Новости ЛПК

Бывший владелец СЗЛК Игорь Битков объявлен в розыск

30.03.2011 18:38

Игорю Биткову, бывшему совладельцу группы СЗЛК (55%), в которую входил Неманский целлюлозно-бумажный комбинат, на минувшей неделе предъявлено обвинение в преднамеренном банкротстве НЦБК. Одновременно он был объявлен в федеральный розыск.

В 2009 году 1-й отдел СЧ СУ при УВД по Калининградской области возбудил два уголовных дела по признакам ч.4 ст.159 УК РФ − мошенничество в особо крупном размере. В основу дел легли факты хищения денежных средств Сбербанка и «Газпромбанка», предоставленных в виде кредитов Неманскому целлюлозно-бумажному комбинату в 2004−2008 гг.

Впоследствии оба дела были объединены в одно − № 350140/09, кроме того, следователи переквалифицировали действия руководства и владельцев НЦБК по ст. 196 УК РФ − преднамеренное банкротство. Это стало возможным после того, как Федеральный арбитражный суд по Северо-Западному округу (ФАС СЗО) вынес решение о признании недействительной сделки по покупке Неманским ЦБК ООО «Светоч» у британского оффшора Vilda Consalt Ltd. за 3,7 млрд рублей. В ходе исследования обстоятельств дела суд выяснил, что британский оффшор Vilda Consalt Ltd. стал собственником «Светоча» буквально за день до перепродажи этого актива Неманскому ЦБК, выкупив 100% фирмы всего за 20 млн рублей. При этом НЦБК обязался заплатить оффшору за этот же актив уже 3,7 млрд руб. В итоге суд пришел к выводу, что сделка была заключена с целью незаконного вхождения Vilda Consalt Ltd. в состав кредиторов НЦБК для контроля за процедурой банкротства комбината в ушерб другим, настоящим, кредиторам.

Обвинение Игорю Биткову предъявлено заочно, поскольку он и его супруга Ирина Биткова (совладелица 45% СЗЛК) покинули Россию еще в 2008 году. После этого они непродолжительное время общались с сотрудниками предприятий своей группы и представителями СМИ исключительно через пресс-службу.

В конце минувшего года всплыла информация о том, что Игорь и Ирина Битковы, возможно, скрываются от своих кредиторов в Гватемале. Это следует из документов, поступивших в суды общей юрисдикции г. Пушкина и Октябрьского района Санкт-Петербурга, куда они были вызваны на заседание. В качестве объяснения причин неявки в суд было предоставлено заключение гватемальского доктора. Хирург Эмануэль Барьос Тэльо, который прислал заявление, официально утверждал, что лично оценил состояние Игоря и Ирины Битковых после того, как владельцы СЗЛК попали в ДТП в Гватемале. Согласно заключению врача, Игорь Битков получил «черепно-мозговую травму первого уровня» и многочисленные переломы, а Ирина Биткова − переломы ребер и перелом левого колена. По словам доктора Барьос Тэльо, супруги проходили лечение в одной из частных клиник Гватемалы (в какой − не уточнялось) и не могли путешествовать ни на автомобиле, ни самолетом на протяжении 6 месяцев.

Однако проверка показала, что присланный в суд документ, скорее всего, являлся фальшифкой: телефон, указанный на заключениях обоих супругов в качестве телефона врача, оказался мобильным, и по нему отвечал человек, который никогда не слышал о докторе Эммануэле Барьосе Тэльо; по адресу, указанному в заявлении в качестве кабинета врача, расположен офис местной страховой компании, никто из сотрудников которой тоже ничего не знал о существовании такого хирурга.