирование отношений в этой области. И с тех пор состоялось несколько мероприятий соответствующей тематики. В частности, в Красноярске 12 июля при содействии ФГБУ «Рослесинфорг» состоялось выездное заседание ЭКС по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Федеральное лесоустройство: путь к усовершенствованию лесоучетных работ». Мероприятие вызвало большой интерес профессионального и научного сообщества, участники единодушно отметили, что принятый 304 закон стал просто прорывным для лесной отрасли. Но вместе с тем, они же акцентировали внимание и на отрицательных моментах и высказали предложения по требуемым решениям, чтобы нормы закона заработали в полной мере. Это, например, и запрет аренды при таксации более 10 лет, и размещение линейных объектов в городских лесах, и предоставление древесины гражданам для собственных нужд, и межевые планы «Рослесинфорга» и пр. Для полноценной реализации положений 304 ФЗ необходимо проводить мероприятия по лесоустройству в первую очередь в зоне с высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства или зоне, приоритетной для выполнения работ по лесоустройству, которые оцениваются в 300 млн гектаров. Сюда входят территории, переданные в пользование для заготовки древесины, площадь которых составляет более 200 млн гектаров, а также территории, которые являются перспективными для заготовки древесины и для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Руководство «Рослесинфорга» акцентировало внимание, что для поддержания материалов лесоустройства в актуальном состоянии его на этой территории необходимо проводить один раз в 10 лет. Таким образом, ежегодный объем мероприятий по лесоустройству должен осуществляться на площади не менее 30 млн гектаров с ежегодным финансированием 4,8 млрд рублей. И, конечно, самое важное – финансовое обеспечение из средств федерального бюджета на выполнение этих мероприятий. К слову, вопросов лесоустройства коснулись также в Красноярске, но уже 13 июля на выездном заседании Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при СФ на тему «О состоянии и перспективах развития ЛПК в новых экономических условиях». В итоговых документах озвученные проблемы нашли свое отражение, предложения направлены в Правительство РФ. На сегодняшний день практически завершается принятие нормативных актов. Утверждена «Лесоустроительная инструкция», в конце сентября зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Но до сих пор не урегулирован вопрос по порядку аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству, а готовить таких специалистов необходимо уже сейчас.
В Минприроды подготовлены проекты приказов по этим проблемам. Их необходимо принять в самое ближайшее время.
Ситуация в отрасли и меры поддержки
Уже более полугода все отрасли российской экономики существуют в экстраординарных условиях, и лесной комплекс не исключение. Это вызывает необходимость для выработки на государственном уровне ряда как первоочередных, так и долгосрочных мер, направленных на поддержку лесного комплекса. Советом по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации, ЭКС по лесному комплексу при тесном взаимодействии с бизнес-сообществом был предложен ряд оперативных мер, которые были направлены в Правительство Российской Федерации. 15 июня 2022 они приняты.
Тем не менее, несмотря на совместные усилия всех ветвей власти, ситуация в отрасли очень сложная. Фиксируется отрицательная динамика производства. По итогам 8 месяцев 2022 года осложнилась ситуация на предприятиях деревообработки (производство пиломатериалов, фанеры, топливных пеллет). Так, например, производство фанеры сократилось на 21%, экспорт на 29%. Наблюдается серьезное падение цен. Руководители предприятий и всё профессиональное сообщество отмечают, что за последний месяц появилась тенденция к снижению объемов производства по лесопилению. Они упали более, чем в два раза. Цены снизились в три раза. Эксперты полагают, что предприятия, перерабатывающие древесину высокого передела (пиловочник, фанера), находятся в тяжелейшем состоянии. Требуются срочные меры, иначе лесозаготовительные компании уйдут из оборота: в связи с падением цен им просто невыгодно будет заготавливать древесину. И тогда вся тяжесть может лечь на целлюлозно-бумажные комбинаты. Хотя пока именно целлюлозно-бумажная промышленность является единственной подотраслью лесного комплекса, у которой не снизились объёмы производства.
15 сентября состоялось очередное заседание Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу. Мероприятие было посвящено обсуждению ключевых вопросов развития лесного комплекса в новых экономических условиях и путей реализации их в сфере лесного машиностроения и станкостроения. Зависимость отрасли от импортного оборудования давно превысила критическую, при этом значительная часть этого оборудования была поставлена из недружественных стран и в условиях санкций предприятия оказались в ситуации сильно затрудненного обслуживания техники, поставок запчастей, комплектующих, а главное, программного обеспечения к этой технике. Обсуждались эти проблемы и ранее: еще в апреле 2022 года в Новгородской области на выездном заседании с участием профессионального сообщества, руководителей региональных властей, представителями Минпромторга. На этих заседаниях было озвучено немало сложностей и конкретных предложений от профессионального и научного сообщества, которые также были направлены в соответствующие министерства и ведомства.
Проблем много, но заострить внимание стоит на одной: высокой стоимости металла и других материалов для того же станкостроения или импортозамещения в области фурнитуры и комплектующих. Неоднократно специалистами отмечалось, что стоимость металла на внутреннем рынке выше экспортных цен нашего же металла на внешнем. Это просто нелепо, в особенности, когда постоянно говорится об импортозамещающих инвестиционных программах. И эксперты считают, что это обязанность государства в ручном режиме контролировать таких инвесторов.
Еще одна острейшая отраслевая проблема, которая звучит на всех мероприятиях – слабая подготовка кадров и, как следствие, нехватка квалифицированных специалистов. И это напрямую затрагивает все сферы отрасли. Эксперты отмечают, что наблюдается парадокс, к сожалению, встречающийся довольно часто: предприятия жалуются на нехватку кадров, а учебные заведения, выпускающие эти самые кадры, не знают куда трудоустроить своих выпускников.
«Говоря о всех этих вопросах, хочу подчеркнуть, – сказала Татьяна Гигель, – государство не остается в стороне от проблем предприятий и принимает всевозможные меры их поддержки. В Совете Федерации активно продолжается работа над совершенствованием законодательства в области лесных отношений. Сегодня внесены в Правительство РФ и дорабатываются законопроекты о строительстве лесных дорог, об очистке от мусорных свалок, на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект о совершенствовании арендных отношений, который обеспечит добросовестным лесопользователям возможность заключить договор на новый срок без торгов и защитит его от необоснованного расторжения. Действуют программы по субсидированию экспортных транспортных затрат, осуществляемых с 1 июля 2022 года. Обсуждаются меры по льготному кредитованию, промышленной ипотеке, поддержке системообразующих предприятий, осуществляется пересмотр в сторону снятия лимита транспортной субсидии, пересмотр арендной платы в сторону оплаты ее по факту заготовки, рассматривается продление постановления по рубкам спелых и перестойных насаждений, перенос сроков исполнения обязательств по ПИПам, а также компенсация процентной ставки по кредитам, выданным в рамках реализации ПИПов, и другие. Представители Минпромторга на заседании 15 сентября озвучили целый комплекс мер по государственной поддержке предприятий лесного машиностроения и отрасли в целом, но, к сожалению, в силу низкой информированности самих представителей отрасли они не используются в полной мере. Кроме того, представителями Минпромторга неоднократно было подчеркнуто, что государство, в лице Минпромторга и других ведомств, открыто к диалогу и готово реагировать на запросы отрасли и разрабатывать другие меры поддержки, но для этого и предприятия должны активно высказывать свои интересы и нужды. Открыты к диалогу и сотрудничеству и мы в Экспертно-консультативном совете по лесному комплексу. Давайте решать проблемы вместе».
Центр отраслевых компетенций лесопромышленного комплекса
Несмотря на то, что государство прикладывает колоссальные усилия, принят ряд действенных мер для поддержки отрасли, тем не менее, в стране имеется несбалансированность в области размещения новых мощностей, научных разработок, подготовки кадров, внедрения новых технологий, оснащения материально-технической базы, финансирования отрасли, управления лесными ресурсами, а такое положение дел тормозит развитие отрасли.
Возможно, и это отмечает профессиональное сообщество, причина в отсутствии единого центра управления в лесной отрасли. А это не способствует оперативному преодолению всех озвученных проблем. Сегодняшняя ситуация требует принятия очень быстрых решений.
Так, по мнению экспертов, важным шагом может стать создание Центра отраслевых компетенций лесопромышленного комплекса на площадке одного из отраслевых ВУЗов.
«Это одно из наших последних предложений, которое мы продвигаем, невзирая на сложности, – поделилась с участниками форума председатель Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при профильном комитете СФ Татьяна Гигель. – Главной целью центра компетенций должно стать превращение лесной отрасли в один из основных векторов экономики России. Он должен способствовать централизации и координации функций в области лесных отношений, научно-технического развития, если коротко, повышению эффективности управления в данной сфере».
Перед будущим центром ставится задача, охватывающая все вопросы отрасли: от развития системы профессионального и непрерывного образования, инновационного развития, технической и производственной кооперации, лесное и лесоперерабатывающее машиностроение и многое другое. Важно также предусмотреть создание в составе центра современного экспериментально-опытного предприятия полного цикла производства для отработки новых импортозамещающих технологий как места получения и передачи передовых знаний от выращивания и воспроизводства до получения продукции с высокой добавленной стоимостью.
Центр компетенций лесного комплекса предусматривает объединение всех научных и образовательных учреждений лесного профиля в субъектах РФ, имеющих соответствующие компетенции, с единым Центром управления и развития и наличием опытных полигонов в различных лесорастительных зонах.
«Вопрос создания центра рассматривался на заседании Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации в Красноярске. Итоговое решение направлено в адрес Правительства Российской Федерации, – отметила Татьяна Гигель. – Мы инициировали рассмотрение Правительством этого предложения, убеждены в его актуальности и надеемся на содействие в его реализации. Инициатива по созданию Центра сегодня поддержана Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации».
Только с таким комплексным подходом и общими усилиями — государства, самих предприятий, научного сообщества — отрасль сможет преодолеть существующие сложности и стать действительно значимой частью экономики нашей страны.